Работа юриста косметического концерна включает в себя много необычных направлений – споры о брэндах-двойниках, подделке продукции, подтверждение сведений, которые указаны на упаковке крема или шампуня. Об этом и многом другом нам рассказал начальник юридического отдела ОАО Концерн «Калина» Евгений Шуров.
– Кризис как-то сказался на работе юридического отдела?
– Пока резкого изменения ситуации мы не почувствовали. Тем не менее немного скорректировали договоры с дилерами. Мы всегда старались поставлять им нашу продукцию на условиях предварительной оплаты либо с обеспечением банковской гарантией. Теперь, учитывая возможный риск разорения банков, мы стали включать в договоры условие о том, что в случае возникновения проблем у банка мы можем в одностороннем порядке потребовать заменить банковскую гарантию на другой вид обеспечения. Например, поручительство третьего лица, залог и т. д. Если дилер не предоставит новое обеспечение, то концерн вправе отказаться отгружать ему продукцию. Что касается договоров поставки в торговые сети, то их условия поменять сложно. Риск, конечно, присутствует. Но он был всегда. Мы шли на него раньше и идем сейчас.
Евгений Шуров В 1980 году родился в городе Нижний Тагил Свердловской области. В 2004 году закончил Уральскую государственную юридическую академию в Екатеринбурге. Еще будучи студентом последнего курса работал юрисконсультом ОАО «Турбомоторный завод». В 2004–2006 годах был ведущим специалистом отдела корпоративного управления ЗАО «Комплексные энергетические системы» в Москве. После этого до конца 2007 года работал руководителем юридического отдела ОАО «Челябинскгоргаз». С декабря 2007 года – начальник юридического отдела ОАО Концерн «Калина» |
– В Концерн «Калина» помимо основного екатеринбургского предприятия входит еще пять дочерних компаний. При этом у холдинга внушительные объемы продаж. Наверное, у вас весьма крупная юридическая служба?
– Вовсе нет. Кроме меня юридический отдел включает в себя еще пять юристов. Два из них – «узкопрофильные» специалисты по интеллектуальной собственности, остальные занимаются всеми возможными вопросами правового обеспечения деятельности концерна без какой-либо специализации. В каждой дочерней компании есть свои юристы, но они полностью самостоятельны. Безусловно, если возникают какие-то сложные вопросы, они порой обращаются к нам за советом. Но это скорее исключение, чем правило.
– Три юриста общей практики занимаются и договорами, и исками, и корпоративной работой?
– Нет, вопросами корпоративного управления и ценными бумагами у нас занимается специальный отдел корпоративных финансов. Это связано с тем, что акции концерна обращаются на ММВБ и РТС, мы выпускаем также облигации. Ценные бумаги – очень специфическая область, требующая специальных знаний. В этом отделе в основном люди с экономическим образованием. Однако они занимаются не только выпуском и обращением ценных бумаг, но и всей документацией, связанной с проведением собраний акционеров и других корпоративных процессов. У них достаточный опыт работы в этой сфере. Разумеется, мы подключаемся к их работе, когда нужны какие-то разъяснения в связи с пробелами или противоречиями в законодательстве. Бывает, что и берем на себя какой-то блок работы.
Война с брэндами-двойниками
– То, что у вас два юриста из пяти занимаются только интеллектуальной собственностью, говорит о том, что работы в этой сфере немало.
– Совершенно верно. У нас много хорошо раскрученных брэндов – «Черный жемчуг», «Чистая линия», «Сто рецептов красоты», «MIA» и другие. Не удивительно, что недобросовестные производители парфюмерно-косметической продукции периодически пытаются их как-то использовать. Часто не только используют созвучное название, но и воспроизводят внешний вид упаковки или ее отдельных элементов. Потом еще и в магазинах стараются пристроить такую продукцию рядом с нашей с одним простым желанием – запутать потребителя. А поскольку концерн вкладывает немалые средства в рекламу, мы не можем сквозь пальцы смотреть на подобные случаи недобросовестной конкуренции.
– Можете привести примеры брэндов-двойников?
– Конечно. У нас есть довольно известная серия детской косметики под товарным знаком «Маленькая фея». Казанский завод «Нэфис Косметикс» зарегистрировал товарный знак «Миленькая фея» на аналогичную продукцию. Причем даже изображение на этикетках детского шампуня, выпущенного под этим знаком, было похоже на наше. Мы обратились с заявлением в Палату по патентным спорам об аннулировании регистрации товарного знака «Миленькая фея», поскольку считали, что его вообще не должны были регистрировать из-за сходства с нашим знаком до степени смешения. Кроме того, мы подали иск непосредственно к «Нэфис Косметикс» о запрете выпуска косметики под брэндом «Миленькая фея» и о денежной компенсации. Оба заявления были успешно удовлетворены.
Была еще интересная ситуация с брэндом «Черный жемчуг». Фабрика «Самарский кондитер» начала выпускать конфеты под таким названием. А наш товарный знак был зарегистрирован не только на косметику, но и на все существующие классы продукции. После того как мы обратились в суд, фабрика поменяла название конфет с «Черного жемчуга» на «Черную жемчужину».
– А с откровенными подделками под продукцию концерна приходилось иметь дело?
– Да, но гораздо реже, чем с копированием брэндов. О появлении «подпольной» косметики якобы нашего производства мы, как правило, узнаем от супервайзеров. Это сотрудники, которые следят за ассортиментом продукции концерна в торговых точках, контролируя работу дилеров. Каждый супервайзер прекрасно знает свой регион: в каком магазине, в каком ассортименте и количестве должна быть представлена наша косметика. Если в конкретном магазине обнаруживается что-то сверх этого перечня, то скорее всего это подделка. Супервайзер покупает экземпляр (можно это условно назвать контрольной закупкой) и отправляет на наш завод. Тут уже специалисты по номеру партии, дате выпуска и другим признакам могут точно определить, контрафакт это или нет.
– Если это подделка, то какие действия вы предпринимаете?
– Обращаемся в милицию. Обычно после этого канал поставок контрафакта сразу же исчезает. Если контрафактная продукция попадает на полки магазинов из-за границы, то мы обязательно доводим эту информацию до сведения таможни.
Когда юристу нужна физическая сила
– Кроме споров о товарных знаках по какому поводу еще приходится судиться?
– Львиная доля всех процессов связана с неплатежами контрагентов. Не так давно – осенью 2008 года – завершилось дело по взысканию задолженности с сети «Арбат Престиж». У нее перед концерном числилась задолженность порядка 40 млн рублей. Когда появилась информация о том, что у этой компании серьезные проблемы (было заведено уголовное дело на руководителя), нам стало очевидно, что долг необходимо получить как можно быстрее. Однако дело довольно долго рассматривалось в суде – почти полгода. Причем в юридическом смысле это был очень простой процесс, но имелись сложности чисто технического характера. Дело в том, что долг складывался из разных поставок в различные магазины сети, и задолженность подтверждалась товарно-транспортными накладными в количестве 3,5 тыс. штук. Мы возили эти накладные в московский суд буквально коробками. Так что на судебные заседания из нашего отдела ездили только физически крепкие мужчины и еще брали в помощь сотрудника из службы охраны.
– А реально вам удалось получить присужденный долг?
– Да, к счастью для нас мы вовремя начали этот процесс. На момент предъявления исполнительного листа «Арбат Престиж» еще работал, и деньги на счетах компании были. К тому же мы буквально дежурили в кабинетах судебных приставов, максимально содействовали процессу взыскания: самостоятельно развозили по Москве запросы в банки и отвозили обратно приставам полученную информацию о счетах.
Зачем юристы концерна тестируют косметику
– У работы юриста в сфере производства парфюмерии и косметики есть какая-то специфика? Например, связанная с тем, что в производстве используется спирт.
– Безусловно, Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» распространяется в том числе и на наше производство. Есть определенные требования к приемке и учету спирта, его хранению – вплоть до того, как должно быть оборудовано спиртохранилище. Но поскольку эти вопросы контролирует налоговая инспекция, у нас в концерне этот блок вопросов закреплен за бухгалтерией.
Юридическая служба в большей степени курирует вопросы соблюдения закона «О защите прав потребителей». Точнее, мы следим за тем, чтобы вся информация о продукции соответствовала требованиям законодательства. Вы наверняка встречали на этикетках информацию о том, что после применения данного крема, например, улучшаются какие-то показатели – на 20 процентов повышается упругость кожи, на 30 процентов сокращаются морщины и т. д. Когда производитель указывает такую информацию, он должен отвечать за ее достоверность. Поэтому если есть желание заявить что-то подобное, мы всегда выясняем у наших производственных отделов, на каких исследованиях или тестированиях основаны эти данные, вплоть до того, какие приборы для этого использовались, сертифицированы ли они и т. д.
– А у поставки косметики в розничные сети есть какие-то особенности?
– Нет, я думаю, что сетевые поставки строятся на стандартных условиях независимо от вида товаров. Как и другие поставщики, мы тоже покупаем определенные выгодные места на полках, то есть договор поставки включает в себя еще и условия так называемого мерчендайзинга.
– Кстати, налоговая инспекция не предъявляет вам претензий по поводу учета в расходах платы за размещение товаров?
– Нет, в ходе проверок нарушений в этой части ни разу не было установлено. Мы внимательно изучаем разъяснения Минфина по этому поводу, следим за судебной практикой и корректируем содержание договора с сетью под те условия, которые хотят видеть налоговики в целях учета затрат.
Плюс еще четыре вопроса Как вы выбираете нового сотрудника? Предлагаю кандидату решить задачу из текущей практической деятельности компании, над которой мы сами недавно бились. По ходу его рассуждений становится ясно, насколько он компетентен. Вы контролируете работу своих подчиненных по всем направлениям? Все охватить невозможно. Важно выбрать зоны ответственности, которые действительно надо взять под личный контроль: исходя из сложности дела или очень крупной суммы спора. Какое качество сотрудника для вас наиболее ценно? Хорошее логическое мышление. Если это есть, то сотрудник в состоянии разобраться в любом вопросе даже без глубоких знаний в конкретной отрасли права. Раньше вы работали в газово-энергетических компаниях. Не сложно было перестраиваться под специфику косметического производства? Я такие изменения воспринимаю скорее как положительный момент. Они расширяют кругозор, тренируют способность осваивать новые знания. |
Начать дискуссию