Существенные условия договора розничной купли-продажи

Ежедневно совершаются миллионы сделок купли-продажи, которые в своей совокупности образуют розничный торговый оборот. Особое значение договора купли-продажи обусловлено гибкостью и широтой сферы его применения: на основании этого договора товар может быть «перемещен» различными способами и практически любому количеству потребителей.

Ежедневно совершаются миллионы сделок купли-продажи, которые в своей совокупности образуют розничный торговый оборот. Особое значение договора купли-продажи обусловлено гибкостью и широтой сферы его применения: на основании этого договора товар может быть «перемещен» различными способами и практически любому количеству потребителей.

Зачастую в отношениях между продавцами и потребителями возникают трения, которые могут привести к судебному разбирательству.

Правовые нормы

Отношения между продавцом и покупателем, складывающие в сфере розничной купли-продажи, регламентируются главой 30 ГК РФ, а также Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон № 2300-1»). Нормы, установленные в них, прямо указывают на права и обязанности каждой стороны, предмет договора, сроки и способы предоставления товара, приобретенного в розницу, меру ответственности каждой стороны и т.д.

Заключив договор розничной купли-продажи, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного ­с предпринимательской деятельностью.

По общему правилу предметом договора купли-продажи может быть только вещь (товар). Об этом сказано в статье 454 ГК РФ. Договор розничной купли-продажи товаров считается заключенным с момента оплаты товара, что может подтверждаться выдачей продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего эту самую оплату товара (ст. 493 ГК РФ). То есть сам договор розничной купли-продажи может заключаться как в устной (например, на момент совершения – таковых большинство), так и в простой письменной форме.

Продавец должен предоставлять покупателю исчерпывающую (необходимую и достоверную) информацию о предлагаемом к продаже товаре, которая включает сведения (ст. 10 Закона № 2300-1):

  • о наименовании технического регламента или об ином обозначении товара, свидетельствующем об обязательном подтверждении товара1 ;
  • об основных потребительских свойствах товара;
  • правилах продажи товара;
  • месте изготовления товара;
  • правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара;
  • цене товара, а также полной сумме, подлежащей выплате ­потребителем, и условиях приобретения;
  • сроке службы, годности и гарантийном сроке;
  • порядке оплаты и сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора;
  • о своем адресе (местонахождении) и полном фирменном ­наименовании изготовителя;
  • об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям по безопасности для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, если такие требования установлены законом (п. 4 ст. 7 Закона № 2300-1).

Покупатель же вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи вышеуказанную информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (п.4 ст. 445 ГК РФ), а если договор заключен, – в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Также необходимо сообщить покупателю сведения о доставке. Обычно товар, приобретаемый в розницу, продавец передает в месте его оплаты, например, в том же торговом зале. Но ведь тем же договором розничной купли-продажи может быть предусмотрено и условие о доставке из торгового зала (например, если речь идет о покупке крупногабаритного товара – холодильника, стиральной машины и т.п.). Согласно пункту 1 статьи 499 ГК РФ, если договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, – в место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющихся покупателями.

В этом случае договор розничной купли-продажи будет считаться исполненным лишь с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии – любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара. Покупателю также следует помнить о том, что цена договора может возрасти на ту сумму, в которую продавец оценит стоимость доставки товара собственными силами покупателю, однако об этом последний должен быть уведомлен в момент покупки, то есть в момент заключения самого договора! В противном случае он может быть признан недействительным, как ущемляющий права потребителя (п. 1 ст.и16 Закона № 2300-1), с отнесением всех издержек на продавца.

И, что особенно важно, продавец обязан в письменной форме довести до сведения потребителя информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества. Такая информация должна содержать адрес (местонахождение), по которому можно вернуть товар, режим работы продавца, максимальный срок, в течение которого можно вернуть товар.

Продавцу следует предупредить потребителя о том, что необходимо сохранить товарный вид, потребительские свойства товара надлежащего качества до его возврата. В таком же виде должны быть и документы, подтверждающие заключение договора, срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.

По общему правилу покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней . Если же продавец нарушит указанную обязанность и не уведомит об этом потребителя, срок, в течение которого покупатель вправе отказаться от товара, продлевается до 3 месяцев с момента передачи товара.

Однако предусмотрен случай, при котором покупатель не имеет права отказаться от товара. Речь идет о таком товаре надлежащего качества, который имеет индивидуально-определенные свойства, если он может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1). Это, например, эксклюзивные товары, существующие в единственном экземпляре или изготовленные специально «под клиента».

Справка

Цена договора розничной купли-продажи – это его существенное условие. П. 1 ст. 500 ГК РФ предусматривает, что покупатель обязан оплатить товар по цене объявленной ему продавцом в момент заключения указанного договора.

Действующее законодательство направлено на установление повышенных гарантий для потребителей, которые обеспечиваются широким кругом прав, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, а с другой стороны, установлением ответственности продавца за их нарушение.

Например, Закон № 2300-1 устанавливает, что если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, то он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора. А если договор уже заключен, то покупатель может отказаться от его исполнения (в разумный срок) и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Все убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его прав по договору купли-продажи, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, и это не освобождает продавца от исполнения возложенных на него обязательств в натуре по договору розничной купли-продажи (ст. 13 Закона № 2300-1).

Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (п.4 ст. 498 ГК РФ).

Согласно ст. 22 Закона № 2300-1 требования потребителя о возмещении убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре (в число которой входит и цена – ст. 10 Закона № 2300-1), подлежат удовлетворению ­продавцом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.

В эпоху Интернета…

Заслуживающим особого внимания является дистанционный способ продажи товара.  В этом случае договор заключается после ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (Интернета, телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иным способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара. Таким образом, прямой контакт между покупателем и продавцом отсутствует.

Указанный договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового/товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя купить товар. При оплате товаров в безналичной форме или в кредит продажа подтверждается накладной или актом ­приемки-передачи товара, который подписывают обе стороны.

При этом следует иметь в виду, что момент заключения договора (а значит, и согласование цены) и момент передачи (доставки) товара обычно не совпадают. И, как правило, продавец доставляет товар покупателю собст­венными силами и за свой счет. Следовательно, в этом случае продавцу будет принадлежать право выбора не только транспорта и других условий доставки товара покупателю, но и право установления цены за такие услуги. Согласно п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 162 (далее – «Правила»), продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием способа доставки и вида транспорта. Таким образом, на момент заключения самого договора покупатель должен быть в курсе окончательной цены покупки и быть готовым уплатить ее продавцу.

Обращаем особое внимание, что не допускается передача потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об обязательной оплате товаров. Ст. 16 Закона 2300-1 прямо запрещает обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товара, возмещаются продавцом в полном объеме.

На практике случается, что при продаже товаров с использованием почтовой связи потребителю при получении заказа (упакованного в бандероль, посылку и т.д.), в отделениях связи предлагают произвести доплату, после чего при вскрытии (осмотре) почтового отправления выясняется, что присланные товары потребителем не заказывались. В таких случаях продавец может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор розничной купли-продажи условий, ущемляющих права потребителей) или по ст. 14.15 КоАП РФ (нарушение правил продажи отдельных видов товаров).

Скрытая цена

Нередки случаи, когда некоторые технически сложные товары (компьютеры, бытовая техника и т.п.) не могут быть использованы «по назначению покупателем, так как продавец не сообщил о необходимости в этих случаях привлечения квалифицированных специалистов по наладке, подключению и пуску в эксплуатацию таких товаров. Привлечение же указанных специалистов и их услуги либо привлечение самого продавца в качестве такого специалиста, естественно, стоят денег, о чем, получается, продавец тоже «скромно умолчал». Вот так и образовывается «скрытая цена» за товар, которая от приемлемой для покупателя в момент покупки может вырасти до «краха» личного бюджета.

В такой ситуации продавец обязан сообщить покупателю о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров. А если же продавец предлагает себя в качестве такого специалиста, то подобные услуги (работы) будут считаться дополнительными (поскольку не были известны и заказаны покупателем заранее), и выполнять их продавец может лишь с согласия покупателя. Если же такие услуги все же были оказаны продавцом без предварительного уведомления покупателя, то последний вправе отказаться от их оплаты или, если они уже были оплачены, потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы (п. 3 ст. 16 Закона 2300-1)

1 Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Комментарии

2
  • zzpp
    Хотелось бы увидеть основания и НПА, на которых основываются утверждения автора:
    1. "продавец обязан в письменной форме довести до сведения потребителя информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества"
    2. "По общему правилу покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней . Если же продавец нарушит указанную обязанность и не уведомит об этом потребителя, срок, в течение которого покупатель вправе отказаться от товара, продлевается до 3 месяцев с момента передачи товара."
  • Корытник Анастасия
    Есть какой-либо срок, в течение которого нужно вернуть предоплату за товар. Покупатель оплатил, а потом отказался от товара, передумал забирать. Написал заявление о возврате денежных средств. В какой срок мы обязаны ему вернуть денежные средства? Заранее спасибо!

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Интересные материалы

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России