Выплаты по районным коэффициентам включаются в себестоимость.

Выплаты по районным коэффициентам включаются в себестоимость несмотря на противоположное мнение налоговиков со ссылкой на необходимость отнесения этих затрат за счет средств предприятий
Выплаты по районным коэффициентам включаются в себестоимость несмотря на противоположное мнение налоговиков со ссылкой на необходимость отнесения этих затрат за счет средств предприятий

юрист Лусников
http://www.lusnikov.com/



Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в своем постановлении от 05.08.02 по делу N А42-3265/02-26 пришел к выводу о том, что указание в постановлении СовМина РФ от 04.02.91 N 76 на то, что затраты по выплате районных коэффициентов осуществляются за счет средств предприятий, не исключает отнесение указанных затрат на себестоимость.
Ниже приводится полный текст названного постановления Федерального арбитражного суда СЗО.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2002 года Дело N А42-3265/02-26


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Корабухиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ковдорскому району Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.04.2002 по делу N А42-3265/02-26 (судьи Романова А.А., Евтушенко О.А., Сигаева Т.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Продинвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным решения от 17.10.2001 N 02-29/1079 ДСП Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ковдорскому району Мурманской области (далее - инспекция) в части доначисления 1024 руб. налога на прибыль и начисления соответствующих пеней и налоговых санкций.

Решением суда от 25.04.2002 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт, поскольку он принят с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены статья 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Крайнего Севера".

Стороны о времени и месте слушания дела надлежаще извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная проверка соблюдения обществом налогового законодательства за период с 2000 года по первое полугодие 2001 года, по результатам которой составлен акт от 21.09.2001 N 02-29/119 и принято решение от 17.10.2001 N 02-29/1079 ДСП.

Названным решением общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Истцу также доначислено 1074 руб. налога на прибыль и начислены пени по этому налогу. Инспекция установила, что общество неправомерно отнесло на себестоимость продукции сумму районного коэффициента, начисленного к заработной плате работников предприятия в размере 1,5 вместо установленного 1,4. Это повлекло завышение себестоимости продукции и соответственно занижение налога на прибыль.

Суд, правильно установив фактические обстоятельства дела, правомерно удовлетворил исковые требования общества, признав оспариваемое решение налогового органа недействительным в соответствующей части.

Законом Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в редакции, действующей в проверяемый период, определено, что районные коэффициенты к заработной плате устанавливаются законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Крайнего Севера" предоставлено право представительным органам субЪектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций и бюджетов субЪектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основании этого постановления главой администрации Мурманской области издано постановление от 27.01.92 N 64 "О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих Мурманской области", согласно которому для рабочих и служащих всех предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Мурманской области, установлен районный коэффициент к заработной плате, равный 1,5. При этом выплата надбавок к заработной плате по районному коэффициенту осуществляется за счет средств предприятий и организаций.

В связи с этим инспекция сделала вывод о том, что возникающая разница (дополнительные затраты) между районными коэффициентами не должна уменьшать налоговую базу для исчисления налога на прибыль.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" обЪектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 7 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются в себестоимость продукции в составе затрат на оплату труда.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.09.92 N 653 установлено, что для предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляющих свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам включаются в затраты на оплату труда в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552. Для учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, указанные выплаты производятся за счет средств, предусмотренных по сметам на их содержание, а в случае их недостаточности - за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, законодательство прямо указывает на то, что данные расходы относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
Указание в постановлении Совета Министров Российской Федерации от 04.02.91 N 76 на то, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, не противоречит приведенным нормам законодательства, так как это не исключает отнесение указанных затрат на себестоимость. Понятие "средства предприятия" не идентично понятию "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия".

Следовательно, общество правомерно относило указанные расходы на себестоимость продукции (работ, услуг).
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.04.2002 по делу N А42-3265/02-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ковдорскому району Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
КОРАБУХИНА Л.И.

Комментарии

1
  • Хранитель_врат
    ПО ЭТОМУ вОПРОСУ УЖЕ БЫЛО МНОГО ПОСТАНОвЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕвЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА КАК в ЭТОМ ГОДУ, ТАК И в ПРОШЛОМ. ВСЕ в ПОЛЬЗУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОв. ЕСТЬ ТАКЖЕ ПОСТАНОвЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ ОТ 4 ИЮНЯ 2002 Г. n 8982/01