КоАП РФ

Изображение Снегурочки - реклама алкоголя?

В газете была опубликована информация, содержащая изображение Снегурочки, обнимающей бутылку, изображение товарного знака организации, занимающейся производством алкогольной продукции, в правом верхнем углу и надписи в нижней части - "Счастья в Новом году!". В опубликованной информации отсутствовало предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.

Источник:  Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения

В газете была опубликована информация, содержащая изображение Снегурочки, обнимающей бутылку, изображение товарного знака организации, занимающейся производством алкогольной продукции, в правом верхнем углу и надписи в нижней части - "Счастья в Новом году!". В опубликованной информации отсутствовало предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции. Административный орган по субъекту РФ расценил данную информацию как рекламу алкогольной продукции и вынес постановление о привлечении организации к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ. Имеется ли в действиях организации состав административного правонарушения?

Согласно статье 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (Далее – Закон №38-ФЗ) реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона №38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона №38-ФЗ объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Закона №38-ФЗ нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона №38-ФЗ специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Согласно пункту 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

ФАС Волго-Вятского округа, в своем Постановлении от 25.07.2008 N А29-299/2008 указал, что содержание всей статьи направлено на привлечение внимания к двум объектам рекламирования: организации и производимой ей алкогольной продукции, при этом реклама организации явно относится к производимому ей товару, а площадь для размещения информации о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции занижена, следовательно, в действиях организации присутствует состав административного правонарушения).

Таким образом, можно сделать вывод, что в действиях организации в данном случае имеется состав административного правонарушения, так как наличие на данном изображении бутылки очевидно ассоциируется у потребителей с алкогольной продукцией, поскольку на изображении присутствует товарный знак организации, занимающейся производством алкогольной продукции.

При этом стоит отметить, что если при публикации газетой принято решение о том, что данная реклама не является рекламой алкогольной продукцией, а организация указывала на необходимость внесения в публикуемую информацию предупреждающей надписи о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, в действиях организации будет отсутствовать состав административного правонарушения, так как она предпринимала меры к предотвращению размещения ненадлежащей рекламы. (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А29-9736/2007).

Комментарии

1