Ис точник: Журнал "Учет в аптеках", Издательство "Главбух"
Как показывает практика, многие аптеки помимо лекарств реализуют товары медицинского назначения: тонометры, весы, приборы измерения сахара в крови... Такой прибор может оказаться некачественным или дефект может проявиться после его приобретения покупателем. Рассмотрим случаи, когда у потребителя возникает право, а у продавца обязанность заменить товар ненадлежащего качества. Оговорим и случаи, когда этого делать не стоит.
Подтверждение ненадлежащего качества товара
Продавая товар населению, аптека вступает в правоотношения розничной купли-продажи, которые регулируются статьями 492–505 Гражданского кодекса РФ. К отношениям, не урегулированным этими статьями, применяют нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и иные правовые акты, изданные в соответствии с ними.
Но в любом случае продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи и который пригоден для использования в предназначенных для этого целях.
Каковы же правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества и какие права возникают у покупателя в связи с этим? Согласно положениям пункта 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, продавец обязан принять от покупателя товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести его проверку. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Устранение недостатков товара, включая и сроки проведения экспертизы, должно уложиться в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона о защите прав потребителей.
По соглашению с аптекой покупатель может не передавать товар на экспертизу, а предоставить заключение сторонне организации.
Причем покупатель имеет право присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с ее результатами оспорить ее выводы в судебном порядке.
Если экспертиза подтвердит, что недостатки товара возникли из-за обстоятельств, за которые продавец не отвечает, покупатель обязан возместить ему расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Проверка качества товара
Если покупатель решит, что купленный прибор неисправен, он предъявит претензию продавцу (в рассматриваемом случае – аптеке, которая этот прибор продала). Она в свою очередь проверит качество товара. Однако порядок такого мероприятия Закон о защите прав потребителей не определяет.
Наиболее простой способ – это сравнить показания «сомнительного» прибора с показаниями такого же или аналогичного, продающегося в аптеке. Этот способ больше всего подходит для проверки весов и тонометров. Ведь вполне возможно, что покупатель неверно пользовался вполне исправным прибором.
Права покупателя
Обратимся к пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей. Там сказано, что в случае обнаружения в товаре недостатков (если они не были специально оговорены продавцом) покупатель вправе потребовать от продавца:
– заменить некачественный товар на товар этой же марки (этой же модели или артикула);
– заменить изделие на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
– соразмерного уменьшения покупной цены;
– незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
ДЕЙСТВИЯ ПРОДАВЦА ПРИ ПРЕТЕНЗИИ ПОКУПАТЕЛЯ
При возникновении требования покупателя о замене товара ненадлежащего качества продавец обязан:
– принять товар от покупателя;
– провести проверку его качества (без проведения экспертизы). Поскольку Закон о защите прав потребителей не регламентирует, как проводить такую проверку, представляется возможным делать ее любыми допустимыми способами;
– провести экспертизу товара за свой счет, в том числе и в случае несогласия покупателя с результатами проверки. В данном случае налицо спор о причинах возникновения недостатков.
Отметим, что экспертиза качества товара проводится только за счет продавца и никак иначе.
Кроме того, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возвратить ему уплаченную за товар сумму. В этом случае потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В данных обстоятельствах для удовлетворения требований покупателя также применяют сроки, установленные статьями 20, 21, 22 Закона о защите прав потребителей. А вот то обстоятельство, что у покупателя нет кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).
Товар годен: обменять или отказать?
Если покупатель требует заменить работоспособный медицинский прибор на аналогичный, аптека должна ему в этом отказать. Причем аргументы о том, что данный прибор не подходит покупателю из-за неудобства пользования или считывания показаний, во внимание приниматься не должны.
Объяснение здесь следующее. Пунктом 1 статьи 25 Закона о защите прав потребителей покупателю предоставлено право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого актив был приобретен, но не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Срок для такой замены установлен в 14 дней, не считая дня его покупки.
Однако не все товары подлежат обмену по этому основанию.
Перечень активов, не подлежащих обмену, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. В него включены товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях: предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские.
На основании Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301, тонометры, весы, приборы измерения сахара в крови, которые чаще всего продают в аптеках, включены в раздел «Медицинская техника». Именно поэтому такие приборы надлежащего качества обмену не подлежат.
Начать дискуссию