Начиная с 2006 года, процедура получения специального разрешения (лицензии) претерпевает в нашей стране значительные изменения. В этой статье нам хотелось бы объединить основные тенденции данной сферы законодательства и дать некоторые рекомендации для участников экономической деятельности России.
Итак, если проанализировать изменения в системе лицензирования, то можно выделить несколько тенденций:
Во-первых, это непосредственно отмена лицензирования некоторых видов предпринимательской деятельности. Так, например, особо злободневным на настоящий момент является вопрос об отмене с 1 января 2009 года выдачи лицензий на осуществление строительной, проектной и изыскательской деятельности. Согласно 148-ФЗ от 28.07.2008 г., внесшему изменения в Градостроительный кодекс РФ, ранее выданные лицензии сохраняют свое действие лишь до 1 января 2010 года.
В данной отрасли начинает действовать процедура саморегулирования. То есть строители объединяются в некоммерческие партнерства и создают саморегулируемые организации, так называемые СРО, которые вправе выдавать своим членам свидетельства о допуске к проведению работ, вместо имевшихся ранее лицензий. Процедура контроля за деятельностью организаций строительного рынка передается в частные руки. Во-вторых, имеет место тенденция передачи полномочий по лицензированию «на места», то есть в территориальные управления лицензирующих органов.
Так, например, в сфере пожарной безопасности, лицензируемой МЧС России, с 27 марта 2009 года вступил в силу Приказ МЧС России от 02.02.2009 № 41, внесший изменения в Положение о территориальном органе МЧС России – Региональном центре МЧС России. Данным документом полномочия по лицензированию переданы от МЧС России региональным центрам.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 45 от 26 января 2006 года «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» к видам деятельности, подлежащим лицензированию МЧС России относятся:
- деятельность по тушению пожаров;
- производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
До указанного срока лицензирование данных видов деятельности осуществлялось Федеральным органом лицензирования в области пожарной безопасности, расположенном в г. Москве. Соискателю лицензии, находящемуся, к примеру, на территории Свердловской области, приходилось для получения лицензии сдавать документы в Москву, при этом проверка на соответствие лицензионным требованиям осуществлялась Управлениями МЧС на местах. Из-за большого объема работы у Федерального органа, процесс лицензирования занимал у соискателей лицензии часто до полугода, хотя, согласно известному Закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» 128-ФЗ от 08 августа 2001 года, сроки принятия решения лицензирующим органом о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии не должны превышать 60 дней. Передача полномочий по лицензированию в территориальные органы должна значительно сократить сроки получения лицензии и упростить порядок ее получения.
Осуществление лицензирования в области пожарной безопасности территориальными органами не является уникальным для российского законодательства. В настоящее время лицензирование таких видов деятельности, как: медицинская, фармацевтическая, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, осуществляются в том числе территориальными лицензирующими органами – по субъектам РФ.
Иное послабление в системе лицензирования касается деятельности по обезвреживанию и утилизации опасных отходов. Так Федеральным законом № 309-ФЗ от 30.12.2008 были внесены изменения в Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, касающиеся предпринимателей, осуществляющих один и тот же или иной вид хозяйственной деятельности на территориях двух и более субъектов Российской Федерации. Данные предприниматели могут получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I – IV класса опасности в территориальном управлении Ростехнадзора по Свердловской области, причем данная лицензия будет действовать также на территории всех указанных в этой лицензии субъектов Российской Федерации.
Лицензия подлежит регистрации в территориальных органах по контролю за обезвреживанием и утилизацией опасных отходов всех субъектов РФ по месту хозяйственной деятельности, которые осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом соответствующих лицензионных требований и условий.
Третья тенденция - это упрощение процедуры лицензирования.
Рассмотрим эту тенденцию на примере Свердловской области. Предприятия, торгующие алкогольной продукцией, должны обратить внимание на уточнение Министерства торговли питания и услуг по Свердловской области к Порядку лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Свердловской области. С 20 мая 2009 года документы для продления срока действия лицензии должны представляться в лицензирующий орган не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действия лицензии, но не ранее, чем за 30 рабочих дней до ее окончания.
Ранее порядок выдачи алкогольных лицензий в Свердловской области уже был упрощен: 17 апреля 2009 года в силу вступили изменения в Порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 21.12.2005 г. № 1101-ПП), утверждающие упрощенный порядок продления срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции выдается на срок, указанный заявителем, но не более чем на три года. Действие лицензии по просьбе лицензиата может быть продлено решением лицензирующего органа на срок до трех лет на основании представляемых в лицензирующий орган:
- заявления в письменной форме;
- справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;
- копии документа об уплате лицензионного сбора за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. (30 000 рублей на территории Свердловской области).
Таким образом, предоставления санитарно-эпидемиологических заключений, заключений о соответствии помещений противопожарным нормам при продлении лицензии не требуется.
Соискателям лицензии необходимо проходить полную проверку на соответствие лицензионным требованиям только один раз – при получении лицензии. Эти изменения позволяют лицензиатам осуществлять деятельность на основании имеющейся лицензии фактически до 6 лет.
Однако наряду с упрощением процедуры в некоторых отраслях ужесточаются лицензионные требования и условия к соискателям лицензий и лицензиатам.
Федеральным Законом от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ вносятся изменения в закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 г № 2487-1. Изменения вступают в силу с 1 января 2010 года и касаются, в том числе, требований к частным охранным предприятиям.
Так, в ст. 15.1 данного закона указано, что частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.
В качестве основного требования указано, что уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч рублей. Для частной охранной организации, оказывающей (намеренной оказывать) услуги по вооруженной охране имущества и (или) услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, уставный капитал не может быть менее двухсот пятидесяти тысяч рублей. При этом предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала частной охранной организации привлеченные денежные средства.
Внесение в уставный капитал частной охранной организации средств иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, запрещается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Согласно Положению о лицензировании частной охранной деятельности лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии до устранения нарушений. Должностными лицами лицензирующего органа по данному вопросу было указано, что с 1 января 2010 года будут проводиться внеплановые проверки на соответствие лицензионным требованиям и условиям, и было рекомендовано во избежание недоразумений письменно уведомлять лицензирующий орган о внесении изменений по уставному капиталу.
На настоящий момент осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или иного разрешения является наказуемым деянием.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», осуществление предпринимательской деятельности без разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, влечет наложение штрафа на юридических лиц от 40 до 50 тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий и средств производства и сырья или без таковой, на должностных лиц — руководителей предприятия – от 4 до 5 тысяч рублей с конфискацией или без.
Согласно ч. 1 ст. 171 Уголовного Кодекса РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Обнаружить несоответствие лицензионным требованиям или отсутствие лицензии может непосредственно лицензирующий орган в ходе плановой и внеплановой проверки, органы внутренних дел, в частности отделы по борьбе с экономическими преступлениями, при поступлении оперативной информации или при проведении плановых мероприятий. Поэтому, во избежание наказания, призываем предпринимателей соблюдать лицензионные требования и условия, предоставлять в лицензирующий орган действительные документы и не прибегать к услугам юридических компаний, предоставляющих некачественные услуги и недостоверную информацию в лицензирующий орган.
Начать дискуссию