Бизнес-психология

Сложные переговоры: секреты невербального воздействия

Юристу строительной компании в кризис, пожалуй, достается больше всех. Как добиться от банка отсрочки платежа или реструктуризации кредита? Как понять, что контрагент, который уже месяц жалуется на невозможность оплатить счета, лукавит? Как убедить партнера согласиться на ваши условия?

Юристу строительной компании в кризис, пожалуй, достается больше всех. Как добиться от банка отсрочки платежа или реструктуризации кредита? Как понять, что контрагент, который уже месяц жалуется на невозможность оплатить счета, лукавит? Как убедить партнера согласиться на ваши условия? В нашей статье опытный бизнес-тренер раскроет секреты успешных переговоров и невербального воздействия на собеседника.

О чем нам никогда не скажут словами

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не проявляются в словах. Поэтому чтение невербальных сигналов — важнейшее условие эффективного общения.

Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника. Более того, наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления. А оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов: походки, выражения лица, жестов, взгляда, манеры держаться и т. д. Особенно ценны невербальные сигналы, потому что они спонтанны, бессознательны и в от­­личие от слов всегда искренни. Поэтому, несмотря на то, что собеседники, как правило, взвешивают свои слова и пытаются контролировать мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску тембра голоса. То есть невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

Подготовка встречи

«Задача максимум» в любых переговорах — вызвать симпатию контрагента. Психологи условно выделяют три типа и, соответственно, три энергетических уровня симпатии:
- симпатия по алгоритму «я — я», когда апелляция в разговоре идет по линии формальной похожести («мы служили на одном флоте, учились в одном вузе»); такая симпатия возникает достаточно легко, но легко и забывается;
- симпатия типа «мы» («мы имеем общие духовные ценности — мы с тобой юристы»). Такая симпатия редко возникает стихийно, она требует некоторой доли самораскрытия, но при сохранении защитных функций имиджа;
- симпатия типа «я — не я» («мы с тобой разные люди: и по полу, и по взглядам на жизнь. Но мне очень нравится именно это различие, ты пробуждаешь в моей душе что-то очень важное»). Такая симпатия труднодостижима, но запоминается надолго.
Возникновение нужного типа симпатии прежде всего «провоцируется» в ключевых точках разговора. Естественно, знание и «домашние заготовки» по наиболее вероятному кругу тем несколько облегчают эту задачу.

Поэтому встречу лучше всего разбить на несколько микросценариев — для каждого блока вопросов. Как правило, микросценарии создаются интуитивно, «под себя», но тем не менее есть и общие правила. Микросценарий должен:
- поощрять партнера к самораскрытию;
- не раздражать партнера, за редчайшим исключением — когда это надо вам для провоцирования внимания или симпатии;
- содержать микропаузы для запоминания;
- позволять кодировать в редких случаях необходимые слова и мысли;
- позволять прятать, шифровать ваши цели и точечный психологический интерес в разговоре;
- быть рассчитан на оптимальное время — во всяком случае, до 10 минут.

Начало переговоров: психодиагностика собеседника

Важнейшая фаза переговоров — первичная психодиагностика собеседника, нужная для определения настроя, с каким он пришел на переговоры. Можно выделить три основных метода:
- диагностика по входу в помещение, где произойдет встреча (тревожность, ожидание неблагоприятного развития событий, простая боязнь будущего собеседника, дурное самочувствие проявляются в микропаузе и полуобороте к закрываемым дверям);
- диагностика по рукопожатию. Характер рукопожатия может о многом сказать. В первую очередь он раскроет намерения другого человека. Если в момент соединения двух рук одна оказывается выше тыльной стороной, ее владелец демонстрирует свое ведущее положение. Можно проверить, насколько прочно тот отстаивает свой статус лидера, простым способом: повернуть свою руку вверх. Если почувствовали сопротивление, значит, вам, скорее всего, не удастся склонить своего собеседника на уступки. Очень показательно также место «встречи» рук: к кому ближе встречаются руки в рукопожатии — тот меньше заинтересован в успешности переговоров;
- диагностика по посадке, особенно по посадке женщины. Уровень скованности в посадке диагностируется у женщин по соотношению «руки — их движение к груди», а у мужчин «руки — пах». Чем бли­­же к упомянутым точкам руки, тем вероятнее диагноз о скованности, внутреннем сопротивлении человека происходящему и наоборот. Любой неосознанный акцент груди у женщин (прогибание в талии, поглаживание и др.), равно как и «поигрывание» туфелькой, — верные символы, показывающие рост интереса женщины к общению.
В начале переговоров лучше всего посадить гостя на хорошо освещенное место — это поз­волит вам разглядеть все нюансы его мимики и жестов. А самому лучше всего занять более затемненный участок. Если же вы чувствуете, что именно эти переговоры будут особенно сложными для вас, можно взять с собой ноутбук и поставить перед собой. Это придаст вам уверенности и скроет часть невербальной информации от партнера.

«Расшифровка» собеседника

После первичной диагностики собеседника можно переходить к переговорам. Успешность их зависит от того, насколько вы сможете предугадать реакцию собеседника на ваши предложения. Для этого наблюдайте за невербальными сигналами, которые подает вам оппонент.

Закрытая поза. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Поэтому, чтобы переговоры были успешными, лучше всего заставить человека сменить такую позу. Например, предложить что-нибудь подержать или посмотреть.
Открытая поза. Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот — ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами. Человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной, непринуж­ден­­­­ной позе.
«Поглаживание подбородка». Этот жест говорит о том, что собеседник находится в стадии размышлений и рассматривает возможные для себя варианты.
Жесты нетерпения. Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притопывает или посматривает на часы, тем самым он сигналит окружающим о том, что его терпение заканчивается.
Обман. Вы, наверное, видели, как в разговоре кто-то прячет руки? Вполне вероятно, что он говорит неправду, так как подсознательно мозг человека посылает сигналы телу и при сказанной лжи возникает сильное желание убрать руки в карман, почесать нос, потереть глаза. Кроме того, тот, кто лжет, моргает значительно чаще (обычно мы моргаем в среднем шесть раз в минуту). У человека появляются монотонные интонации. Он инстинктивно, не отдавая себе в этом отчета, старается слегка отвернуться от собеседника. Говорит чуть-чуть в сторону. Принимает закрытые позы (скрещивает руки на груди, ноги перекрещивает). Берет в руки предметы, как будто прикрывается ими. Прежде чем ответить даже на простой вопрос, делает небольшую, иногда совершенно неоправданную паузу.
Стоит насторожиться, если человек, обещая что-то, вдруг почесывает горло. Когда люди лгут, у них непроизвольно возникает внутри напряжение, которое хочется снять, вот рука сама и тянется к горлу. Отсюда же и излишняя жестикуляция, желание дотронуться не только до шеи, но и до носа, лица, поправить прическу.
Сосредоточенность. Зачастую выражается в пощипывании переносицы с закрытыми глазами. Когда человек, с которым вы общаетесь, решает, как поступить или что делать, в общем, думает над решением определенного вопроса, в это время он может потирать подбородок.
Жесты критичности. Если человек держит руку у подбородка с вытягиванием указательного пальца вдоль щеки, а другой рукой поддерживает локоть, его левая бровь опущена — вы поймете, что у него созрела негативная оценка происходящего.
Жесты позитивности. Это небольшой наклон головы вперед и легкое касание рукой щеки. Корпус тела наклонен вперед. Перед вами заинтересованный в происходящем, положительно относящийся к информации человек.
Неуверенность. Такой невербальный жест, как почесывание или потирание сзади уха или шеи, может свидетельствовать о том, что человек не вполне понимает, что от него хотят или что в беседе вы имеете в виду. Как интерпретировать такой жест, если вам сказали о полном понимании? Здесь предпочтение следует отдать невербальному сигналу тела. В данном случае человек ничего не понял.
Скука. Собеседник подпирает голову рукой. Это говорит о том, что он безразличен к происходящему. В таких случаях рекомендуется сменить тему разговора на волнующую его или «встряхнуть» неожиданным вопросом. Будьте уверены, что он очнется, а вам именно это и требуется.
Жесты неодобрения. Стряхивание с себя несуществующих ворсинок, расправление складок одежды, одергивание юбки — признак несогласия вашего оппонента с излагаемой точкой зрения. В такой ситуации лучше всего перейти на нейтральные темы.
Жесты готовности уйти. Желание окончить переговоры можно определить по таким признакам, как опускание век (потеря интереса), почесывание уха (отгорожение от потока речи), потягивание мочки уха (не хочет высказываться), поворот всем корпусом тела к двери или направление ноги в эту сторону. Жест в виде снятия очков также дает сигнал для окончания беседы.

Воздействие на оппонента

Чтобы выглядеть уверенным в себе, убедительным, располагающим к доверию, нужно активно использовать позитивные жесты.
Жесты открытости, доверия, искренности. Руки следует повернуть ладонями вверх и широко раскинуть в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены. Взгляд прямой. Мимика лица естественная, без напряжения и скованности.
Эта поза дружелюбия говорит об открытости, искренности. О ней также говорит пожатие руки визави с обхватом ее двумя руками. Мужчины могут в разговоре расстегнуть пуговицу на рубашке или пиджаке.
Общаясь с таким человеком, невольно расслабляешься и испытываешь к нему доверие. Этот прием рекомендуется применять при общении со значимыми для вас людьми. Используя его в сочетании с искренним тоном, вы быстро завоюете расположение.
Жесты готовности установить хороший контакт с собеседником. В любом деле вы только выиграете, если сумеете продемонстрировать собеседнику свое желание идти ему навстречу. Это вызовет его ответную симпатию к вам лично и к вашим мыслям. Жест, соответствующий этому намерению, — протянутые перед вами руки ладонями вверх. Лучше всего начать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, направляя руки немного вверх в сторону собеседника.
Жесты готовности выслушать собеседника. Чтобы своим поведением показать интерес к тому, что говорит собеседник, нужно внимательно, сосредоточенно слушать его, сложить у рта руки, слегка наклонить тело вперед. Все это располагает собеседника к обстоятельному разговору.
Жесты привлечения внимания к определенной мысли, конкретному факту. Для этого в нужный момент соедините большой палец и указательный (или сложите все пальцы вместе). Это сконцентрирует внимание собеседника на развиваемой вами идее.
Жесты подчеркивания собственной компетентности. Если удастся убедить собеседника в том, что вы полностью владеете предметом разговора, вы будете выглядеть в его глазах весьма компетентным и подчеркнете важность присоединения партнера к вашей позиции. Вытяните руку ладонью вниз перед собой, сделайте широкий круговой жест, словно «охватываете» тему рукой.

   МНЕНИЕ

Как определить, что ваш партнер — манипулятор?
Алексей КАПТЕРЕВ, тренер по НЛП:
— Человека, который на высоком уровне владеет психологической техникой переговоров, вычислить достаточно сложно. Но сигналом может стать один прием — все то же копирование ваших жестов.
Чтобы иметь представление о том, насколько серьезно подготовлен ваш оппонент, можно «привить» себе привычку к нестандартным движениям. Если их пытаются за вами повторить, вы имеете дело с тем, кто обладает знаниями о языке и реакциях человеческого тела. То, насколько органично получается копирование у собеседника, может дать вам информацию, до какой степени он посвящен в это искусство.

Комментарии

3
  • Ajbolit
    улыбнуло... Поворот к двери и вытягивание - ног..Часто бывает, если стол с перегородкой, длинные ноги устают... А снятие очков у меня - знак "устали глаза" и вообще.. типа, "если даже я плохо вижу, фиг ты мне навешаешь лапши - я хорошо слышу"... :))
  • Татьяна
    Поразило: человек обычно моргает 6 раз в минуту. А когда глаза устали или невыспался моргать можно 36 раз в минуту. Что же теперь таких лгунами обзывать. Или снятие очков...Как написали выше большинство очки снимают, когда глаза устали и я в том числе. Так что не стоит расценивать эти жесты так однозначно...Все может быть значительно проще.
  • Lemmit

    Это означает: "Ну-ка, ну-ка, что ты мне наврешь?"

ПВЗ и маркетплейсы: партнеры или противники

Летом 2023 года были приняты Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с пунктами выдачи заказов (ПВЗ), чтобы в рамках саморегулирования стороны могли наладить отношения.

ПВЗ и маркетплейсы: партнеры или противники

Перенос майнинга в правовое поле обеспечит бюджету 50 млрд рублей в год

Майнеры могут принести около 240 млрд рублей чистой ликвидности в цифровых валютах.

Импорт

Вырос спрос на услуги по финансовому сопровождению импортеров

Участники внешнеэкономической деятельности выбирают компании с официальным представительством в Китае, чтобы избежать проблем с оплатой поставок.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Майнеров и нотариусов обязали соблюдать антиотмывочный закон

Сведения о подозрительных операциях майнеры и нотариусы будут передавать в Росфинмониторинг.

Права потребителей

Оформление уголка потребителя

Оформление уголка потребителя — специально организованное место, где потребители могут получить информацию о товарах и услугах, а также о правах и защите своих интересов.

Кто и как должен применять ПБУ 18/02

Разбираемся, кто и зачем должен применять ПБУ 18/02.

Кто и как должен применять ПБУ 18/02
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Что включить в декларацию по прибыли налоговым агентам

Налоговым агентам обязательно нужно заполнить подраздел 1.3 раздела 1 и Лист 3 декларации по налогу на прибыль. Сдать документ нужно до 25 июля.

Незаконные комиссии: спор ради спора?

Я все еще про налоги. В одном профильном чате наткнулся на многостраничный спор и, пока не разобрался, думал, что коллеги спорят о том, что банки незаконно взимают деньги за что-то. Например, за то, что ты со своего ИП слишком много хочешь вывести прибыли от деятельности на личный счет. Но нет, речь шла о тех самых налоговых комиссиях.

Незаконные комиссии: спор ради спора?

Средства на ИИС-3 будут застрахованы аналогично вкладам

В случае банкротства финансовой организации инвесторы смогут вернуть свои сбережения.

Введение больших оборотных штрафов за утечку персданных пока под вопросом

Организациям будет проще отдать деньги вымогателям, чем заплатить оборотный штраф за утечку персональных данных клиентов.

Инвестиции

Как откладывать 200–300 тысяч рублей в месяц, а главное зачем?

Каждый раз, когда я пишу о том, что инвестировал за месяц 200 000 рублей, многие интересуются, как вообще так бывает, где столько платят и кем нужно работать, чтобы зарабатывать столько, чтобы была возможность откладывать больше, чем тратить. Ок, отвечаю.

Как откладывать 200–300 тысяч рублей в месяц, а главное зачем?

Утренний бухгалтер № 5686. Завтра — последний день сдачи налоговых отчетов в июле: проверьте себя

До 25 июля включительно 2024 года организации и ИП должны успеть сдать отчетность по налогам.

Банки

Отнесение бизнеса к высокому риску можно будет оспорить в ЦБ, который его присваивает

Банк России будет самостоятельно рассматривать заявления о пересмотре рейтинга компании на платформе «Знай своего клиента». Пока что заявки принимают межведомственная комиссия и Росфинмониторинг.

Маркетплейсы

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries.

8
Обзоры новостей

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события.

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

2
Банки

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов. А следовательно, дополнительных резервов.

Интересные материалы

Маркетплейсы

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.