Товарный знак

Товарный знак: используем без нарушений

Объекты интеллектуальной собственности обретают все большее значение в реалиях российского предпринимательства. Фирменное название, ноу-хау, наименование места происхождения товара, товарный знак – эти понятия у всех на слуху. Но все ли знают нормы законодательства, регулирующие права использования средств индивидуализации и результатов интеллектуальной деятельности, и чем грозит нарушение этих правовых положений?

Объекты интеллектуальной собственности обретают все большее значение в реалиях российского предпринимательства. Фирменное название, ноу-хау, наименование места происхождения товара, товарный знак – эти понятия у всех на слуху. Но все ли знают нормы законодательства, регулирующие права использования средств индивидуализации и результатов интеллектуальной деятельности, и чем грозит нарушение этих правовых положений?

Право на товарный знак удостоверяет свидетельство

Проезжая по улицам нашего города, в витринах магазинов, на дверях, окнах, вывесках авторемонтных мастерских, салонов красоты и пр. мы зачастую видим известные всем товарные знаки. Так привлекается внимание клиентов. Но давайте посмотрим, что по этому поводу говорит часть 4 Гражданского кодекса.

Товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров (п. 1 ст. 1477 ГК РФ). Существует исключительное право на такое обозначение, оно удостоверяется свидетельством. Владелец товарного знака вправе распоряжаться им любыми не запрещенными законом способами. В частности, он может:

– разместить его на товарах;
– использовать логотип в документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, или в рекламе, на вывесках, в сети Интернет;
– продать его другому лицу либо предоставить такому лицу право на использование товарного знака.

Как использовать чужой логотип

Исключительное право использования товарного знака принадлежит лицу, на имя которого он зарегистрирован, – правообладателю (п. 1 ст. 1484 ГК РФ). При этом зарегистрировать товарный знак можно в Роспатенте. Кроме того, если это предусмотрено международным договором РФ, правовая защита товарному знаку предоставляется и в случае его регистрации за рубежом.

Не будет являться нарушением прав владельца товарного знака его использование другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия (ст. 1487 ГК РФ). То есть наличия договора с правообладателем не требуется, когда товарный знак размещен на самих товарах, но нигде больше. Прочее же использование товарных знаков должно сопровождаться получением у правообладателя разрешения, которое должно быть зафиксировано в лицензионном договоре (ст. 1489 ГК РФ). Указанный лицензионный договор заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в Роспатенте. В противном случае использование товарного знака незаконно.

Неведение может дорого обойтись

Нарушитель при выполнении им работ или оказании услуг обязан удалить товарный знак или сходное с ним обозначение с материалов, документации, рекламы, вывесок (п. 3 ст. 1515 ГК РФ). Полагаем, что не стоит обольщаться отсутствием в этой норме указания на продажу товаров: у владельца товарного знака есть право требовать от нарушителя возмещения убытков либо выплаты компенсации (п. 4 ст. 1515 ГК РФ):

1) в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей;
2) в двукратном размере от стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из сопоставимой цены.

Помимо этого, незаконное использование товарного знака может повлечь за собой административные санкции по статье 14.10 КоАП РФ либо даже уголовную ответственность по статье 180 УК РФ.

О чем говорит арбитражная практика

Следует отметить, что в практике Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа пока встречаются только споры, которые связаны с неправомерным использованием товарных знаков на самих товарах, их этикетках и (или) упаковках, но не на вывесках, в рекламе, в сети Интернет и пр. Однако это не значит, что такие споры не возникают, – решения по ним встречаются в правовых базах, но они основаны на нормах действовавшего ранее Закона РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (действовавшего до вступления в силу части 4 ГК РФ).

Так, например, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.06.09 № А56-14134/2007 рассмотрен спор правообладателя с компанией, неправомерно использовавшей товарный знак истца на витрине и в рекламе своего цветочного магазина. И хотя данный спор был проигран правообладателем, но произошло это исключительно в силу того, что сфера защищенного использования товарного знака не включала в себя продажу цветов.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.07.07 № А56-16830/2006 ответчику было запрещено использовать в своем наименовании словесный элемент товарного знака истца.

В постановлении от 21.03.07 № А21-11767/2005 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал на недопустимость использования ответчиком товарного знака истца в рекламе своих товаров.

Итак, для того чтобы избежать риска наступления гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности за использование чужого товарного знака на своих витринах, вывесках, в рекламе и т.д., российской организации или предпринимателю необходимо заключить с правообладателем лицензионный договор и зарегистрировать его в Роспатенте.

Начать дискуссию