Экологические платежи

Не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию

Как поступать, если Ростехнадзор отказывает в принятии решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ввиду непредставления вместе с заявлением и другими необходимыми документами согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 года №461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.

Как поступать, если Ростехнадзор отказывает в принятии решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ввиду непредставления вместе с заявлением и другими необходимыми документами согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 года №461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.

Статьей 9 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» установлено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, а только деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Однако и это не главный критерий.

Согласно пункта 4.6. ГОСТР51769-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и  регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения» (принят и веден в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 2001 г. №251-СТ) «лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.»).

Поэтому деятельность, в процессе которой образуются отходы и отсутствуют признаки предпринимательской деятельности от сбора, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, не подлежит лицензированию в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Реализация отходов, образованных в процессе деятельности предприятия, не является  самостоятельным видом предпринимательской деятельности.

Судебная практика также подтверждает, что деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также реализация отходов, при которой признаки предпринимательской деятельности с указанными отходами как основным видом деятельности отсутствуют, согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года  №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2006 года №524 не является лицензионной (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2007 года по делу №А57-14005/2006).

Если сбор опасных отходов не является основным видом деятельности вашего общества, и общество не занимается сбором отходов как предпринимательской деятельностью, то такая деятельность не подлежит лицензированию.

Однако это не означает, что в такой ситуации не надо утверждать нормативы образования отходов. Обращаем внимание, что не установлено безусловной связи между возникновением объекта по плате и фактом наличия лицензии на размещение отходов.
Письмом Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации от 08 февраля 2006 года №ГВ-6-21/132 «О направлении разъяснений Ростехнадзора о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» было установлено что плата за негативное воздействие носит компенсационный характер за негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду, в том числе лицами, осуществляющими размещение отходов без соответствующей лицензии.

Плата в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов производства и потребления и ее предельных разделов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632, осуществляется за размещение отходов производства и потребления. Плата взимается с юридического лица, осуществляющего данное размещение.
Таким образом, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника.

Как следует из вышеизложенного, плата осуществляется за размещение отходов производства и потребления. Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 года  №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Согласно статьи 1 Закона об отходах от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - хранение и захоронение отходов, а хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Более того, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, если вы являетесь лицом, производящим отходы и складирующим его в мусорные контейнеры для последующего вывоза на объекты размещения, то вы не всегда считаетесь лицом, производящим его размещение.
Изложенное подтверждается в Письмах Ростехнадзора от 12 февраля 2007 года №04-09/169, от 27 апреля 2007 года№04-09/455, от 25 июля 2007 года №04-09/1001, а такжеарбитражной практикой, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2005 года №А56-41969/04. В указанном судебном акте сделан вывод, что негативное воздействие на окружающую среду имело бы место лишь в случае установления факта размещения Обществом отходов производства и потребления (статья 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Вследствие этого отсутствуют и основания для установления платы за негативное воздействие на окружающую среду как формы возмещения вреда окружающей среде. А отсутствие лимитов (разрешения) на размещение отходов  не является нарушением действующего законодательства.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 октября 2004 года №Ф08-4677/2004-1770А указано, что плательщиками платы за размещение отходов являются предприятия, которые непосредственно занимаются размещением и переработкой отходов, а не общество, которое производит накопление и хранение отходов на территории общества временно. Накопленные отходы собственного производства вывозились на объекты размещения и переработки отходов - городскую свалку, предприятия по переработке отходов. Следовательно, вывод суда о том, что в части размещения указанных отходов общество не является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды, является обоснованным.

При расчете платы за размещение отходов необходимо иметь в виду следующее:
1. Письмом Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации от 08 февраля 2006 года №ГВ-6-21/132 «О направлении разъяснений Ростехнадзора о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» установлено, что «…для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника.
Вопросы определения лица, от имени которого осуществляется размещение отходов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В случае, если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица собственника данных отходов, все права и обязанности возникают у принципала (доверителя).
Если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица комиссионера, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В данном случае комиссионер является плательщиком и должен платить плату за весь объем размещаемых отходов».

  1. Письмом Ростехнадзора от 12 февраля 2007 года №04-09/169 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что «…вопрос возникновения права собственности на образованные арендатором отходы специально не регулируется гражданским законодательством. В то же время вопрос собственности на отходы может быть оговорен в договоре аренды между сторонами. Если такой вопрос не урегулирован в договоре аренды между сторонами, то следует руководствоваться Федеральным законом от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). В случае если отходы, согласно пункту 4 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. Брошенные арендатором отходы, например, оставленные в мусорном контейнере арендодателя, становятся собственностью последнего.

Расчет платы за размещение отходов зависит от объема отходов и класса опасности и не зависит от количества работников и арендуемой площади. Иные платежи, рассчитываемые арендодателем помещения, к плате за негативное воздействие не относятся.
При этом арендатор вправе самостоятельно исполнять обязанности плательщика и соответственно самостоятельно производить расчет платы, прописав такие отношения в договоре аренды либо обратив данные отходы в собственность, или иным способом, предусмотренным действующим законодательством, осуществляя размещение от своего имени и за свой счет».

  1. Письмом Ростехнадзора от 25 июля 2007 года N№04-09/1001 «О расчете платы за размещение отходов» установлено, что  «…передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов».

  
Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов установлена статьями 11 и 18 Федерального Закона об отходах от 24 июня 1998 года №89-ФЗ. Расходы организации по оплате услуг по разработке проектов учитываются в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса Российской Федерации (Письмо Минфина России от 06 мая 2006 года №03-03-04/2/133).

Но не каждое общество занимается размещением своих отходов в случае, например,  передачи на них права собственности специализированному обществу (не путать с договором на вывоз мусора, по которому не переходит право собственности, если это не оговорено специально в договоре). Арбитражный Суд Московской области своим решением от 08 октября 2004 года по делу №А41-К2-5988/04 установил, что не требуется утверждать нормативы образования и лимитов размещения отходов, т.к. общество продавало свои отходы, а, следовательно, не размещало.

Если же общество размещает свои отходы, то этот вид деятельности не всегда является для этого общества предпринимательским. Поэтому отказ Ростехнадзора в принятии решения об установлении нормативов образования и лимитов размещения отходов в связи с неисполнением требования пункт 7 вышеуказанного Постановления Правительства от 16 июня 2000 года №461 о предоставлении лицензии  на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов вместе с заявлением является незаконным.

Арбитражная практика подтверждает эту позицию. Так,   Постановлением Федерального арбитражного суда  Уральского округа от 17 января 2008 года №Ф09-11447/07-С1 по делу №А60-11636/07 установлено, что поскольку накопление и временное размещение отходов не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью общества, то судами сделан обоснованный вывод о том, что общество не обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. При таких обстоятельствах вывод судов о незаконности отказа управления в продлении лимита на размещение отходов является правильным.

Установление обязанности иметь утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для любого вида хозяйственной деятельности признается неправомерным, и ответственность, предусмотренная статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, возможна только в том случае, если доказано, что физическое или юридическое лицо ведет производственную деятельность, от которой образуются отходы, наносящие вред окружающей среде, Так, общество осуществляло только деятельность по аренде склада для складирования товара и суд посчитал, что такая деятельность не является производственной, отходов не образует и не требует утверждения проекта нормативов образования отходов (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2004 года №КА-А40/437-04; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2004 года №КА-А40/1006-04).

Отсутствие у организации нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, если общество их размещает самостоятельно, не только увеличивает размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, но и является нарушением экологических требований, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». А это квалифицируется как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Поэтому на юридическое лицо может быть наложен штраф на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Начать дискуссию