Коллекторы

Правда и ложь о коллекторах

Если контрагенты копят задолженность и ничего не отдают, фирмы готовы на многое, лишь бы вернуть деньги. Это их право. Коллекторские агентства предлагают разобраться со злостными должниками за «скромный» про-цент. Поскольку работа этих компаний обросла легендами, мы выяснили, как они действуют и насколько эффективны.

Если контрагенты копят задолженность и ничего не отдают, фирмы готовы на многое, лишь бы вернуть деньги. Это их право. Коллекторские агентства предлагают разобраться со злостными должниками за «скромный» процент. Поскольку работа этих компаний обросла легендами, мы выяснили, как они действуют и насколько эффективны.

Миф 1. Их много и они страшные

Коллекторы — специалисты, которые представляют интересы кредитора. На рынке есть коллекторские агентства и юридические фирмы, в том числе оказывающие коллекторские услуги. Первые занимаются исключительно долгами, для вторых это дополнительный заработок. Собственно агентств в Петербурге и Ленобласти немного — порядка 30, из которых добрая половина является представительствами московских компаний (для сравнения: в Москве — около 150). Юридических фирм, оказывающих подобные услуги, гораздо больше.

Списки коллекторов, в том числе Северо-Западного региона, можно посмотреть на порталах www.dolgi.su и www.collectori.ru. Полезные сведения об их деятельности также есть на www.dolgi.net.

Надо заметить, что не все взыскатели долгов имеют свои сайты. У некоторых указаны лишь абонентский ящик да пара мобильных телефонов. Мы сосредоточились на фирмах, которые, во-первых, не прячутся и размещают подробную информацию о себе в свободном доступе, и, во-вторых, идут на контакт. По итогам телефонных бесед с коллекторами о них складывается благоприятное впечатление: напряженно работают (трудно застать в офисе и спокойно поговорить даже 5-7 минут — сплошь клиенты и переговоры); владеют и пользуются большими объемами информации, в том числе статистической; трубки не бросают и от прессы не шарахаются. Наоборот, по большей части уделяют время и отвечают на вопросы. Одним словом, нормальные люди (в основном молодые мужчины).

Миф 2. У агентств легкая работа, мало проблем и высокая доходность

Все респонденты отметили, что корпоративные долги (задолженность юридических лиц) и соответствующее направление деятельности сформировалось за последние полтора-два года. По сравнению с 2008 годом обращаться в коллекторские агентства стали чаще в среднем на 40-50%. Но есть и фирмы, которые увеличили клиентскую базу в два с половиной раза. Причем если раньше соотношение клиентов — физических лиц и организаций было примерно 50/50, то сейчас налицо крен в пользу последних — 30/70, а то и 20/80. То есть чаще приходится иметь дело с отсутствием платежной дисциплины у компаний.

Должников стало больше; много длинных (несколько лет) и проблемных (пропавшие должники и т.п.) долгов. Размер взыскиваемых сумм зависит от отрасли. Например, в сфере товарного кредита и услуг долги колеблются в пределах 20 000-50 000 руб., а в строительстве счет идет на миллионы рублей.

Поскольку из-за кризиса многим действительно нечем платить по счетам, взыскания затягиваются и эффективность падает. Если в 2008 году коллекторы в среднем удачно закрывали 50-60% дел, то в текущем году этот показатель упал до 30%. Впрочем, некоторые крупные фирмы рапортуют о 70-80-процентной эффективности.

К этому надо прибавить регулярные жалобы должников на коллекторов в прокуратуру и судебным приставам. Получается картина, аналогичная ситуации в любом секторе экономики: много работы, масса проблем и падение доходности.

Миф 3. Коллекторы работают с крупными долгами и за большие деньги

В каждом агентстве действует своя клиентская и финансовая политика. Филиалы московских компаний ориентированы на крупных клиентов и такие же долги (от 500 000 руб. и выше), как и отдельные питерские фирмы (от 350 000 руб.). Однако многие работают с типичными для предпринимательского сектора Петербурга задолженностями в 30 000-50 000 руб.

За свою работу коллекторы берут 10-30% взысканного долга в зависимости от числа должников, длительности задолженности и наличия подтверждающих ее документов (примерно в половине случаев кредиторы не имеют правильно оформленной первички в полном объеме!). Были озвучены и две пограничные цифры: 5% — для пакетных клиентов (до нескольких десятков должников) с короткими долгами и 50% — в особо сложных случаях (поиски должника и (или) его имущества, затяжные судебные процессы и т.п.).

Что касается предоплаты, то ее берут все, если представляют интересы кредитора в арбитражном суде и когда речь идет о длинных долгах (от двух лет и больше). Лишь в одном коллекторском агентстве заверили, что работают без предоплаты.

Миф 4. Деятельность агентств незаконна

Поскольку специальный закон о коллекторской деятельности еще не принят, взыскатели работают согласно общегражданскому законодательству (глава 24 ГК РФ), то есть как посредники и переговорщики.

Услуги оказывают на трех стадиях — досудебное регулирование, суд и исполнительное производство. Обычно на основании агентского договора и нотариально заверенной доверенности.

Претензионная работа с должниками (до суда)

По словам экспертов, такая работа эффективна сразу после наступления срока возврата задолженности (просрочка 30 дней). Вести ее имеет смысл не более двух месяцев. На этой стадии с должниками регулярно беседуют по телефону, готовят и высылают им письменные претензии, ведут переговоры при личных встречах, контролируют поступление оплаты. Некоторые используют СМИ, SMS-оповещения. Цель — придать огласке реальную ситуацию с долгами у конкретного хозяйствующего субъекта — должника и тем самым вызвать у него ощущение дискомфорта в связи с долгом и желание поскорее от него избавиться.

В петербургских коллекторских агентствах нас заверили, что вся претензионная работа ведется без нарушений. Например, должников беспокоят только по рабочим дням и в дневное время суток — с 6 часов утра до 10 часов вечера (ст. 96 ТК РФ; ст. 35 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

Последнее время вернуть долг до суда все сложнее: в 2008 году это было возможно в 50% случаев, сейчас — в два раза реже (усредненный показатель). Причина одна — нет денег. Хотя попадаются и аферисты, для которых брать и не платить — стиль жизни. Справиться с ними позволяет судебное взыскание.

Во время и после суда

Судебный процесс может длиться не один месяц (в среднем, три-четыре). Поэтому, как уже было сказано выше, за представительство интересов кредитора в арбитраже коллекторские агентства берут предоплату. Ее размер зависит от сложности дела и его продолжительности. Полученная от клиента сумма идет на оплату услуг адвокатов и иных судебных издержек.

Когда дело закончено, исполнительный лист передается судебным приставам. Им предстоит найти должника, его имущество и взыскать долг. На этой стадии коллекторы плотно сотрудничают с приставами: работают с документами, уточняют ход взыскания, иногда просто напоминают о своем клиенте. Учитывая, что, по некоторым оценкам, на каждого судебного пристава в Петербурге сейчас приходится как минимум 1500 дел, — очень полезное занятие.

Иногда приходится самостоятельно разыскивать должников и даже помогать им расплатиться. Так, некоторые агентства помогают оформить кредит в банке, занять у частного инвестора, реализовать имущество и т.п.

О вреде нелитературной мифологии и пользе практики

Коллекторские агентства — пусть рискованный, но шанс взыскать долги с контрагентов. Если эти суммы важны и фирма готова отдать процент посреднику, попробовать стоит. Конечно, при условии серьезного подхода к выбору коллектора, документального оформления взаимоотношений и действий согласно закону. Кстати, на нерадивого коллектора можно пожаловаться (см. сайт Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств www.napca.ru).

Если же рисковать не хочется, а вернуть деньги надо, остается все делать самим. В любом случае полезно освоить азы юридической грамотности, работать с договорами, не делать и не допускать новых долгов, держать под контролем старых должников. И, конечно, не верить слухам и не сидеть сложа руки.

ПРИШЕЛ КОЛЛЕКТОР. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Сергей Александрович Жилин, юрист, генеральный директор ООО «КИТ»:

«Если коллекторы «перегибают палку» — угрожают и оказывают психологическое давление, надо продемонстрировать спокойствие и выдержку. Часто это люди с опытом оперативной работы, которые легко распознают неуверенность и страх.

Для начала попросите «гостей» предъявить документы, подтверждающие их право требовать возврата долга. Если разговор ведется по телефону, попросите направить копии по почте (например, ст. 385 ГК РФ предусматривает, что должник вправе не исполнять обязательства перед новым кредитором до момента, когда ему не представят доказательства перехода требования к этому лицу). Также следует запросить документы, подтверждающие величину задолженности, расчет штрафных санкций, процентов и т.п.

Если не получается погасить весь долг сразу, выразите свое несогласие с суммой штрафных санкций и предложите урегулировать спор через суд. В данной ситуации очень важно однозначно указать на невозможность решения вопроса во внесудебном порядке и на то, что дальнейшие переговоры бессмысленны.

Когда звонки из агентства носят массированный характер, необходимо сообщить, что все телефонные переговоры записываются (желательно, чтобы так было на самом деле), и упомянуть статью 163 «Вымогательство» УК РФ. Если и это не помогает, подготовьте жалобу в правоохранительные органы или прокуратуру с подробным описанием обстоятельств дела.

В случае визита коллекторов на квартиру их можно просто не пускать. Попытки вскрыть или выбить дверь, тому подобные действия — уголовное правонарушение. Нужно набирать «02» и вызывать милицию, а все угрозы записывать на диктофон.

Помните: перед вами — представители коммерческой организации, действия которых ограничены рамками гражданского законодательства. Они не вправе входить без разрешения в дом или офис, изымать имущество и совершать иные, направленные на ограничение прав должников действия. Защищайте свои права, но не забывайте и выполнять обязательства».

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Мария Леонидовна Шапкина, бухгалтер строительной фирмы:

«Нашу фирму вынудил обратиться за помощью в коллекторское агентство недобросовестный контрагент. Сначала мы были готовы идти на уступки, реструктуризировать долг партнера, но он не желал общаться и всячески демонстрировал, что платить не собирается. Какие методы использовали коллекторы, не знаю, но долг вернули быстро и без проблем. Заплатили агентству 15% от возвращенной суммы. Конечно, можно было идти с исковым заявлением в суд, дожидаться рассмотрения дела, а потом, возможно, узнать о ликвидации контрагента. Однако нам требовались деньги. Думаю, лучше пожертвовать 15%, чем лишиться всей суммы».

Глеб Ильич Протасенко, руководитель коммерческой фирмы:

«У нас с контрагентами образовалась круговая задолженность: нам не заплатили вовремя одни партнеры, а мы, в свою очередь, не смогли рассчитаться с другими. Так продолжалось несколько месяцев. Хотя я неоднократно связывался с фирмой, которой мы задолжали, объяснял ситуацию и просил отсрочить выплату, ее руководство требовало мгновенно расплатиться. Так как средств у нас не было, «партнеры» решили привлечь специалистов по выбиванию долгов. Сначала были телефонные звонки с намеками на то, что у них имеются и отличные от слов рычаги воздействия. Потом к нам стала захаживать «бригада» крепких мужчин в костюмах с угрозами: мол, судебный иск — самая приятная из всех перспектив. К счастью, наши должники расплатились, и я смог вернуть долг с процентами. Какое продолжение могло быть у этой истории, остается лишь гадать. А наши «партнеры» за свою нетерпеливость наверняка расплатились кругленькой суммой — не бесплатно же к нам ходили!»

Комментарии

3
  • stas®
    хмм.. Как-то рубрики ("миф №...") перекликаются с названиями статей нашего колумниста-коллектора Александра Федорова (www.klerk.ru/columnists/fedorov/). Я даже пошел тексты сличать. Совпадение, судя по всему, нечаянное, но не случайное - в том смысле, что деятельность коллекторов действительно представляется чем-то не очень понятным для значительной части публики.
  • Не мешало бы коллекторам быть более вжливыми не на всех людей надо давить или орать. Сталкиваюсь с ними часто ( несколько кредитов просрочено)и они бывает такие вещи говорят. Предложили мне на панели поработать :),это я к фразе о "помощи расплатиться". К тому же коллекторы (и кредиторы) всегда хотят все и сразу. Я вот пыталась объяснить трудности своей ситуации и почему денег плачу (а я хоть понемногу но плачу!) мало, но меня не сильно слушают. И кстати на вопросы по поводу полномочий (показать или сделать копию доверенности, договора на передачу долга) как правило отвечают смутно, игнорируют или переводят разговор в сторону.