Авторское право

Осторожно: олимпийская символика!

Наверняка у многих предпринимателей возникала мысль об использовании в своей деятельности (а кто-то наверняка использовал и использует по сей день) в той или иной форме (нанесение на товары, использование в рекламе своих работ (услуг) и т.п.) олимпийской символики, связанной с зимними Олимпийскими играми, которые состоятся в 2014 г. в г.Сочи.

Наверняка у многих предпринимателей возникала мысль об использовании в своей деятельности (а кто-то наверняка использовал и использует по сей день) в той или иной форме (нанесение на товары, использование в рекламе своих работ (услуг) и т.п.) олимпийской символики, связанной с зимними Олимпийскими играми, которые состоятся в 2014 г. в г.Сочи.

Наверняка такое стремление вызвано не только возможностью получения дополнительных прибылей, но и намерением пропагандировать предстоящее грандиозное спортивное мероприятие среди населения, тем более ожидание следующей возможности принять у себя олимпийцев со всего мира может затянуться дольше, чем на 34 года.

Казалось бы, что социальная полезность широкой пропаганды Олимпиады-2014 путем использования ее символики должно только одобряться и поддерживаться государством. Однако… на практике все оборачивается весьма и весьма неприятными последствиями.

Запрещено все. Даже то, что разрешено

Как показывает суровая российская действительность, любое несанкционированное использование олимпийской символики не только тщательно контролируется, но и жестко пресекается.

Для этих целей в конце 2007 г. был принят ФЗ от 01.12.07 г. №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи…», которым было признано незаконным любое использование олимпийской символики, в т.ч. при производстве товаров (работ, услуг) без заключения соответствующего договора с МОК, МПК или уполномоченными ими организациями (ст.7).

Тем же законом нарушение данного правила признается нарушением антимонопольного законодательства, влекущим наступление ответственности по ФЗ от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, оргкомитет Олимпиады зарегистрировал четыре товарных знака, знака обслуживания с символикой Сочи-2014:
1) ТЗ №316841, зарегистрирован АНО «Заявочный комитет «Сочи-2014» 21.11.2006 г., срок действия регистрации права истекает 30.01.2016 г.

2) ТЗ №353666, зарегистрирован АНО «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи» 25.06.2008 г., срок действия регистрации права истекает 17.09.2017 г.

3) ТЗ №353760, зарегистрирован АНО «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи» 26.06.2008 г., срок действия регистрации права истекает 17.09.2017 г.

4) ТЗ №371240, зарегистрирован АНО «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи» 26.06.2008 г., срок действия регистрации права истекает 17.09.2017 г.

Необходимо иметь в виду, что в свидетельствах на указанные товарные знаки перечислены все товары (работы, услуги), содержащиеся в международной классификации МКТУ, т.е. с момента регистрации указанных товарных знаков любое их использование при производстве любых товаров (работ, услуг) без заключения с правообладателем лицензионного договора повлечет наступление гражданско-правовой, административной или даже уголовной ответственности.

До 2009 г. лицензионные договоры вообще не заключались, а к настоящему времени право на использование олимпийской символики получено такими крупнейшими корпорациями, как Мегафон, Аэрофлот, Сбербанк России, Роснефть, Ростелеком, Фольксваген групп Рус.

Казнить, нельзя помиловать

В течение 2008-2009 гг. в СМИ периодически появляется информация об изъятии контрафактной продукции с олимпийской символикой. Снимаются видеосюжеты, демонстрирующие работу правоохранительных органов с предпринимателями, торговавшими либо производившими контрафактные товары – спортивную одежду, сумки, полиэтиленовые пакеты.

Все это наглядно демонстрирует, что производство и торговля «олимпийским» контрафактом отнюдь не рассматривается как безобидная шалость, а борьба с такими фактами является одним из приоритетных направлений деятельности МВД.

При этом очевидно, что даже единичный случай причастности предпринимателя к незаконному использованию олимпийской символики (продажа всего 1 спортивной сумки) может повлечь для его бизнеса весьма неприятные последствия.

Так, административная ответственность наступает по ст.14.10 КоАП РФ «незаконное использование товарного знака» и влечет за собой штрафные санкции в размере от 1 500 руб. до 2 000 руб. для граждан, от 10 000 руб. до 20 000 руб. для должностных лиц и от 30 000 руб. до 40 000 руб. для юридических лиц.

Кроме того, за незаконное использование товарного знака установлена уголовная ответственность по ст.180 УК РФ, к которой могут быть привлечены индивидуальные предприниматели, собственники бизнеса и должностные лица.

Максимально возможное наказание за данное преступление - лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет.

Условием наступления уголовной ответственности является причинение крупного (свыше 250 000 руб.) ущерба правообладателю, который выражается в упущенной выгоде, равной сумме платежей по лицензионному договору за период, в течение которого лицо незаконно использовало олимпийский товарный знак.

Даже если не учитывать риск наступления уголовной ответственности, мы полагаем, что размер административного штрафа в большинстве случаев будет несопоставим с экономической выгодой, полученной компаниями от несанкционированного использования олимпийской символики, поэтому предлагаем предпринимателям задуматься и взвесить возможные риски до того, как нанести чужой товарный знак на свою продукцию.

Начать дискуссию