Выполнение госконтракта

Организация А признана победителем в проведении запроса котировок на поставку расходных материалов. Заказчик направил в адрес организации проект государственного контракта, подписанный и заверенный печатью со стороны заказчика. Контракт, подписанный заказчиком и заверенный печатью, получен организацией 17.09.2009. В срок (до 29.05.2008), подписанный экземпляр контракта не был возвращен заказчику.

Источник:  Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения

Организация А признана победителем в проведении запроса котировок на поставку расходных материалов. Заказчик направил в адрес организации проект государственного контракта, подписанный и заверенный печатью со стороны заказчика. Контракт, подписанный заказчиком и заверенный печатью, получен организацией 17.09.2009. В срок (до 29.05.2008), подписанный экземпляр контракта не был возвращен заказчику.

30.05.2009 заказчик направил проект государственного контракта второму участнику размещения заказа – организации Б. В тот же день подписанный экземпляр контракта был возвращен в адрес заказчика двумя участниками размещения заказа: организацией А и Б. Ввиду просрочки возврата государственного контракта в адрес победителя – организации А государственным заказчиком 30.05.2009 направлено письмо о невозможности принятия акцепта с опозданием и, как следствие, невозможности исполнения возвращенного государственного контракта.

Организация А с данным выводом заказчика не согласна. Она указывает на то, что ей был направлен не проект государственного контракта, а сам контракт, поэтому у нее есть все права вытекающие из данного договора.

Правомерна ли позиция организации А?

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (размещение государственных заказов), регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 94-ФЗ).

При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее - запрос котировок) создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее также - комиссия) (пункт 1 статьи 7 Закона N 94-ФЗ).
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 29 Закона N 94-ФЗ государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона и на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.

В случае, если победитель в проведении запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представил заказчику подписанный контракт, такой победитель признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта (пункт 6 статьи 47 Закона N 94-ФЗ).

В случае, если победитель в проведении запроса котировок признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о требовании о понуждении победителя в проведении запроса котировок заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить государственный или муниципальный контракт с участником размещения заказа, предложившим такую же, как победитель в проведении запроса котировок, цену контракта, а при отсутствии такого участника размещения заказа - с участником размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем в проведении запроса котировок условия, если цена контракта не превышает максимальную цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение государственного или муниципального контракта для указанных участников размещения заказа является обязательным.

В случае уклонения указанных участников размещения заказа от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о требовании о понуждении таких участников размещения заказа заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок либо заключить государственный или муниципальный контракт в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 46 Закона N 94-ФЗ (пункт 7 статьи 47 Закона N 94-ФЗ).

Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола (пункт 7.1 статьи 47 Закона N 94-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 528 ГК РФ проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов (пункт 4 статьи 528 ГК РФ).
Согласно статье 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.
Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (статья 436 ГК РФ).

Согласно статье 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока (статья 440 ГК РФ).
В случаях, когда своевременно направленное извещение об акцепте получено с опозданием, акцепт не считается опоздавшим, если сторона, направившая оферту, немедленно не уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием.

Если сторона, направившая оферту, немедленно сообщит другой стороне о принятии ее акцепта, полученного с опозданием, договор считается заключенным (статья 442 ГК РФ).
Согласно позиции арбитражных судов, государственный контракт считается заключенным с момента получения заказчиком контракта, подписанного победителем в установленные законом сроки, вне зависимости от подписания его самим заказчиком (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.05.2009 N А19-15009/08-35-Ф02-2306/09).

Таким образом, проявив бездействие по надлежащему исполнению возложенной на организацию А обязанности, она фактически уклонилась от заключения государственного контракта, что является основанием для заключения данного контакта с организацией Б. Следовательно, позиция организации А является неправомерной.

Начать дискуссию