Трудовое право

Организация охраны труда. Обязанности работодателя

Согласно Основному закону нашей страны охрана труда и здоровья граждан является приоритетным направлением социальной политики государства. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в России охраняются труд и здоровье людей, а также устанавливаются государственные гарантии социальной защиты. Иными словами, триада объектов защиты граждан в социальном государстве выглядит следующим образом: труд, здоровье и социальные права.

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха» 

Согласно Основному закону нашей страны охрана труда и здоровья граждан является приоритетным направлением социальной политики государства. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в России охраняются труд и здоровье людей, а также устанавливаются государственные гарантии социальной защиты. Иными словами, триада объектов защиты граждан в социальном государстве выглядит следующим образом: труд, здоровье и социальные права.

К сожалению, в свете неблагоприятных событий на мировом финансово-экономическом рынке - сокращение персонала, снижение издержек и ужесточение контроля использования средств, данной теме не уделяется  достаточного внимания, она  осталась «за бортом событий», несмотря на то, что государственные контролирующие органы стали проявлять повышенное внимание к вопросам охраны труда, причем именно на нормативном уровне: требования в данной сфере весьма часто меняются.

Мы постараемся внести свою посильную лепту  в освещение данного вопроса, с учетом последних изменений законодательства, что поможет работодателям избежать неблагоприятных последствий.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Современный законодатель посвятил вопросам охраны труда  раздел Х Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), изложив в нем основные требования, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Согласно данному разделу обязанности по обеспечению охраны труда возлагаются не только на работодателя, но и на работника. При этом работодатель, как экономически более сильная сторона трудового договора, несет основной объем обязанностей. В ст. 212 ТК РФ закреплен целый свод правил по охране труда, содержащий в себе 22 основные обязанности работодателя, которые дополняются соответствующими стандартами по системе стандартов безопасности труда по конкретным видам работ, нормами федеральных законов и нормативных актов, а также коллективными договорами и соглашениями, правилами внутреннего трудового распорядка.

Прежде всего, обратим внимание на список работодателей, ответственных за обеспечение безопасных условий и охраны труда.  Помимо организаций (юридических лиц) работодателями признаются и индивидуальные предприниматели, и физические лица.

Индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в данном качестве и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Законодатель уточняет, что к работодателям - физическим лицам - относятся также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. Причем если физические лица, осуществляя предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и (или) лицензии, вступили в трудовые отношения с работниками, то они не освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, предусмотренных ТК РФ (ст. 22, 212, 217 и др.).

Для удобства рассмотрения и последующего применения в целях обеспечения исполнения на практике обязанностей по обеспечению охраны труда, возложенных на работодателя ст. 212 ТК РФ, рассмотрим их, разделяя на следующие группы:
1. организация охраны труда;
2. аттестация рабочих мест по условиям труда;
3. обучение, инструктирование, стажировка;
4. медицинские и психиатрические осмотры;
5. СИЗ: выдача, приобретение, применение;
6. ЧП и несчастные случаи на производстве;
7. ГИТ и другие органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора;
8. ответственность работодателя за неисполнение обязанностей по обеспечению условий охраны труда.

Организация охраны труда

Каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, обязан создать службу по охране труда или ввести должность специалиста по охране труда. Это следует из положений статьи 217 ТК РФ. Однако в ней речь идет только о производственной деятельности. Распространяется ли данное требование, например, на торговые организации или компании, оказывающие консультационные или аудиторские услуги?

Исходя из определения производственной деятельности, приведенного в статье 209 ТК РФ, к такой деятельности относится, в том числе, оказание различных видов услуг. Кроме того, функционирование практически любой современной компании напрямую связано с использованием компьютеров, оборудования, механизмов и других технических средств. Иными словами, все подобные организации также обязаны создавать службу по охране труда или вводить в штат соответствующую должность.

Если численность работников у работодателя превышает 50 человек, то он обязан создать специализированное подразделение - службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы (специалиста) работодатель или выполняет сам, или поручает приказом или распоряжением руководителя соответствующие обязанности другому работнику. Еще одним вариантом выполнения указанных функций является привлечение работодателем сторонних специализированных организаций или специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ), путем заключения с ними гражданско-правового договора возмездного оказания услуг. Такие организации подлежат обязательной аккредитации.

Работодатель самостоятельно определяет структуру службы по охране труда, создаваемой в организации, и численность ее работников, при этом следует учитывать Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14.

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создается комитет (комиссия) по охране труда в составе представителей работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников об их результатах.

Численность комитета также определяется работодателем самостоятельно в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников. Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя, при этом комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря.
Аттестация рабочих мест по условиям труда

Статьей 212 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Понятие «аттестация рабочего места по условиям труда» приведено в ст. 209 ТК РФ и означает оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

При аттестации рабочих мест по условиям труда измерению и оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (химические, физические, биологические, психофизиологические), тяжесть и напряженность труда. Перечень опасных и вредных факторов определяется в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» и отраслевыми особенностями производства.

«Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда» введен в действие с 1 сентября 2008 года приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569.

 Аттестацию рабочих мест можно провести следующими способами:

- собственными силами. Предполагает наличие в организации лаборатории, аккредитованной на право проведения инструментальных измерений и оценки опасных и вредных факторов производственного процесса. Данный способ требует определенных финансовых затрат. Загруженность сотрудников, совмещающих работы по аттестации со своими должностными обязанностями, отсутствие у них зачастую  мотивации проведения данных работ, недостаток знаний по оценке условий труда - все это сводит аттестацию к формальной процедуре;

- с привлечением аттестующей организации. Заключается договор с аттестующей организацией (центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда РФ и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения необходимых измерений), и все работы по замеру производственных факторов и оценке условий труда выполняются ее силами. Итогом привлечения такой организации станет готовый комплект документов, полученный  организацией-заказчиком.

Стоимость аттестации одного рабочего места зависит от набора вредных и опасных производственных факторов, количества аналогичных рабочих мест и варьируется от 1500 до 5500 рублей.

На наш взгляд, в организациях с численностью до 1000 человек целесообразно применять  второй способ, поскольку создание собственной лаборатории и подготовка специалистов потребуют значительных временных и финансовых затрат.

В ходе подготовки и проведения аттестации рабочих мест в организации создается аттестационная комиссия из числа работников работодателя, прошедших специальную подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, а также на паритетной основе представителей аттестующей организации, в случае ее привлечения.

В ходе проведения аттестации в организации выполняются не только технологические, оценочные мероприятия (эта функция отдана исключительно аттестующей организации, имеющей лицензию и аттестат аккредитации на право выполнения данных работ), но и нормативные и документационные функции, при этом формируются три вида документов: нормативные, организационно-распорядительные и методические.

Срок хранения данных документов - 45 лет, на их основании сотрудникам организации будут назначаться льготы, надбавки и компенсации. Часть аттестационных документов по итогам проведенной аттестации передается в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Результаты мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях:
- контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценки профессионального риска как вероятности повреждения или утраты здоровья, смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
- предоставления сотрудникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов и полагающихся гарантиях и компенсациях;
- предоставления сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
- последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- подготовки поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), а также внеочередным медицинским осмотрам;
- расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
- принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
- включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда;
- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

Обучение, инструктирование, стажировка

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение лиц, поступающих на работу, безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Согласно ст.225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действует  «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденный постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 (далее – Постановление N 1/29).

Обучение  работников

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Все принимаемые на работу лица проходят в установленном порядке вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложены эти обязанности. Кроме вводного инструктажа по охране труда проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктаж.

Проводятся такие инструктажи индивидуально либо с группой работников в кабинете охраны труда, специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, экспонатов, макетов, кинофильмов, видеофильмов и т.п.) либо непосредственно на рабочем месте с учетом специфики производства по  разработанным программам и инструкциям,  утвержденным работодателем.

Примерный перечень основных вопросов инструктажей приведен в ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Не будем подробно останавливаться на порядке и особенностях проведения  всех видов инструктажей, однако заметим,  что их проведение обязательно регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей либо в  личной карточке прохождения обучения с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа, которые подлежат хранению в организации в течение 10 лет (рекомендуемые формы журналов приведены в упоминавшемся ГОСТ 12.0.004-90).

Если рабочие заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то после первичного инструктажа на рабочем месте они проходят стажировку в течение первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) под руководством лиц, назначенных приказом по участку, и сдают экзамен по итогам стажировки.

Однако от стажировки могут быть освобождены работники, имеющие стаж по специальности не менее 3 лет, переходящие из одного цеха в другой, если характер работы и тип оборудования, на котором они работали ранее, не меняется. При несоблюдении указанных норм работодатель обязан отстранить работника от исполнения трудовых обязанностей на рабочем месте до их устранения.
 
Обучение руководителей, специалистов, ИП

Руководители и специалисты допускаются к самостоятельной работе после ознакомления с локальными нормативными актами организации, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда в руководимых ими структурных подразделениях.

В организации для проведения проверки знаний, требований охраны труда руководителей и специалистов приказом (распоряжением) работодателя создается постоянно действующая комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек. Все члены комиссии в течение месяца после приема на работу должны быть обучены охране труда и пройти проверку знаний в комиссии специализированного учебного центра, имеющего лицензию федерального органа или органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации по труду. Информацию о таких специализированных учебных организациях можно найти в региональном отделении Государственной инспекции труда либо в сети Интернет.

Результаты проверки оформляются протоколом установленной формы (приложение 1 к Постановлению N 1/29). Успешно прошедшим проверку выдаются удостоверения также установленной формы. Руководитель или специалист, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца. Также обучающая организация  несет ответственность за качество обучения охране труда руководителей и специалистов и выполнение программ по охране труда.

В соответствии с программой, разработанной и утвержденной в организации, руководители и специалисты, связанные с организацией и проведением работ непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор за проведением работ, подвергаются периодической проверке знаний по охране труда не реже одного раза в три года.

При вводе в действие новых или переработанных нормативных документов по охране труда, вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов, при переводе работника на другое место работы или назначении его на другую должность, требующую дополнительных знаний по охране труда, по требованию органов государственного надзора или вышестоящих органов проводят внеочередную проверку знаний руководителей и специалистов.

Контроль за своевременной проверкой знаний требований охраны труда работников осуществляется органами федеральной инспекции труда.

Ранее норма  ст.212 ТК РФ об обеспечении обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ее соблюдении  позволяла работодателю обучать некоторые категории застрахованных работников  охране труда за счет средств ФСС России, направленных в Минздравсоцразвития России как на обучение, так  и на проведение научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда. Между тем в соответствии с  принятием Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 295-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в бюджете ФСС России на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов расходы на указанные цели не предусмотрены. Следовательно, работодатель должен обучать работников безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства за счет собственных средств.

Медицинские и психиатрические осмотры

В соответствии с абзацем 12 ст. 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя в части обеспечения безопасных условий и охраны труда является недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Действующим законодательством предусмотрено прохождение работниками предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. Помимо этого, медицинские осмотры по своей направленности можно разделить на осмотры для определения того, соответствует ли здоровье работника выполняемой им работе, и для раннего выявления возможных профессиональных заболеваний, и на осмотры, проводимые для предупреждения возникновения различных заболеваний среди населения.

Так, согласно ст. 213 ТК РФ, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, в обязательном порядке проходят следующие медицинские осмотры (обследования):

-предварительные (при поступлении на работу);
-периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) - для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний;
- внеочередные - в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 утверждены Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся данные осмотры.

Согласно данным документам предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Осмотры работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, проводятся один раз в пять лет в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией.

Работодатель определяет контингенты и составляет поименные списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований). Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, утверждает совместно с работодателем календарный план проведения обследований.

Заключение медицинской комиссии и результаты осмотра, как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Кроме того, в течение 30 дней медицинская организация должна предоставить работодателю заключительный акт, в котором указываются работники, не явившиеся и не прошедшие обследование. На основании данной информации работодатель вправе принять решение о недопущении или отстранении сотрудника от работы.

Что касается психиатрического освидетельствования, то работники, занятые на работах, оговоренных в ст. 213 ТК РФ, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Правила прохождения освидетельствования утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

Обратите внимание, что предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя. Отражать такие расходы разрешено в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

В случае непрохождения предварительного или периодического медицинского осмотра (обследования) или психиатрического освидетельствования работник отстраняется от работы до того момента, пока подобный осмотр не будет пройден. Добавим еще вот что. Для того чтобы оценить, необходим ли предварительный (и последующий) медицинский осмотр для работника определенного рабочего места, требуется аттестация этого места по условиям труда. Если будет выявлено, что на данном рабочем месте присутствуют неустранимые вредные или опасные производственные факторы, то предварительный медосмотр для претендентов на такую вакансию будет для работодателя обязательным. И затраты на медосмотр - экономически обоснованными.

СИЗ (средства индивидуальной защиты): выдача, приобретение, применение

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Межотраслевые правила), которые соответствуют требованиям  ст.ст. 212, 215, 219, 221 ТК РФ. Межотраслевые правила  закрепляют за работодателем обязанность обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

При этом СИЗ должны быть приобретены за счет средств работодателя и выданы работникам бесплатно. В абз. 1 ст. 221 ТК РФ речь идет о выдаче работникам СИЗ, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия. Согласно п. 5 Межотраслевых правил предоставление работникам СИЗ осуществляется на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке, и в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ. При этом работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики СИЗ выдаются согласно типовым нормам независимо от организационно-правовой формы и формы собственности работодателя, а также наличия этих профессий и должностей в иных типовых нормах (п. 14 Межотраслевых правил). Отметим, что в Межотраслевых правилах ничего не сказано о том, как применять типовые отраслевые нормы выдачи СИЗ, повсюду в тексте используется обобщенное понятие «типовые нормы».

Статьей 212 ТК РФ за работодателем закреплено право установить нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту рабочих от воздействия вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения, с учетом мнения выборного органа профсоюза или иного представительного органа работников. Аналогичное положение содержится и в п. 6 Межотраслевых правил: «улучшенные нормы выдачи СИЗ утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников СИЗ». Кроме того, работодателю разрешается заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренный типовыми нормами, аналогичным видам, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов, однако данные действия требуют согласования замены СИЗ  с профсоюзом.

Выдача и сдача СИЗ сопровождаются соответствующими записями в личных карточках работников, форма личной карточки приведена в приложении к Межотраслевым правилам. Также право на получение СИЗ имеют бригадиры, мастера и помощники рабочих, указанных в типовых нормах, совместители, временные работники, а также все лица, участвующие в производственной деятельности работодателя, и лица, осуществляющие надзор и контроль. СИЗ, предназначенные для использования в особых температурных условиях, должны выдаваться работникам с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием должны быть сданы работодателю для организованного хранения до следующего сезона. СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, могут быть использованы по назначению после проведения (при необходимости) мероприятий по уходу (стирки, чистки, ремонта и пр.), организованных работодателем.

Выдача работникам порошка и иных принадлежностей для стирки не может рассматриваться как исполнение работодателем обязанностей по надлежащему содержанию СИЗ. В некоторых случаях работодателям не только проще, но и экономически выгоднее арендовать спецодежду по договору со специализированной организацией. Причем в таком договоре может оговариваться наряду с приобретением еще и комплексное обслуживание спецодежды арендодателем (ремонт, стирка в прачечной, доставка и пр.).

В связи с выдачей и применением средств индивидуальной защиты у сторон трудового договора возникает немало обязанностей. В частности, работодатель должен:
-обеспечить обязательность применения работниками СИЗ;
-не допускать к выполнению работ сотрудников, которым такие средства не выданы;
-не допускать к работе персонал, СИЗ которого неисправны, неотремонтированы, загрязнены.

ЧП и несчастные случаи на производстве

Обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий труда возникает в момент начала деятельности предприятия. Поскольку ни одна организация не застрахована от ЧП и несчастных случаев, работодателю важно знать, какие меры необходимо предпринять при их возникновении, какие случаи подлежат расследованию, как правильно оформить и провести такое расследование, нужно ли создавать комиссию и уведомлять какие-либо органы о случившемся. Для того чтобы свести к минимуму возможные потери, на производственных предприятиях должны быть установлены правила поведения работников при чрезвычайном происшествии (правила поведения при ЧП), разработанные работодателем с учетом специфики производственного процесса, оборудования, аппаратуры и т.д., с которыми работников следует ознакомить под роспись.

При  приобретении предприятием нового производственного оборудования или замене старого в данные правила следует внести изменения или дополнить их новыми положениями. С такими правилами работников также следует ознакомить под роспись. Как уже говорилось ранее, работодатель в соответствии со ст.212 ТК РФ обязан страховать работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а в случае наступления несчастных случаев  обязан проводить их расследование и учет в установленном ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядке.  При этом не имеет значения, заключен трудовой договор в письменной форме или нет. Помимо работников в производственной деятельности работодателя могут участвовать и другие лица, например, студенты, проходящие производственную практику, или лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ. Несчастные случаи, произошедшие с такими категориями работников, также необходимо расследовать.

Определение несчастного случая дано в ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»  и конкретизируется в ст. 227 ТК РФ. Обязанности работодателя при несчастном случае определены в ст. 228 ТК РФ. О происшествии любого страхового (несчастного) случая сообщается в отделение  ФСС России по месту регистрации работодателя в качестве страхователя, а извещение  органов, поименованных в ст.228.1. ТК РФ, необходимо только в случае группового несчастного случая (два человека и более), тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом. Порядок направления  и форма сообщения о страховом случае, направляемом  в ФСС России, определены Приказом ФСС РФ от 24.08.2000 N 157. Каждый пострадавший, а также его законный представитель имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.

Для расследования несчастного случая работодатель должен создать комиссию в составе не менее трех человек. Порядок формирования такой комиссии установлен ст. 229 ТК РФ,  а срок ее работы установлен ст. 229.1 ТК РФ.

Так расследование несчастного случая проводится в течение:
- 3 дней, если в результате несчастного случая один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья;
- 15 дней, если пострадавшие получили тяжелые повреждения здоровья или есть погибшие;
- месяца со дня поступления заявления от пострадавшего, если утрата трудоспособности наступила спустя некоторое время после несчастного случая.
Сроки расследования могут быть продлены, но не более чем на 15 дней, в случае необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений.

Поскольку расследование несчастного случая должно быть документально оформлено, статьей 229.2 ТК РФ установлен примерный перечень необходимых для этого документов, конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.

В случае квалификации комиссией несчастного случая как произошедшего на производстве, необходимо составить акт формы Н-1 (форма 2 приложения 1 к Постановлению Минтруда РФ от 24 октября 2002  N 73 (далее – Постановление  N 73)). В данном акте необходимо подробно описать обстоятельства происшествия с указанием лиц, допустивших нарушение правил охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности пострадавшего в акте указывается степень его вины в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве. В целом содержание акта должно соответствовать выводам комиссии, проводившей расследование несчастного случая.

Акт подписывается членами комиссии, утверждается работодателем и заверяется печатью, а также фиксируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве (форма 9 приложения 1 к Постановлению N 73). В трехдневный срок после утверждения акта работодатель обязан выдать один экземпляр пострадавшему, а в случае гибели – родственникам - по их требованию. Второй экземпляр акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего в силу п. 30 Постановления N 73 и ч. 6 ст. 230 ТК РФ. При страховых случаях на производстве третий экземпляр акта Н-1 (Н-1ПС) и копии материалов расследования работодатель направляет в территориальный орган ФСС по месту регистрации работодателя в качестве страхователя.

После того как пострадавший выздоровеет и выйдет на работу, работодатель обязан сообщить о принятых мерах по предотвращению подобных случаев и о том, какие последствия имел данный несчастный случай, в трудовую инспекцию, по форме 8 приложения 1 к Постановлению N 73, с указанием суммы материального ущерба, нанесенного организации, суммы выплат и состояния здоровья пострадавшего. Если несчастный случай признан страховым, такое сообщение необходимо направить и в отделение ФСС. Если данный случай будет квалифицирован комиссией как не связанный с производством, то он оформляется актом произвольной формы. Согласно ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.

Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами. В частности, Федеральным законом от 22.12.2005 N 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию о несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году»  наряду с Федеральным законом от 21.07.2007  N 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установлено, что пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного работника (за счет средств ФСС) до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка,  размер единовременной страховой выплаты таким лицам в 2010 году не может превышать 56700 рублей.

В то же время нужно иметь в виду, что размер ежемесячной страховой выплаты (она определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного работника исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности) в 2010 году не может превышать 43500 рублей; расходы на посторонний специальный медицинский уход за застрахованным лицом оплачиваются в размере 900 рублей в месяц, а расходы на посторонний бытовой уход оплачиваются в размере 225 рублей в месяц. Размеры расходов на оба вида постороннего ухода увеличиваются на величину районных коэффициентов.

ГИТ (государственная инспекция труда) и другие органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного  контроля и надзора

Деятельность системы государственных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и осуществление общественного контроля в этой области являются одной из гарантий соблюдения трудовых прав граждан в нашей стране.

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ на территории Российской Федерации государственный надзор и контроль за соблюдением всеми работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Федеральная инспекция труда (далее - ФИТ).

В некоторых случаях (например, за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности), наряду с Федеральной инспекцией труда надзор осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности - федеральные надзоры (Ростехнадзор, Роспотребнадзор).

В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости является Федеральная служба по труду и занятости (далее - Роструд), действующая на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - государственные инспекции труда (далее ГИТ), которые утверждаются приказами Роструда. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Следует учитывать, что органы прокуратуры в осуществлении своих надзорных функций не подменяют деятельность других федеральных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.

Проверки государственными инспекторами труда могут проводиться на основании различных обстоятельств. Это может происходить и в рамках планируемой деятельности по контролю за соблюдением положений трудового законодательства, и по фактам происшедших несчастных случаев на производстве. Также поводами к проверке могут послужить сообщения профсоюзных органов, работников или иных лиц о нарушении трудового законодательства или об иных вопросах, находящихся в компетенции ФИТ (ГИТ), либо информация, поступающая от правоохранительных органов, и т.д. Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ N 294) установлены основные принципы, которые должны соблюдаться должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверок.

В частности, ГИТ вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от их формы собственности. Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями, ежегодных планов, которые доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством размещения планов на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом. Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12   ФЗ N 294.

Перед проведением проверки инспектор по труду должен предъявить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его уполномоченному представителю служебное удостоверение и распоряжение (приказ) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки в соответствии с ее назначением.

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля,  с вручением под роспись данных документов. В случае если данные документы не были предъявлены, инспектор не вправе проводить контрольные мероприятия.

Продолжительность проведения контрольных мероприятий не может превышать двадцати дней. А в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год  (ст. 13 ФЗ N 294).

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по форме,  утвержденной приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 года N 141, в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной   в приложении 4 к приказу Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 года N 141.  Журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя. При отсутствии такого журнала в акте проверки делается соответствующая запись.

При обнаружении нарушений инспекторы труда выписывают предписание на их устранение, для проверки выполнения которого могут прийти повторно.

Ответственность работодателя за нарушение норм охраны труда

Как любое лицо, виновное в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, руководитель привлекается к ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 419, 192, 195 ТК РФ).

В ряде случаев за нарушение трудового законодательства и норм охраны труда, исходя из важности обеспечения трудовых прав граждан для нормального функционирования общества в целом, государство устанавливает административную и уголовную ответственность. Привлечение к административной ответственности осуществляется за нарушения конкретных требований охраны труда, выявленные в процессе надзора и контроля за их соблюдением. Административные взыскания имеют право налагать органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в пределах своей компетенции.

Так в соответствии со ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП РФ):
1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Из определения видно, что административная ответственность, закрепленная в данной статье, распространяется как на руководителей, так и на иных ответственных лиц работодателя.

Также возможно привлечение к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей.

За непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, возможно наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей по ст.19.6 КоАП.

Уголовная ответственность представляет собой наиболее строгий вид наказания за нарушения законодательства о труде и об охране труда, наступающий за совершение правонарушений, являющихся преступлениями, т.е. виновных общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ) под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).
К уголовной ответственности в рамках существующей в Российской Федерации системы законодательства привлекаются только физические лица,  а именно - руководитель и иные ответственные лица работодателя, но не сам работодатель.

За нарушение требований законодательства об охране труда уголовная ответственность предусмотрена ст. 143 УК РФ, которая гласит:
1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Субъектом ответственности за совершение преступлений, предусмотренных данной статьей, является лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или смерть человека.

Однако нельзя забывать, что между руководителем и лицами, оказавшимися потерпевшими при нарушении правил охраны труда, имеется промежуточное звено. Это те лица, которые непосредственно отвечают за соблюдение правил по охране труда на конкретных участках работ (например, мастер цеха, бригадир). Эти лица в первую очередь должны привлекаться к ответственности за нарушение правил охраны труда. Руководящие же работники, являющиеся должностными лицами, в этих случаях могут быть привлечены к ответственности за должностные преступления (злоупотребление должностными полномочиями или халатность).

Поскольку объектом преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, является конституционное право гражданина на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, постольку и потерпевшими в результате преступных нарушений правил охраны труда могут быть только работники данного предприятия либо лица, чья постоянная или временная деятельность связана с данным производством.

Таким образом, если в результате нарушения правил охраны труда пострадает лицо, не связанное трудовыми отношениями с данным предприятием, то должностное лицо несет ответственность в зависимости от характера нарушения по статьям о должностных преступлениях (ст.ст. 285, 293 УК РФ).

Помимо этого ГК РФ  предусматривает и возмещение вреда лицом (в частности, работодателем),  застраховавшим свою ответственность в порядке добровольного или обязательного социального страхования, в случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред (ст. 1072 ГК РФ).

Говоря об ответственности работодателя, необходимо остановиться на проблеме компенсации морального вреда в связи с нарушениями законодательства об охране труда.

Ст. 237 ТК РФ устанавливает правила компенсации морального вреда. Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. Ст. 237 ТК РФ не указывает на конкретные виды правонарушений, поэтому право на возмещение морального вреда работник имеет во всех случаях нарушения его трудовых прав, сопровождающихся нравственными или физическими страданиями.

Таким образом, при несчастных случаях на производстве наряду с возмещением вреда здоровью, осуществляемым ФСС РФ, а также привлечением руководителя и иных ответственных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда очевидным является право работника требовать компенсации морального вреда.

В ст. 8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено, что возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве, осуществляется причинителем вреда, т.е. непосредственно работодателем.

Допуская нарушения законодательства об охране труда, руководитель и иные ответственные лица действуют в интересах работодателя и от его имени, поэтому моральный вред взыскивается с организации. В соответствии с действующим законодательством при судебном рассмотрении дел о нарушении трудовых прав работников указанные ответственные лица или руководители привлекаются к материальной ответственности в регрессном порядке в случае их виновного поведения.

Основаниями ответственности работодателя за причинение работнику морального вреда являются: наличие морального вреда; неправомерное поведение (действие или бездействие) работодателя, нарушающее права работника; причинная связь между неправомерным поведением работодателя и страданиями работника; вина работодателя.

Если размер компенсации морального вреда не установлен трудовым договором, следует обратиться к нормам законодательства. Ст. 1101 ГК РФ предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Если стороны не достигли согласия, предусмотрена передача материалов в суд, который должен установить факт причинения морального вреда и размеры его возмещения. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Отсутствие наработанной методики определения морального вреда, несмотря па попытку законодателей урегулировать этот вопрос, является серьезным препятствием для реализации работниками своего права в полном объеме.

ГК РФ установлен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина при исполнении договорных или иных обязательств.

Вред возмещается по правилам, установленным гл. 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда», если законодательством не предусмотрен более высокий размер ответственности (ст. 1084 ГК РФ). Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, определяется в соответствии со ст. 1085 ГК.

На руководителя организации как работника, состоящего с ней в трудовых отношениях, распространяются и общие положения о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю (ст.ст. 232, 233, 238-250 ТК), с особенностями, установленными ст. 277 ТК РФ

Надеемся, что исполнение вышеперечисленных обязанностей в области охраны труда поможет организовать качественную систему управления охраной труда в организации.  Кроме того, исполняя  данные обязанности, работодатель не только реализует государственную политику в области охраны труда работников, но и имеет при этом свою выгоду – исключает возможность привлечения к ответственности по данным основаниям в рамках существующей в Российской Федерации системы наказаний.

Комментарии

1
  • ValeriaMorozova

    Оказывается уже вышел новый профстандарт по охране труда. Хорошо что нашла статью на эту тему, вот сижу читаю. Там столько изменений! Вообще всем кто связан с охраной труда советую почитать.