Новое в законодательстве об акционерных обществах. Анализ и правовые последствия Приказа ФСФР России от «13» августа 2009 г. №09-33/пз-н. Часть II (I часть можно найти здесь)
Раскрытие Правил ведения реестра.
Нововведения коснулись и порядка раскрытия Правил ведения реестра акционерного общества. Теперь, помимо обязанности представлять Правила для ознакомления всем заинтересованным лицам, что было закреплено и до вступления в силу Приказа, на акционерные общества, ведущие свой реестр самостоятельно, возложена обязанность по дополнительному раскрытию Правил ведения реестра, а именно:
- открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившие публичное размещение ценных бумаг – на странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, устава и иных документов.
- остальные общества, то есть, закрытые акционерные общества, не осуществляющие публичного размещения ценных бумаг, либо на странице в сети Интернет на сайте закрытого акционерного общества либо ином сайте или путем направления заверенных в надлежащем порядке копий правил ведения реестра всем акционерам.
Кроме этого, если закрытое акционерное общество осуществляет раскрытие Правил ведения реестра путем направления заверенных копий акционерам, оно также должно представить копию Правил в территориальные органы ФСФР по месту своего нахождения.
Введение дополнительных требований по раскрытию Правил ведения реестра, на наш взгляд, в первую очередь, направлено на защиту интересов акционеров, так как зачастую у акционеров не было реальной возможности для реализации своих прав по управлению и распоряжению принадлежащими им акциями. Кроме того, многие акционеры даже не обладали достаточной информацией по порядку и срокам проведения операций в реестре.
Сейчас же, получив Правила ведения реестра и изучив их, у акционера появляется возможность для правильного и своевременного обращения к эмитенту для внесения необходимых изменений в систему ведения реестра или получения информации.
Во-вторых, введение дополнительного требования по раскрытию и предоставлению Правил ведения реестра в ФСФР позволит контролирующему органу своевременно реагировать на нарушения в сфере законодательства о рынке ценных бумаг.
Отчетность акционерного общества
Еще одним новшеством, предусмотренным Приказом №09-33/пз-н, является введение обязанности для акционерного общества, осуществляющего самостоятельное ведение реестра, предоставление в территориальные органы ФСФР России отчетности по проведенным в реестре операциям за год. Данная отчетность должна предоставляться не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Здесь возникает небольшая путаница в вопросе об отчетном периоде на сегодняшний момент. Дело в том, что, как я уже сказала, до 15 февраля года, следующего за отчетным, необходимо предоставить отчет в ФСФР.
С одной стороны, Приказ ФСФР вступил в силу 27 ноября 2009 года, то есть, можно рассматривать в качестве первого отчетного года – 2009 год. Следовательно, в срок до 15 февраля 2010 года акционерным обществам необходимо предоставить такую отчетность.
Однако, с другой стороны, согласно п.4 Приказа ФСФР №09-33/пз-н, акционерным обществам, самостоятельно осуществляющим ведение реестра, необходимо привести свою деятельность в соответствие с требованиями Приказа в течение 6 месяцев, то есть, до 27 мая 2010 года. Соответственно, у акционерного общества есть время до 27 мая 2010 года на подготовку Правил ведения реестра и отчетности по операциям.
11 февраля 2010 на сайте ФСФР России было опубликовано Информационное письмо «О порядке применения приказа ФСФР России от 13.08.2009 г. №09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами эмиссионных ценных бумаг». В указанном письме ФСФР разъясняет возникший вопрос: акционерным обществам следует предоставить отчетность за 2009 год в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения не позднее 15 февраля 2010 года.
С такой позицией однозначно согласиться нельзя. По нашему мнению, если акционерное общество приведет свою деятельность в соответствие с Приказом ФСФР России №09-33/пз-н в срок до 15 февраля 2010 года, такое общество должно предоставить отчетность по итогам 2009 года. Если же общество в срок до 15 февраля 2010 года не приведет свою деятельность в соответствие с требованиями Приказа ФСФР России, то такое общество должно предоставить отчетность уже за 2010 год в срок до 15 февраля 2011 года. Непредставление отчетности за 2009 год не должно повлечь каких-либо негативных последствий для акционерного общества в силу того, что Приказом предусмотрен шестимесячный срок для приведения деятельности акционерного общества в соответствие, и этот срок истекает 27 мая 2009 года.
Что касается содержания отчетности акционерного общества, то это предусмотрено п.3 Приказа №09-33/пз-н. Отчетность акционерного общества должна содержать:
- общие сведения об акционерном обществе;
- сведения о размещенных ценных бумагах, количестве лицевых счетов в реестре акционеров;
- сведения о доле государственной и муниципальной собственности;- сведения о проведенных операциях, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги.
Кроме того, к Информационному письму ФСФР России прилагается рекомендуемый вариант формы отчетности, а также указано, что отчетность предоставляется на бумажном носителе и в электронной форме.
Анализируя факт введения такой отчетности для акционерных обществ, самостоятельно осуществляющих ведение реестра, можно сделать вывод, что она необходима, в первую очередь, для пресечения порочной практики со стороны таких акционерных обществ по незаконному проведению операций в реестре владельцев именных ценных бумаг задним числом, по необоснованным отказам в проведении операций в реестре, по «непонятному исчезновению» отдельных акционеров, в принципе, из реестра.
Все вышеперечисленные действия эмитентов, к сожалению, до сих пор встречаются на практике, что приводит к грубейшим нарушениям прав акционеров, так как, при самостоятельном ведении реестра эмитентами акционеры оказываются менее защищенными, чем при ведении реестра профессиональными участниками рынка ценных бумаг – регистраторами, поскольку деятельность регистратора при ведении реестра, во-первых, подлежит обязательному лицензированию и страхованию, во-вторых, четко законодательно регламентируется, и, в-третьих, находится под жестким контролем со стороны органов ФСФР и иных государственных органов.
Плата за проведение операций в реестре.
Особо бы хотелось обратить внимание на пункт 2.5. Приказа, согласно которому акционерные общества, осуществляющие самостоятельное ведение реестра акционеров, не вправе взимать плату за проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг, предоставление информации из реестра, осуществление иных действий, связанных с ведением реестра акционеров, за исключением предоставления списка зарегистрированных лиц по требованию лица, владеющего более чем 1% голосующих акций эмитента.
Дело в том, что такое требование уже было предусмотрено п.10.11. Положения ФКЦБ РФ от 19 июня 1998 г. №24 «О лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг».
Данным пунктом предусмотрено, что эмитент, осуществляющий ведение реестра своих именных ценных бумаг самостоятельно, не вправе взимать плату за оказание услуг по ведению реестра.
И эта позиция законодателя является правильной. Так как, для эмитента, осуществляющего ведение реестра акционеров, эта деятельность не является предпринимательской, то есть, не направлена на систематическое извлечение прибыли.
Деятельность по ведению реестра в качестве предпринимательской деятельности может быть рассмотрена только в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг – регистраторов, имеющих специальное разрешение – лицензию на осуществление такой деятельности, и, соответственно, регистраторы взимают плату за свои услуги.
Однако, законодателем сделано одно исключение из этого правила, эмитент имеет право взимать плату за предоставление списка зарегистрированных в реестре лиц по требованию лица, владеющего более чем 1% голосующих акций. Такое право у лица, имеющего более одного процента акций эмитента, закреплено в п. 7.9.1. Положения о ведении реестра, согласно которому, такому лицу по его запросу предоставляются сведения из реестра об именах (полном наименовании) владельцев, количестве, категории (типе) и номинальной стоимости принадлежащих им акций.
Каких-либо ограничений по размеру оплаты, взимаемой за такой список акционеров, законодательно не предусмотрено, таким образом, у эмитента есть право разработать и утвердить в установленном порядке своеобразный Прейскурант цен на данную услугу, который должен раскрываться для заинтересованных лиц в порядке п. 5.1. Положения о ведении реестра. И при установлении размера оплаты за данную услугу необходимо исходить из того, что у эмитента априори нет желания предоставлять список акционеров, хоть и в усеченном виде.
Ответственность акционерного общества.
При нарушении требований, предусмотренных Приказом ФСФР России №09-33/пз-н, для акционерного общества, допустившего такие нарушения, возможны негативные последствия в виде привлечения к административной ответственности по статье 15.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг» либо п. 3 ст. статьи 15.22. «Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг».
Указанные нарушения могут выражаться, например:
- в незаконном отказе акционерного общества, осуществляющего самостоятельное ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, от предоставления заинтересованным лицам в установленный срок заверенной копии Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;
- в отсутствии у акционерного общества утвержденных в надлежащем порядке Правил ведения реестра;
- непредоставление в установленный срок отчетности акционерного общества по операциям, проведенным в реестре;
- предоставление недостоверной информации, содержащейся в отчетности акционерного общества по операциям, проведенным в реестре.
Ответственность за указанные нарушения предусматривает наложения штрафа, причем размеры штрафов, налагаемых на юридическое лицо, варьируются в зависимости от состава административного правонарушения от 100 000 рублей до 1 000 000 рублей.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о положительной динамике развития правового регулирования в сфере законодательства о рынке ценных бумаг, поскольку, требования к акционерным обществам, самостоятельно осуществляющим ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, предусмотренные Приказом ФСФР России №09-33/пз-н, направлены, в первую очередь, на защиту прав и законных интересов акционеров, так как, до сих пор эмитенты в своей деятельности допускают значительные нарушения прав своих акционеров.
Начать дискуссию