Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.01.10 № А56-30777/2009
Суть спора. По результатам выездной проверки правильности исчисления налога на прибыль организация была привлечена к налоговой ответственности, ей доначислили налог и пени.
Налоговый орган посчитал, что общество завысило расходы на сумму транспортных затрат (стоимость горюче-смазочных материалов) по доставке товара покупателям. Основанием для этого послужило то, что предприятие не представило товарно-транспортные накладные по форме № 1-Т*1.
*1 Утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78.
Позиция суда. Суд отказал налоговикам в их претензиях. Он указал, что отсутствие товарно-транспортных накладных по форме № 1-Т при наличии иных оправдательных документов не является препятствием для включения затрат по доставке грузов в состав расходов для целей налогообложения прибыли.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (ст. 252 НК РФ).
Документально подтвержденными считаются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством РФ и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В зависимости от характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика затраты подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные.
Перечень материальных расходов установлен статьей 254 НК РФ.
Работами (услугами) производственного характера признаются транспортные услуги сторонних организаций и структурных подразделений по перевозкам грузов как внутри организации, так и по доставке готовой продукции в соответствии с условиями договоров.
Налоговый кодекс не устанавливает перечня первичных документов, которые должны составляться при осуществлении тех или иных хозяйственных операций, и не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению).
О первичных учетных документах, на основании которых ведется бухгалтерский учет, говорится в статье 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Такие документы принимаются к учету, если они составлены по форме, указанной в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если же форма каких-либо документов не предусмотрена в этих альбомах, то организации их разрабатывают самостоятельно, но они должны содержать ряд обязательных реквизитов.
При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения необходимо исходить из того, подтверждают документы, имеющиеся у налогоплательщика, произведенные им расходы или нет. То есть условием для включения затрат в налоговые расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены.
Условиями договоров предусмотрена доставка товаров покупателям, что не оспаривается налоговым органом. Для обоснования расходов оформлялись накладные на отгрузку товаров и путевые листы.
Суд установил, что представленные путевые листы содержат дату поездки, марку и номер автомашины, время выезда из гаража и возвращения, показания спидометра, вид груза, подпись водителя и данные пробега. Кроме того, к каждому путевому листу прилагаются накладные, подтверждающие передачу товара покупателям, в которых дается их наименование. Даты накладных соответствуют датам путевых листов.
Причем указание в некоторых путевых листах вместо конкретного адреса грузополучателя только наименования населенного пункта не может служить основанием для вывода о неправомерном учете стоимости ГСМ в расходах.
Кроме того, предприятие не относится к автотранспортным организациям. Поэтому товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т не является для него обязательным первичным документом по учету работы автомобилей.
Таким образом, спорные затраты на ГСМ документально подтверждены и обоснованы.
Примечание «ДК». В рассматриваемом споре суд сделал вывод о необязательности оформления компанией товарно-транспортных накладных по форме № 1-Т для учета расходов при налогообложении.
Однако в арбитражной практике можно встретить и противоположный подход*2 В качестве его обоснования судьи привели пункт 2 инструкции почти 30-летней давности*3. В нем как раз и говорится, что перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы.
*2 См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.10.07 № А56-6689/2007.
*3 Совместная инструкция от 30.11.83 Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом».
Однако вопрос об обязательности предъявления налогоплательщиком товарно-транспортной накладной для принятия расходов при налогообложении прибыли не должен решаться формально. В первую очередь этот документ необходим для подтверждения реальности произведенных операций, в том числе перевозки товара.
А вот при наличии признаков недобросовестности отсутствие товарно-транспортной накладной может послужить основанием, например, для отказа в вычетах по НДС*4.
*4См. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.12.09 № А19-13886/09.
Если же сомнений в реальности произведенных компанией операций нет, то непредставление ею товарно-транспортной накладной может компенсироваться другими подтверждающими документами (товарными накладными, актами приема-передачи товара, путевыми листами и др.).
Суть спора. По результатам выездной проверки правильности исчисления налога на прибыль организация была привлечена к налоговой ответственности, ей доначислили налог и пени.
Налоговый орган посчитал, что общество завысило расходы на сумму транспортных затрат (стоимость горюче-смазочных материалов) по доставке товара покупателям. Основанием для этого послужило то, что предприятие не представило товарно-транспортные накладные по форме № 1-Т*1.
*1 Утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78.
Позиция суда. Суд отказал налоговикам в их претензиях. Он указал, что отсутствие товарно-транспортных накладных по форме № 1-Т при наличии иных оправдательных документов не является препятствием для включения затрат по доставке грузов в состав расходов для целей налогообложения прибыли.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (ст. 252 НК РФ).
Документально подтвержденными считаются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством РФ и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В зависимости от характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика затраты подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные.
Перечень материальных расходов установлен статьей 254 НК РФ.
Работами (услугами) производственного характера признаются транспортные услуги сторонних организаций и структурных подразделений по перевозкам грузов как внутри организации, так и по доставке готовой продукции в соответствии с условиями договоров.
Налоговый кодекс не устанавливает перечня первичных документов, которые должны составляться при осуществлении тех или иных хозяйственных операций, и не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению).
О первичных учетных документах, на основании которых ведется бухгалтерский учет, говорится в статье 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Такие документы принимаются к учету, если они составлены по форме, указанной в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если же форма каких-либо документов не предусмотрена в этих альбомах, то организации их разрабатывают самостоятельно, но они должны содержать ряд обязательных реквизитов.
При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения необходимо исходить из того, подтверждают документы, имеющиеся у налогоплательщика, произведенные им расходы или нет. То есть условием для включения затрат в налоговые расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены.
Условиями договоров предусмотрена доставка товаров покупателям, что не оспаривается налоговым органом. Для обоснования расходов оформлялись накладные на отгрузку товаров и путевые листы.
Суд установил, что представленные путевые листы содержат дату поездки, марку и номер автомашины, время выезда из гаража и возвращения, показания спидометра, вид груза, подпись водителя и данные пробега. Кроме того, к каждому путевому листу прилагаются накладные, подтверждающие передачу товара покупателям, в которых дается их наименование. Даты накладных соответствуют датам путевых листов.
Причем указание в некоторых путевых листах вместо конкретного адреса грузополучателя только наименования населенного пункта не может служить основанием для вывода о неправомерном учете стоимости ГСМ в расходах.
Кроме того, предприятие не относится к автотранспортным организациям. Поэтому товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т не является для него обязательным первичным документом по учету работы автомобилей.
Таким образом, спорные затраты на ГСМ документально подтверждены и обоснованы.
Примечание «ДК». В рассматриваемом споре суд сделал вывод о необязательности оформления компанией товарно-транспортных накладных по форме № 1-Т для учета расходов при налогообложении.
Однако в арбитражной практике можно встретить и противоположный подход*2 В качестве его обоснования судьи привели пункт 2 инструкции почти 30-летней давности*3. В нем как раз и говорится, что перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы.
*2 См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.10.07 № А56-6689/2007.
*3 Совместная инструкция от 30.11.83 Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом».
Однако вопрос об обязательности предъявления налогоплательщиком товарно-транспортной накладной для принятия расходов при налогообложении прибыли не должен решаться формально. В первую очередь этот документ необходим для подтверждения реальности произведенных операций, в том числе перевозки товара.
А вот при наличии признаков недобросовестности отсутствие товарно-транспортной накладной может послужить основанием, например, для отказа в вычетах по НДС*4.
*4См. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.12.09 № А19-13886/09.
Если же сомнений в реальности произведенных компанией операций нет, то непредставление ею товарно-транспортной накладной может компенсироваться другими подтверждающими документами (товарными накладными, актами приема-передачи товара, путевыми листами и др.).
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №9, май 2010 г.
Начать дискуссию