Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»
Несмотря на аномально жаркую погоду нынешним летом, законодатель проявил активность, итогом которой стало принятие Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее – Закон N 229-ФЗ). Документ вносит многочисленные изменения в действующее российское законодательство, некоторые из которых вступили в силу со 2 сентября. В данной статье мы рассмотрим наиболее существенные поправки и постараемся разобраться, благоприятны ли они для налогоплательщиков.
Электронным документам быть!
Закон N 229-ФЗ дал зеленый свет электронному документообороту, что позволит сократить количество бумажной волокиты и повысит эффективность взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Теперь разрешены, а в некоторых случаях и просто обязательны, электронные формы следующих документов:
• налогового уведомления об уплате налога, обязанность исчисления которого возложена на налоговые органы. Причем отныне в уведомлении может быть указан не один, а сразу несколько налогов, суммы которых необходимо перечислить в бюджет. Полагаем, что это позволит налогоплательщикам своевременно получать информацию о подлежащих уплате налогах и более оперативно их уплачивать;
• сообщения об открытии (закрытии) обособленных подразделений;
• сообщения об открытии (закрытии) счетов;
• сообщения обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;
• сообщения о реорганизации или ликвидации организации;
• сообщения об открытии (закрытии) счетов для осуществления профессиональной деятельности нотариусов, осуществляющих частную практику, и адвокатов, учредивших адвокатский кабинет;
• заявления о постановке на налоговый учет;
Здесь нужно отметить, что согласно Информационному сообщению ФНС России от 03.09.2010, размещенному на ее официальном сайте, заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет и заявление о снятии с учета по форме N 1-4-Учет, утвержденные Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826, со 2 сентября не применяются. До тех пор пока не появятся новые бланки, ФНС рекомендует использовать формы N С-09-3-1, N С-09-3-2, размещенные на ее сайте.
• счета-фактуры;
• и многих других документов налогового и финансового администрирования.
Однако названные новшества появятся только после того, как будут разработаны соответствующими органами.
Отдельно остановимся на электронных счетах-фактурах. Пожалуй, поправки в ст. 169 Налогового кодекса налогоплательщики и чиновники ждали довольно давно. Эта идея витала в стенах парламентариев еще с 2003 года. И вот, наконец, свершилось: совсем скоро организации и предприниматели смогут представлять в налоговые органы, а также выставлять своим контрагентам счета-фактуры в электронном виде, правда, при условии, что у них будут совместимые программные продукты.
При этом в обновленной редакции ст. 169 НК РФ уточняется, что счет-фактура должен быть подписан электронной цифровой подписью руководителя компании или иных уполномоченных лиц. То есть, в отличие от своего бумажного аналога, электронный документ главбуху подписывать не обязательно.
В связи с введением электронных счетов-фактур будут внедрены в хозяйственный оборот электронные формы журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книги покупок и книги продаж.
Пока не совсем понятно, как и где электронные счета-фактуры должны быть сохранены, и каков их срок хранения. Разработать их форматы поручено налоговым органам, а порядок их выставления и представления – Минфину.
Можно с уверенностью отнести данную поправку к положительным для налогоплательщиков изменениям. Ведь в условиях, когда предпринимательская деятельность все чаще осуществляется путем электронного обмена документами, традиционные бумажные счета-фактуры давно стали помехой, и при их использовании налогоплательщики несут существенные дополнительные расходы. Наибольшие сложности возникают при работе с иногородними и зарубежными контрагентами, когда отправка таких документов по почте занимала большое количество времени. У многих крупных торговых предприятий, ежегодно обрабатывающих сотни счетов-фактур, площади складских помещений под их хранение соизмеримы с площадями, отведенными для хранения товаров.
Будут рады таким новшествам и налоговые органы: электронные счета-фактуры позволят инспекторам, не проводя встречных проверок, полностью проверить всю цепочку движения НДС и быстро обнаружить расхождения между счетами-фактурами поставщиков и покупателей.
Также обращаем Ваше внимание на то, что п. 5 ст. 169 НК РФ был дополнен пп. 6.1, вводящим еще один реквизит счета-фактуры - «Наименование валюты».
Однако данный реквизит станет обязательным только после того, как Правительством РФ будет утверждена новая форма счета-фактуры. А до этого момента, согласно п. 4 ст. 10 Закона от 27.07.10 N 229-ФЗ, составление и выставление счетов-фактур осуществляется с учетом требований, установленных до дня вступления в силу указанного Закона, то есть в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
Долг платежом красен
Поправки затронули и ст. 59 НК РФ, посвященную списанию безнадежных долгов по налогам и сборам. Раньше признание долга безнадежным зависело от неких причин экономического, социального или юридического характера. Пользуясь абстрактностью такой формулировки, налоговые органы зачастую отказывали в списании сумм недоимки и задолженности.
Закон N 229-ФЗ устранил такую несправедливость, закрепив в Налоговом кодексе следующие основания для признания задолженности безнадежной:
1) ликвидация организации в соответствии с законодательством Российской Федерации – в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» – в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
3) смерть физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ, – по всем поимущественным налогам и сборам, в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
4) принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Помимо этого признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию налоговые недоимки, пени и штрафы, числящиеся на 1 января 2010 года за недействующими организациями, если взыскать их уже невозможно.
Благодаря данным поправкам, теперь не будут считаться должниками налогоплательщики, с которых фискалы попросту не успели взыскать налоги, и которым раньше приходилось предпринимать дополнительные действия для исключения с их лицевых карточек записей о наличии задолженности.
Ужесточение ответственности
В числе новаций есть и те, которые вряд ли обрадуют налогоплательщиков. К их числу относятся сокращение времени, отведенного на выполнение требования об уплате налога, с 10 календарных дней до 8 (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ), а также существенное увеличение размера штрафов за налоговые правонарушения, предусмотренные главой 16 НК РФ.
Так, если раньше нарушение срока постановки на налоговый учет (ст. 116 НК РФ) влекло штраф в размере 5 тысяч рублей, то с 2 сентября совершение данного правонарушения теперь обойдется налогоплательщикам в 10 тысяч рублей.
В часть 2 этой статьи плавно перекочевал состав другого правонарушения, ранее предусмотренного в ст. 117 НК РФ, – ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе. Сейчас за данный проступок нарушителям грозит штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей (до поправок минимальный размер санкции составлял 20 тысяч рублей).
Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) будет караться штрафом в размере 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Для сравнения: до внесения изменений размер штрафа равнялся 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.
Полагаем, прочтя эти строки, многие читатели зададутся вполне резонным вопросом: а нужно ли уплачивать штраф при непредставлении «нулевой» декларации? К сожалению, ответ на этот вопрос в Законе N 229-ФЗ вы не найдете. Таким образом, эта известная проблема пока так и не была решена на законодательном уровне.
Тем не менее, на практике многие суды встают на сторону налогоплательщиков (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2006 N Ф04-3609/2006(23673-А81-7), Постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06 и Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2008 N А19-3151/08-56-Ф02-2712/2008).
Каждый непредставленный по запросам фискалов документ (ст. 126 НК РФ) будет стоить организациям и индивидуальным предпринимателям 200 рублей (вместо 50 рублей).
За грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, совершенное в течение одного налогового периода (п. 1 ст. 120 НК РФ), организации могут быть отштрафованы на 10 тысяч рублей (вместо 5 тысяч рублей); а за эти же деяния, совершенные в течение более одного налогового периода, – на 30 тысяч рублей (ранее – на 15 тысяч рублей). Если же результатом таких неправомерных действий налогоплательщика стало занижение налоговой базы, то размер штрафа составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тысяч рублей (ранее – 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тысяч рублей).
С 10 тысяч до 30 тысяч рублей вырос размер штрафа за несоблюдение порядка пользования арестованным или заложенным имуществом (ст. 125 НК РФ).
Диспозиция ст. 123 НК РФ претерпела изменения и теперь включает не только неправомерное неперечисление (неполное перечисление), но и неправомерное неудержание в установленный срок сумм налога налоговым агентом.
Не обошел своим вниманием законодатель и ответственность банков за неисполнение решения о приостановлении операций (ст. 134 НК РФ) и за непредставление справок и выписок в налоговый орган (ст. 135.1 НК РФ), которая выросла до 20 тысяч рублей (ранее – 10 тысяч рублей).
Новшеством стало введение в Налоговый кодекс ст. 119.1, предусматривающей штраф за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в размере 200 рублей.
Кодекс РФ об административных правонарушениях также пополнился новым составом административного правонарушения. Теперь за незаконный отказ в доступе и за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, нарушителю согласно ст. 19.7.6 КоАП РФ придется «раскошелится» на 10 тысяч рублей.
Уточнены обязанности налоговых агентов
Были внесены изменения и в положения Налогового кодекса РФ, регламентирующие обязанности налоговых агентов в части удержания НДФЛ и возврата его излишне уплаченной суммы (ст. 231 НК РФ), вступающие в силу с 1 января 2011 года.
В частности, если налоговый агент обнаружит переплату налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика, он должен предупредить об этом последнего в течение 10 дней с момента обнаружения такой переплаты.
Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм НДФЛ осуществляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении. Налоговый агент должен вернуть излишки в течение трех месяцев со дня получения заявления. За невыполнения данной обязанности ему придется выплатить налогоплательщику проценты за каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей в эти дни.
Возврат налога осуществляется за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в российский бюджет в счет предстоящих платежей как по этому налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога. Также налоговому агенту предоставлено право до возврата ему из бюджета денежных средств вернуть излишки за счет собственных средств.
Если суммы НДФЛ, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной суммы налога налогоплательщику в установленный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган заявление на возврат ему излишне удержанной суммы налога.
Для налогоплательщиков – физических лиц – это, безусловно, хорошее изменение. А вот их работодателям, выплачивающим им заработную плату, придется приложить усилия, чтобы не нарушить установленные требования и сроки для их выполнения.
Скорректирован порядок уплаты налога на прибыль
Большой блок поправок посвящен налогу на прибыль. К примеру, до конца текущего года предельная величина процентов по долговым обязательствам в рублях, признаваемым расходом, не должна превышать ставку Центробанка, увеличенную в 1,8 раза, а по валютным обязательствам она будет равна 15%. Однако с 1 января 2011 года и по 31 декабря 2012 года порядок учета процентов по валютным обязательствам изменится, и расходы по их уплате можно будет учесть в пределах ставки Центробанка, умноженной на коэффициент 0,8.
С 1 января 2011 года увеличится количество организаций, которые смогут уплачивать квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль. Ведь предельная сумма дохода от реализации, позволяющая применять данный порядок, повысится с 3 миллионов до 10 миллионов рублей за квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).
Также со следующего года с 20 тысяч рублей до 40 тысяч рублей вырастет первоначальная стоимость имущества, которое признается амортизируемым. Однако на практике возможны расхождения с бухгалтерским учетом, ведь согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н, актив рассматривается как основное средство, если его стоимость составляет не менее 20 тысяч рублей. Получается, что приобретая какое-либо имущество стоимостью 22 тысячи рублей, соответствующее критериям отнесения его по ПБУ 6/01 к основному средству, в бухгалтерском учете мы должны учитывать его как основное средство, а в налоговом – как нематериальный актив.
Также стоит отметить, что с 1 января 2011 года правила переноса убытков на будущее не будут касаться убытков, полученных в период применения нулевой налоговой ставки (ст. 283 НК РФ).
Отсрочка или рассрочка уплаты налогов
Несомненно, налогоплательщиков должны порадовать изменения, внесенные в ст.ст. 64–68 НК РФ, предусматривающие порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и инвестиционного налогового кредита. Нововведением стало распространение положений данных норм не только на налоги, но и на пени и штрафы.
Закон N 229-ФЗ установил, что отсрочка (рассрочка) предоставляется налогоплательщику, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты возникнет в течение срока отсрочки. При нарушении условий предоставленной отсрочки, он лишается возможности перенести срок уплаты налога, сбора или штрафов и пени.
На законодательном уровне закреплены максимальные размеры отсрочки: для компаний она не может превышать стоимость ее чистых активов, для физических лиц – не может быть более стоимости их имущества. Обратите внимание, что в Законе N 229-ФЗ не установлены правила оценки имущества физических лиц. Такое регулирование противоречит п. 1 ст. 3 Налогового кодекса, согласно которой при налогообложении должна учитываться фактическая возможность к уплате налога, которая в таких случаях определяется не только стоимостью имеющегося имущества, но и размером потенциально возможного к получению дохода.
Большим плюсом поправок в ст.ст. 64–68 НК РФ является то, что теперь можно одновременно применять сразу две формы изменения срока уплаты: отсрочку (рассрочку) и инвестиционный налоговый кредит, сумма которого в ряде случаев увеличивается до 100% (вместо 30%).
В заключение
К сожалению, объем данного печатного издания не позволяет указать все изменения, которые были внесены Законом N 229-ФЗ в действующее законодательство. Но можно с уверенностью сказать, что большинство поправок положительны для налогоплательщиков. А вот как все эти нововведения будут реализовываться на практике – покажет время.
Начать дискуссию