Мадридское соглашениекак форма международной регистрации товарных знаков

Многие тысячи отечественных производителей вышли на рынок и начали активно участвовать в процессе продвижения товаров. Выделиться, закрепить свое лидерство, можно лишь одним способом - придав черты уникальности своей продукции. Товарный знак - это прежде всего способ индивидуализации выпускаемой продукции. Это - мощное оружие, которым можно защищаться и атаковать

Часть 1

Многие тысячи отечественных производителей вышли на рынок и начали активно участвовать в процессе продвижения товаров. Выделиться, закрепить свое лидерство, можно лишь одним способом - придав черты уникальности своей продукции.

Товарный знак - это прежде всего способ индивидуализации выпускаемой продукции. Это - мощное оружие, которым можно защищаться и атаковать.

Не имеющий статуса товарного знака логотип или обозначение серии выпускаемой продукции многолетние труды по продвижению бизнеса и затраты на рекламную кампанию сводят на нет. Регистрация товарного знака в России производится в соответствии с Законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Широкий обмен товарами между государствами обусловил необходимость для производителя товаров или их продавца регистрации своих товарных знаков в целом ряде государств, которые предЪявляют различные требования к процедуре регистрации и поддержания товарных знаков в силе. Естественно, подача заявки на регистрацию товарного знака в национальные ведомства требует перевода заявки на официальный язык государства, выплаты гонораров патентным поверенным и уплаты пошлины в каждом из государств в соответствии с конкретными требованиями Законодательства каждой страны.

С целью преодоления трудностей международной регистрации товарных знаков было разработано специальное Соглашение, подписанное 14 апреля 1891 года в Мадриде и получившее название "Мадридское соглашение о международной регистрации знаков".

Российская Федерация является участницей Соглашения с 1 июля 1976г. В рамках его рассматриваются заявки на товарные знаки зарубежных заявителей, поступающие из Международного Бюро ВОИС, и подаются на регистрацию за рубеж заявки по товарным знакам отечественных заявителей.

Подача заявки от имени отечественного заявителя может осуществляться по условиям рассматриваемого соглашения только на базе национальной регистрации. Требования к содержанию заявки, называемой международной, изложены в ст. 3 Мадридского соглашения. Они предусматривают обязательность подтверждения ведомством страны происхождения, что данные, приводимые в международной заявке, соответствуют данным национального реестра.

Другое ограничительное условие, которое необходимо учитывать отечественному заявителю - это список стран, участвующих в Соглашении. На сегодняшний день странами-членами союза являются 52 страны мира. Участниками Соглашения явились следующие государства: Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Германия, Египет, Италия, Испания, Казахстан, Кения, Китай, КНДР, Куба, Кыргызстан, Латвия, Лесото, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Марокко, Мозамбик, Молдова, Монако, Монголия, Нидерланды, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Судан, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Югославия, Югославская республика Македония.

Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Кения, Китай, КНДР, Куба, Лесото, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мозамбик, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Югославия - страны, участвующие в Протоколе.

Вместе с тем такие индустриально развитые государства, как США, Япония и Великобритания не подписали Мадридское соглашение.

Часть 2

Преимущества международной регистрации знаков по Мадридскому соглашению сводятся к следующим моментам. Во-первых, упрощается процедура подачи заявок на регистрацию товарного знака. Заявитель подает только одну заявку в Международное бюро ВОИС на французском языке, указывая страны, в которых он испрашивает охрану. В случае необходимости увеличения числа стран, в которых обеспечивается охрана знака, например, в случае экспорта в эти страны товаров, он может сделать заявление о "территориальном расширении".

Другим преимуществом является то, что заявка оформляется через национальное Патентное ведомство, т.е. отпадает необходимость в услугах патентных поверенных в каждой из стран.

Стоимость международной регистрации существенно уменьшается по сравнению со стоимостью национальных регистраций за счет исключения из расходов заявителя гонораров патентных поверенных.

Исключается необходимость в соблюдении правил оформления документов заявки, оттисков знаков и т.д. в каждой из стран, в которой испрашивается охрана товарного знака.

Срок экспертизы ограничен 12 месяцами, в течение которых заявитель получает информацию о защите своих прав во всех указанных им странах либо решение об отказе в регистрации международного товарного знака. Если ведомство не укладывается в указанный срок, МБ ВОИС решения об отказе в регистрации товарного знака не принимает. Это несомненное преимущество, если учитывать, что процедура экспертизы во многих странах тянется годами. Следует также отметить, что правом на отказ в признании международного знака (он может быть полным и частичным - по отдельным группам товаров и услуг) национальные ведомства пользуются весьма часто.

В качестве даты международной регистрации считается дата подачи заявки на международную регистрацию в стране происхождения. Однако, если заявка поступает в Международное бюро позднее, чем через два месяца с даты подачи в национальное ведомство, то в этом случае датой международной регистрации будет дата поступления заявки в международное бюро. Все зарегистрированные знаки публикуются на французском языке в журнале "Les Marques Internasionales", который выходит ежемесячно. Таким образом, национальным ведомствам нет необходимости производить специальную публикацию о действующих на их территории знаках, зарегистрированных в соответствии с Мадридским соглашением.

Срок охраны - 20 лет - является одинаковым для всех стран, в которых испрашивается охрана знаков. Международная регистрация может быть продлена на период в двадцать лет, считая с момента истечения предшествующего периода. Для этого достаточно уплатить основную и при необходимости дополнительную и добавочную пошлины. Чтобы заявитель не пропустил срока уплаты пошлины за продление, Международное бюро ВОИС за шесть месяцев до указанной даты истечения срока направляет заявителю соответствующее уведомление.

Наряду с безусловными преимуществами российским предпринимателям необходимо учитывать особенности международной регистрации по Мадридскому соглашению.

Действие международного знака может быть прекращено досрочно, поскольку правомерность его регистрации может быть оспорена любым лицом на общих с национальным товарным знаком основаниях (в патентном ведомстве, Апелляционной палате или Патентном суде).

Следует учитывать также, что международная регистрация товарного знака утрачивает силу, если в течение пяти лет, считая с даты международной регистрации, национальный товарный знак, ранее зарегистрированный в стране происхождения, аннулируется. В случае исключения товарного знака из национального реестра ведомство страны происхождения обращается в МБ ВОИС с требованием исключения знака из Международного реестра.

Таким образом, в течение пяти лет, считая с даты международной регистрации, статус международной регистрации, статус международного товарного знака зависит от его статуса в национальном ведомстве. По истечении этого срока его международная регистрация становится независимой от национальной.

В целом преимущества Мадридского соглашения и повышающийся интерес отечественных предприятий к зарубежным рынкам во многом определяет рост числа заявок, подаваемых Российскими заявителями в страны Мадридского соглашения в последние годы.

Инна Полянская,
Заместитель генерального директора
ЗАО "Ай Пи Про"
http://www.ipprolaw.com

НДФЛ

Как продать бизнес и не попасть на большие налоги с 2025 г.? Инструкция, подробные примеры

Сегодня речь пойдет о важнейших изменениях законодательства с очень высокой ценой вопроса, которые касаются учредителей ООО. ⚡Помимо обзора изменений вы найдете информацию в статье о том, как можно сэкономить.

Как продать бизнес и не попасть на большие налоги с 2025 г.? Инструкция, подробные примеры
4

Начать дискуссию