НК РФ

Новое название грозит фирме лишними налогами

У одной из фирм, между которыми заключен договор, поменялось название. А в счета-фактуры поставщик заносит прежние реквизиты. Для налоговиков это достаточный повод заявить, что документы оформлены неверно, и отказать в вычете. На одном из семинаров по НДС выяснилось, что многие бухгалтеры уже «обжигались» на этом.

Н.Д. Пашутова, обозреватель «Федеральной бухгалтерской газеты»

У одной из фирм, между которыми заключен договор, поменялось название. А в счета-фактуры поставщик заносит прежние реквизиты. Для налоговиков это достаточный повод заявить, что документы оформлены неверно, и отказать в вычете. На одном из семинаров по НДС выяснилось, что многие бухгалтеры уже «обжигались» на этом.

 

Недавно в одном из учебных центров Санкт-Петербурга прошел семинар под названием «НДС: сложные ситуации и типичные претензии инспекторов». На этом мероприятии побывал корреспондент журнала «Расчет». Вел семинар Иван Митрофанович Соколов, ведущий специалист аудиторской фирмы «Северная столица». Рассказывая об особенностях расчета НДС, он упомянул ситуацию со сменой названия фирмы. Этот, казалось бы, незначительный вопрос вызвал бурную реакцию у слушателей. Один из бухгалтеров так высказался о наболевшем: «Если бы мы знали, чем для нас обернется переименование фирмы, ни за что бы на него не решились!»

 

Вывеска изменилась

Допустим, ваша фирма стала называться по-новому. Но поставщики «по инерции» ставят в счетах-фактурах ваше прежнее название. На их налоги эта ошибка никак не повлияет. А вот для покупателя неточность может стать причиной того, что инспекторы при проверке «снимут» часть вычета по НДС. «На момент выставления этих счетов-фактур фирмы с таким названием уже не было. Поэтому для вас основанием для вычета они быть не могут», – так обычно заявляют инспекторы, восстанавливая принятый к вычету НДС.

«Аргументы в свою защиту придется готовить и еще в одном случае – когда название меняет ваш поставщик, который по каким-то причинам в отгрузочных документах продолжает именовать себя по-прежнему, – предостерег слушателей Иван Митрофанович.– В этой ситуации все еще сложнее. Ведь вы даже не подозреваете о возможной опасности и не можете ничего предпринять. Но претензии налоговиков к вычету НДС и “налоговым” расходам будут такими же. Дескать, фирмы с тем названием, которое указано в счетах-фактурах, накладных или актах приема-передачи, на момент их составления уже не было. Значит, счета-фактуры основанием для вычета быть не могут, а расходы не подтверждены документами, как того требует статья 252 Налогового кодекса. Вот вам и недоимка по НДС и по налогу на прибыль вместе с пенями и штрафами».

Но на самом деле это не так. При смене названия новой организации не возникает. Не появляется и нового налогоплательщика. Переименование одной из сторон сделки после ее заключения не делает соглашение недействительным. У переименованной фирмы остаются прежними номер ее госрегистрации и, главное, ИНН. Поэтому в счетах-фактурах и накладных, где стоит прежнее название поставщика или покупателя, есть вся информация, достаточная для того, чтобы точно определить, кто их выставил и кому. А значит, эти документы вполне действительны.

Этот факт признают окружные судьи (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 августа 2004 г. № А19-2872/04-15-Ф02-3057/04-С1, ФАС Уральского округа от 4 октября 2004 г. № Ф09-4044/04-АК). А Конституционный Суд еще в 2003 году признал, что если в документе, на основе которого рассчитан налог, не хватает каких-то данных, то их можно восполнить при помощи других документов (постановление от 14 июля 2003 г. № 12-П). Документом, «восполняющим» нехватку нового названия поставщика или покупателя, будет выданное инспекцией свидетельство о том, что в Госреестр внесена запись об изменении наименования.

 

Подумайте заранее

Чтобы не допускать ситуаций, о которых было сказано выше, аудитор дал несколько советов: «В любом типовом договоре есть пункт, который обязывает стороны уведомить друг друга в случае изменения реквизитов и учредительных документов. Эти положения следует доработать. Прежде всего укажите там такой способ информирования, который позволит вам доказать, что сообщение действительно было отправлено. Например, заказным письмом с уведомлением о вручении. Кроме того, предусмотрите ответственность не только для стороны, которая забудет сообщить партнеру об изменении своих реквизитов, но и для стороны, которая не примет такое уведомление к сведению. Тогда вероятность получить от поставщиков документы со старым названием фирмы будет намного меньше».

Начать дискуссию