Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защите от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных споров, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Данная федеральная служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В «Положении о Роструде», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 324, сказано, что Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В ТК РФ, в статье 353 «Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», определено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда. А статья 354 ТК РФ «Федеральная инспекция труда» определяет: Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Государственные инспекции труда субъектов РФ являются теми «рабочими лошадками», которые осуществляют контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства непосредственно в организациях всех организационно-правовых форм и форм собственности.
В плане надзора за соблюдением охраны труда в Российской Федерации сильно недооценен потенциал государственных инспекций труда, а также в деятельности этой инспекции имеются перекосы, не позволяющие этому органу максимально предупреждать правонарушения в области охраны труда. Дело в том, что одним из видов проверок государственных инспекций труда являются целевые проверки по обращениям граждан. В силу огромного количества обращений граждан инспекторы не в состоянии реализовать свои полномочия по проведению комплексных проверок и тематических проверок по охране труда. Последние два года количество таких обращений и жалоб сильно увеличилось. Государственная инспекция труда, рассматривая обращения работников и проводя целевые проверки по обращениям работников (а эти обращения менее всего касаются состояния охраны труда), в определенной мере становится органом рассмотрения и разрешения трудового разногласия. За этими проверками по целевым обращениям граждан утратилось основное предназначение Государственной инспекции труда — надзор за соблюдением законодательства в виде полноценной, всесторонней проверки работодателя, в том числе по организации охраны труда и соблюдения техники безопасности. Например, по статистике Роструда, в ходе проведенных в 2009 году всех видов проверок госинспекторами труда было выявлено около 1,4 млн нарушений, связанных с охраной труда при общем числе нарушений 1,85 млн. Нарушения в области охраны труда выявлены по следующим вопросам:
— обучения и инструктирования работников по охране труда — в среднем 13,4 нарушения в ходе одной проверки;
— обеспечения работников средствами индивидуальной защиты — в среднем 8,2 нарушения в ходе одной проверки;
— проведения медицинских осмотров работников — в среднем 5,46 нарушения в ходе одной проверки;
— проведения аттестации рабочих мест по условиям труда — в среднем 4,8 нарушения в ходе одной проверки;
— расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве — в среднем 2,83 нарушения в ходе одной проверки.
Данные Роструда также свидетельствуют о том, что самые грубые и опасные нарушения трудового законодательства происходят именно по вопросам охраны труда. Так, в 2009 году направлено по результатам проверок в органы прокуратуры 13 625 материалов для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства, в том числе в связи с несчастными случаями на производстве — 11 641 материал.
Автором проведен определенный анализ производственного травматизма в Московской области, которая является крупнейшим субъектом федерации РФ. Так, за 9 месяцев 2010 года количество пострадавших со смертельным исходом при несчастных случаях на производстве составило 99 человек. За аналогичный период в 2009 году погибло в результате несчастных случаев на производстве 73 человека. Больше всего погибло за 9 месяцев 2010 года в обрабатывающем производстве (38 человек) и в строительстве (20 человек).
Начать дискуссию