Право

Оплату за чартер уменьшить нельзя

Оплата по договору чартерной перевозки не может быть автоматически уменьшена на стоимость горячего питания по неукомплектованным рейсам, а также из-за его задержки. Как указали арбитры, изменить цену можно лишь по письменному соглашению сторон договора (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2011 г. № А46-9921/2010).

Оплата по договору чартерной перевозки не может быть автоматически уменьшена на стоимость горячего питания по неукомплектованным рейсам, а также из-за его задержки. Как указали арбитры, изменить цену можно лишь по письменному соглашению сторон договора (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2011 г. № А46-9921/2010).
 
Суть спора
Турфирма заключила договор чартера, по условиям которого перевозчик выполняет авиаперевозки пассажиров, багажа и груза по маршруту Тю­мень – Омск – – Бургас – Омск – Тюмень. А в приложении к договору установлено, что перевозка пассажиров производится на участке Омск – Бургас и Бургас – Омск. При этом конкретные маршруты и их графики указываются в письменной заявке заказчика (то есть турфирмы).

Расчетная стоимость рейса составляет 2 330 000 руб. Правда, в договоре стороны зафиксировали, что стоимость рейса может быть пересмотрена при условии, если будет изменена цена авиатоплива – оно подешевеет или, наоборот, подорожает (что, конечно же, случается чаще).

В соответствии с приложением к договору для выполнения рейса перевозчик предоставляет ВС Боинг 737-500. Для организации очередной перевозки турфирма направила перевозчику письмо, в котором просила обеспечить вывоз туристов из Болгарии по маршруту Бургас – Омск, а вылет Омск – Бургас аннулировать.

При этом турфирма гарантировала полную оплату вывозного рейса по маршруту Тюмень – Бургас – Омск. Каких-либо дополнений или изменений в договор стороны не вносили.

Тем не менее турфирма не оплатила услуги перевозчика полностью. Она уменьшила их на цену перелета по маршруту Тюмень – Омск, на стоимость питания по неукомплектованному рейсу и из-за задержки рейса. Перевозчик потребовал оплату в суде.

Решение суда
Суд решил, что турфирма должна оплатить услуги перевозки согласно договору. И вот почему.

По договору возмездного оказания услуг (а к ним относится и договор чартера) исполнитель должен оказать услугу по заданию заказчика, а последний – оплатить ее (ст. 779 Гражданского кодекса РФ). Причем оплата должна быть произведена в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Так указано в пункте 1 статьи 781 Гражданского кодекса РФ.

В рассматриваемом случае в договоре чартерной перевозки была установлена фиксированная стоимость одного рейса. Причем цена не зависела от даты вылета и количества пунктов маршрута, от загрузки судна и оказанных услуг по питанию пассажиров на борту. Изменение стоимости рейса, как указано в договоре, возможно только при удешевлении/удорожании авиатоплива.

Дополнительных соглашений к договору чартерной перевозки об изменении фиксированной стоимости рейса стороны не заключали. Поэтому турфирма должна была оплатить перевозку по той цене, которая установлена в договоре.

При этом суд не принял во внимание довод турфирмы о том, что факт оказания услуг должен быть обязательно подтвержден актом выполненных работ (оказанных услуг). А в данном случае он не подписан.

Арбитры указали, что нормы Гражданского кодекса РФ о договоре возмездного оказания услуг, сам договор и сложившийся деловой обычай не предусматривают такого обязательного действия, как подписание акта между заказчиком и исполнителем. Основанием для оплаты услуг является то, что исполнитель их оказал, а заказчик принял.

Важно запомнить
Турфирма обязана оплатить чартерную перевозку в том размере, который указан в договоре. Если стороны не заключали дополнительных соглашений и не пересматривали цену, уменьшить ее по каким-либо причинам нельзя. При этом для оплаты услуг не важно, подписан акт между турфирмой и перевозчиком или нет.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №5, май 2011 г.

Начать дискуссию