В статье раскрывается понятие крупной сделки для таких коммерческих и некоммерческих организаций, как хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Автор ответит на вопросы, связанные с требованием о предоставлении в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки.
Курс повышения квалификации «Госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ»
Полное погружение в вопросы закупок по правилам 2024 года с тестами и практикой: вы научитесь искать выгодные закупки, пользоваться тендерными площадками, составлять заявки на участие и готовить пакет документов. Сейчас научиться госзакупкам можно по сниженной цене13 1004 900 руб.
После прохождения курса выдаем официальное удостоверение о повышении квалификации на 72 часа и вносим его в реестр ФИС ФРДО Рособрнадзора. Станьте специалистом, который поможет бизнесу заработать больше!
Записаться по акции
Требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе решения (копии решения) об одобрении или о совершении крупной сделки было включено в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ) Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу 1 марта 2009 г.
Представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки необходимо в случае, если требование о его наличии установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах является крупной сделкой.
Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. Закон № 94-ФЗ был дополнен гл. 3.1. “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме”.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, определяющей порядок прохождения аккредитации на электронной торговой площадке (далее – ЭТП), участник размещения заказа должен предоставить оператору ЭТП решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.
Определение крупной сделки
Существуют различные подходы к определению понятия “крупная сделка” в зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц.
Крупная сделка для хозяйственных обществ
Для ООО, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон № 14-ФЗ), крупными считаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможным отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25% от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении вышеуказанной сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий порог для крупной сделки. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.
Таким образом, крупная сделка для ООО:
• связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества;
• может быть прямой, либо цепью взаимосвязанных сделок;
• уставом общества может быть изменен и (или) дополнен порядок и перечень крупных сделок.
Определение крупной сделки для АО дано в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон № 208-ФЗ). Крупной сделкой в случае с акционерными обществами считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Такими сделками могут являться, в частности, заем, кредит, залог, поручительство.
При этом балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества или связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, а также с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом АО могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые им сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.
Таким образом, различие в определении крупных сделок для АО и ООО состоит в следующем: в первом случае крупной считается сделка, составляющая 25% от стоимости активов, а во втором – 25% от стоимости имущества.
Крупная сделка для унитарных предприятий
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее – Закон № 161-ФЗ) для государственных и муниципальных унитарных предприятий крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения таким предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более, чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого указанным предприятием имущества – на основании цены предложения такого имущества.
Крупная сделка для государственных и муниципальных учреждений
Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон № 7-ФЗ). Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Для автономного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности
При рассмотрении понятия “крупная сделка” для юридических лиц различных организационно-правовых форм становится ясным, что под него подпадают не все сделки, совершаемые организациями и имеющие признаки крупных. В частности, к крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Действующее законодательство не устанавливает четких критериев того, что является текущей хозяйственной деятельности юридического лица. В связи с этим обратимся к практике арбитражных судов.
Исходя из постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах», а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001. № 62 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” (далее – информационное письмо № 62), к сделкам, совершенным в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся:
• сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
• сделки по реализации готовой продукции;
• сделки по получению кредитов для оплаты текущих операций.
Также одним из критериев отнесения деятельности к “обычной хозяйственной” может являться упоминание данного вида деятельности в уставе юридического лица в качестве предмета его деятельности. Несмотря на возможные теоретические претензии к принципу “обычная деятельность = уставная деятельность”, связанные с неограниченной правоспособностью обществ, этот подход находит отражение в судебной практике (п. 5 информационного письма № 62).
При отнесении хозяйственных сделок к категории крупных арбитражные суды исходят, в первую очередь, из анализа видов хозяйственной деятельности, осуществляемой обществами. И, если сделка заключена в целях обеспечения выполнения определенного вида хозяйственной деятельности или прямо обусловлена данным видом хозяйственной деятельности, то она будет признана сделкой, заключенной в процессе обычной хозяйственной деятельности. Это подтверждается и судебной практикой.1
ФАС России в своей практике руководствуется данными положениями, указывая в соответствующих решениях на незаконность действий государственных заказчиков по отклонению заявок участников размещения заказа в связи с непредставлением последними решений об одобрении крупных сделок в тех случаях, когда речь идет о сделках, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности участника размещения заказа.2
Порядок одобрения крупной сделки для хозяйственных обществ
Согласно ст. 46 Закона № 14-ФЗ, решение о совершении ООО крупных сделок принимается общим собранием его участников. При сумме сделки, составляющей от 25% до 50% стоимости имущества общества, такое решение принимается советом директоров (наблюдательным советом) в случае, если в обществе образован совет директоров (наблюдательный совет) и принятие указанного решения отнесено уставом ООО к его компетенции.
В постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2006 № КГ-А41/9019-06 по делу № А-41-К-1-2943/06 указано, что решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества в соответствии с п. 3 ст. 46 Закона № 14-ФЗ.
Крупная сделка, одобренная общим собранием участников общества с нарушением законодательства, может быть оспорена и в судебном порядке признана недействительной.
Если в ООО только один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в простой письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников.
Одобрение крупных сделок в АО может входить как в компетенцию совета директоров, так и общего собрания акционеров.
Совет директоров АО одобряет крупную сделку в том случае, если ее предметом является имущество, стоимость которого составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества. При этом сделка должна быть одобрена единогласно, всем составом совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона № 208-ФЗ). Каждый член совета директоров должен проголосовать лично, не передавая своих полномочий по доверенности.
В случае отсутствия кого-либо из членов совета директоров, не предоставившего письменное подтверждение одобрения крупной сделки, заседание по ее одобрению должно быть перенесено на другую дату. При несоблюдении указанного правила решение об одобрении крупной сделки будет считаться нелегитимным.
Если предметом сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% от балансовой стоимости активов АО, то она, согласно п. 3 ст. 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. При этом крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями (владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют). Крупная сделка будет считаться одобренной, если за нее будет отдано 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство). Если порядок одобрения крупной сделки был нарушен, то в соответствии с п. 6 ст. 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной.
Сделка может быть признана недействительной как по иску акционера, так и по иску общества. В случае, если в АО имеется только один акционер, который владеет 100% акций, то для одобрения сделки генеральному директору общества необходимо получить его письменное согласие.
Именно такой позиции придерживается президиум ВАС РФ, который в информационном письме № 62 указал, что в обществах, состоящих из одного акционера, письменное согласие (одобрение) им крупной сделки равноценно решению общего собрания акционеров. Если в обществе имеется два акционера, владеющие акциями в равных долях (по 50% каждый), то необходимо решение общего собрания, т. к. в этом случае квалифицированным большинством будет считаться полный состав акционеров.
Порядок одобрения крупной сделки для унитарных предприятий
Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, от имени которых права собственника такого имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Собственником имущества муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование, от имени которого права собственника указанного имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
ВАС РФ в определении от 16.04.2009 № ВАС-3929/09 по делу № А63-3891/08-С3-15 указал, что в случае, если договор, заключенный в рамках обычной хозяйственной деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия, не получил согласия собственника имущества, он будет являться несостоятельным, т. к. ст. 23 Закона № 161-ФЗ императивно устанавливает обязательность получения согласия собственника для заключения всех сделок, сумма которых превышает установленные законом пределы. Указанное положение связано с тем, что движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Таким образом, практически любая сделка, заключаемая таким предприятием, будет отнесена к обычной общехозяйственной деятельности.
Отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение таким предприятием сделок, выходящих за рамки его специальной правоспособности (даже при условии одобрения сделки собственником имущества предприятия) может стать причиной признания указанных сделок недействительными.
Порядок одобрения крупной сделки для государственных и муниципальных учреждений
Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя такого учреждения. Функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 “О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения” федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 г. было поручено разработать и утвердить порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.
Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок можно рассмотреть на примере учреждений, подведомственных Минфину России. В соответствии с приказом Минфина России от 29.09.2010 г. № 111н “Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок”, бюджетное учреждение, намеревающееся выступить в качестве одной из сторон в сделке, признаваемой крупной, с целью принятия решения о предварительном согласовании должно представить в Комиссию по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России, следующие документы:
• обращение руководителя бюджетного учреждения о предварительном согласовании заключения крупной сделки с указанием предмета такой сделки, контрагентов, сроков, цены и ее иных существенных условий, содержащее финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (к обращению прилагается опись направляемых документов);
• копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;
• проект соответствующего договора, содержащий условия крупной сделки;
• подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее, чем за 3 месяца до представления такого отчета;
• сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат ее возникновения с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).
Решение о предварительном согласовании крупной сделки либо о мотивированном отказе в таком согласовании принимается указанной Комиссией в течение 30 календарных дней с даты поступления вышеперечисленных документов и оформляется приказом Минфина России.
Автономное учреждение вправе совершить крупную сделку с предварительного одобрения наблюдательного совета такого учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления указанного предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом такого учреждения не предусмотрен более короткий срок. Наблюдательный совет создается в составе не менее, чем 5 и не более, чем 11 членов.
В состав наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.
Решения по вопросу одобрении крупной сделки принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки.
Крупная сделка: за и против
В заключение вернемся к требованиям, установленным Законом № 94-ФЗ в части предоставления участниками размещения заказа решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.
Чтобы определить, является ли сделка крупной для участника размещения заказа, нужно иметь в распоряжении следующие документы и сведения:
• учредительные документы юридического лица;
• сведения о стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
• сведения о балансовой стоимости активов общества или учреждения, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
• сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия;
Из вышеперечисленных документов в силу требований Закона № 94-ФЗ участники размещения заказа обязаны предоставить только копии учредительных документов.
Более того, не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35, п. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ. Закон не обязывает участника размещения заказа документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта крупной.
Решить указанную проблему позволяет установленный ст. 41.3. Закона № 94-ФЗ порядок прохождения участниками размещения заказа аккредитации на электронной площадке. В силу п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации на ЭТП участник размещения заказа предоставляет в составе документов и сведений решение об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. После прохождения участником размещения заказа аккредитации на электронной торговой площадке оператор ЭТП вносит указанные документы и сведения (в т. ч. вышеуказанное решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме по одной такой сделке) в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию.
Таким образом, решение вопроса о предоставлении сведений о крупной сделке участником открытого аукциона в электронной форме заключается в обязанности участника размещения заказа указать максимальную сумму сделки, превышение которой повлечет для него обязанность предоставить решение об одобрении или о совершении крупной сделки (копию такого решения).
В иных случаях заказчику стоит исходить из того, что, если участник размещения заказа не представил в составе заявки решение о совершении крупной сделки, то подразумевается, что сделка, заключаемая им по итогам размещения заказа, для такого участника не является крупной. Таким образом, Закон № 94-ФЗ предлагает исходить из общего принципа гражданского законодательства, закрепленного в п. 3 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому участники гражданского оборота осуществляют свои права, действуя разумно и добросовестно.
Вместе с тем, поскольку само по себе требование о предоставлении решения об одобрении крупной сделки установлено Законом № 94-ФЗ, то заказчик вправе рекомендовать участникам размещения заказа включать в состав заявки на участие в торгах решение либо иной документ, подтверждающий, что совершаемые сделки не являются для них крупными.
1.См., например, постановления ФАС Московского округа от 12.09.2006 № КГ-А41/7615-06 по делу № А41-К1-23537/05, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 по делу № А56-51025/2006.
2. См., например, решение Челябинского УФАС России по Челябинской области от 27.04.2009 № 135-ж/2009 о неправомерных действиях аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги М-51 “Байкал” – от Челябинска через Курган, ОМСК, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, решение Алтайского краевого УФАС России от 22.05.2009 по делу № 83/09 в отношении государственного заказчика – ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю при проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для принтеров.
3.См., например, постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.2005 № А72-9071/04-24/481.
Начать дискуссию