Источник: Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» № 6, 2011
На размещенный запрос котировок на поставку продуктов питания пришла заявка к нам на электронный адрес в форме электронного документа, подписанная ЭЦП участника размещения заказа. Два документа были подписаны ЭЦП, а ценовое предложение нет. Можно ли эту заявку отклонить как оформленную ненадлежащим образом и как проверить достоверность ЭЦП через удостоверяющий центр? В каком реестре можно проверять удостоверяющие центры выдачи ЭЦП?
Секретарь единой комиссии, Краснодарский край
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона № 94-ФЗ котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Если заявка подана и подается в форме электронного документа, то заказчик и соответственно участник размещения заказа при составлении такой заявки должны руководствоваться требованиями Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи” (далее – Закон № 1-ФЗ), который регулирует обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
В соответствии со ст. 3 Закона № 1-ФЗ:
• электронный документ – это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
• электронная цифровая подпись (ЭЦП) – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
• владелец сертификата ключа подписи – физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы).
Статья 4 Закона № 1-ФЗ устанавливает условия признания равнозначности ЭЦП и собственноручной подписи. Так ЭЦП в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
• сертификат ключа подписи, относящийся к этой ЭЦП, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
• подтверждена подлинность ЭЦП в электронном документе;
• ЭЦП используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи, т. е. право подписывать соответствующие документы.
Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 5 Закона № 1-ФЗ создание ключей электронных цифровых подписей для использования в корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления осуществляется только в сертифицированных в соответствии с законодательство РФ удостоверяющих центрах, т. е. ЭЦП должна быть выдана сертифицированным удостоверяющим центром.
Таким образом, котировочная заявка, поданная в форме электронного документа, должна быть подписана ЭЦП лица уполномоченного на подписание котировочной заявки. Только тогда котировочная заявка в форме электронного аукциона будет легитимна. Поэтому вы вправе отклонить котировочную заявку, которая была вам передана в форме электронного документа, но не подписана ЭЦП, т. к. заказчик без ЭЦП не сможет признать равнозначности ЭЦП и собственноручной подписи участника размещения заказа на основании требований ст. 4 Закона № 1-ФЗ.
Дополнительно сообщаем, что легитимность ЭЦП уполномоченного лица участника, заверенной электронно-цифровой подписью удостоверяющего центра, проверяется на портале http://www.reestr-pki.ru/reestr.html. Там, в Реестре сертификатов ключа подписи уполномоченных лиц удостоверяющих центров, вы проверяете соответствие ЭЦП уполномоченного лица удостоверяющего центра, внесенного в данный реестр, с ЭЦП уполномоченного лица удостоверяющего центра, которой заверена ЭЦП участника запроса котировок (реестр по адресу http://www.reestr-pki.ru/reestr.html действующий, его вело Федеральное агентство по информационным технологиям, с августа 2010 г. указом Президента РФ от 25.08.2010 № 1060 агентство упразднено и его функции переданы Минкомсвязи России).
Наша организация перечислила сумму обеспечения заявки на аукцион полностью в требуемом объеме. Однако эта сумма была ошибочно указана с учетом НДС (“в т.ч. НДС”). Права ли комиссия, отклонив заявку на этом основании?
Главный бухгалтер, г. Петрозаводск
Если заказчик в соответствии с п. 8 ч. 4 ст. 34 Закона № 94-ФЗ указал в аукционной документации размер обеспечения заявки на участие в аукционе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в аукционе, а участник в соответствии с подп. “а” п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона № 94-ФЗ приложил в составе заявки платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, или копию такого поручения, то, по мнению Минэкономразвития России и ФАС России, изложенному в письме Минэкономразвития РФ, ФАС РФ от 19.08.2009 № 13613-АП/Д05, аукционная комиссия вправе отказать участнику в допуске к участию в торгах на основании непредставления в составе заявки платежного поручения (копии платежного поручения), а также в случае, если в представленном платежном поручении (копии платежного поручения) содержатся реквизиты заказчика и сведения о назначении платежа, не соответствующие указанным в документации о торгах, и, кроме того, в случае, если сумма платежа менее указанного в документации размера обеспечения заявки. В иных случаях отказ в допуске к участию в торгах в связи с непредставлением или представлением в составе заявки ненадлежащего платежного поручения (копии платежного поручения) будет являться нарушением ч. 2 ст. 12 Закона № 94-ФЗ.
Также, по нашему мнению, полученное заказчиком обеспечение заявки не является объектом налогообложения в соответствии с положениями ст. 146 Налогового кодекса РФ, поскольку получение гарантийного обеспечения не является операцией по реализации, т. е. обеспечение заявки в любом случае не уменьшалось бы на размер указанного по ошибке НДС.
Таким образом, по нашему мнению, комиссия была не вправе отклонять такую заявку.
Комментарии
1Пользуйтесь доверенными удостоверяющими центрами ФНС такими как Гарант Телеком http://twitter.com/#!/garanttelecom