Источник: "Что делать Консалт"
Государственная регистрация изменений, связанных с переменой адреса филиала
В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. В случае если устав организации содержит адреса филиалов, то при их изменении необходимо внести изменения в устав.
При изменении места нахождения филиала (представительства) производится государственная регистрация прекращения филиала (закрытия представительства) и создания филиала (открытия представительства) на основании представленных форм, действующих в настоящее время(п. 2.3 Письма ФНС РФ от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@ «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие со 2 сентября 2010 года Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ»)
До утверждения в установленном порядке новой редакции форм заявлений № Р13001, № Р14001 и уведомления № Р13002, предусматривающих возможность внесения сведений об изменении места нахождения филиала (представительства), а также наименования филиала (представительства), организациям при изменении места нахождения филиала (представительства) рекомендуется одновременно с указанными формами представлять в регистрирующий орган заявление в произвольной форме о факте изменения места нахождения данного филиала (представительства). Данное заявление включается в перечень документов, содержащихся в Расписке в получении документов, представляемых заявителем при государственной регистрации. Регистрирующие (налоговые) органы должны организовать работу по информированию организаций об этом.
При заполнении форм прежний и новый адреса филиала (представительства) указываются полностью (почтовый индекс, код региона, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер квартиры (офиса)).
ФНС России обращает внимание, что невыполнение организацией указанных условий приведет к невозможности осуществления налоговым органом процедуры снятия с учета организации в налоговом органе по прежнему месту нахождения филиала (представительства) и постановки ее на учет в налоговом органе по новому месту нахождения филиала (представительства) в связи с изменением места нахождения данного филиала (представительства)(п. 1 Информационного сообщения, утвержденного Письмом ФНС РФ от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@).
Налоговым органом по месту нахождения организации сведения об изменении места нахождения филиала (представительства) в соответствии с полученным списком направляются в виде листа записи в электронном виде (сканированного образа) и сканированного образа заявления о факте изменения места нахождения филиала (представительства) в налоговый орган по прежнему месту нахождения филиала (представительства), а затем налоговым органом по прежнему месту нахождения филиала (представительства) в налоговый орган по новому месту нахождения данного филиала (представительства).
Таким образом, для изменения адреса филиала (филиалов) в МИФНС необходимо представить следующие документы:
1. Протокол общего собрания акционеров (решение единственного акционера) о внесении изменений в устав, связанных с изменением адреса филиала (филиалов);
2. Изменения к уставу либо устав в новой редакции;
3. Платежное поручение о перечислении пошлины 800 рублей за внесение изменений в устав, заверенное круглой печатью банка, в отметкой о том, что пошлина перечислена в бюджет полностью;
4. Заявление по форме Р13001 (Приложение № 3 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»), в котором на каждый филиал, адрес которого изменяется, заполняется по два листа «Г» - в первом листе причиной внесения изменений указывается «прекращение деятельности филиала» и старый адрес филиала, во втором листе причиной указывается «создание филиала» и новый адрес филиала. Подпись руководителя организации на данном заявлении подлежит нотариальному удостоверению.
Вместо заявления по форме Р13001 можно предоставить Уведомление по форме Р13002 (Приложение № 7 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»), оформляемое аналогично Заявлению по форме Р13001 (сведения о филиалах оформляются на листах «А»);
5. Заявление в свободной форме, содержащее сведения о факте изменения адреса филиала (филиалов). В заявлении рекомендуется сделать ссылку на п. 2.3 Письма ФНС РФ от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@;
6. Доверенность (если пакет документов подается в ИФНС № 15 представителем);
7. Опись документов.
Регистрирующий орган обязан рассмотреть заявление и вынести решение о внесении изменений в ЕГРЮЛ в течение 5 рабочих дней с момента получения пакета документов.
После внесения в ЕГРЮЛ изменений, связанных с изменением адреса филиала (филиалов), регистрирующий орган (МИФНС) выдает Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и Выписку из ЕГРЮЛ.
Для получения копии изменений к уставу (устава в новой редакции) с отметкой регистрирующего органа в МИФНС необходимо представить следующие документы:
1. Заявление о выдаче копии изменений (устава в новой редакции);
2. Платежное поручение о перечислении государственной пошлины (200 рублей за каждый экземпляр документа).
Копию изменений (устава в новой редакции) МИФНС выдает, как правило, в течение 5-10 рабочих дней с момента получения соответствующего заявления.
В случае если в результате изменения адреса филиала организация будет поставлена на учет в другом налоговом органе, уведомление о постановке на налоговый учет можно будет получить в новом налоговом органе после постановки организации на учет. Несмотря на то, что обмен информацией между налоговыми органами осуществляется в электронном виде, фактически постановка на учет может занять значительное время.
Уведомление территориальных отделений ФСС и ПФ РФ по месту регистрации филиалов
Об изменении адреса филиала организация должна уведомить территориальный орган ФСС, в котором организация стоит на учете. Форма и сроки такого уведомления не установлены.
В ситуации, когда изменение места нахождения обособленного подразделения влечет изменение территориального органа ФСС, прежнее отделение фонда в пятидневный срок со дня получения уведомления от страхователя передает учетное дело страхователя в орган ФСС по новому месту нахождения организации. Последний также в течение пяти дней со дня получения учетного дела страхователя осуществляет его постановку на учет. Об этом он сообщает организации и территориальному органу Фонда, в котором был зарегистрирован страхователь. Отделение Фонда по прежнему месту нахождения должно снять организацию с учета не позднее дня, следующего за днем извещения о постановке на учет страхователя в территориальном органе по новому месту нахождения (п. 26 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 959н «О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям»).
Порядок регистрации организации в ПФ РФ по месту нахождения обособленных подразделений установлен п.п. 12-14, 18-19 Постановления Правления ПФ РФ от 13.10.2008 № 296п «Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам». Указанным порядком не урегулирована процедура изменения сведений об организации при изменении адреса филиала. Рекомендуется уточнить порядок действий в территориальных органах ПФ РФ по месту регистрации филиалов.
Отражение изменения адреса филиала в локальных документах организации
Если адрес филиала зафиксирован в локальных документах организации, трудовых договорах с работниками, то при изменении адреса филиала в указанные документы необходимо внести изменения. В трудовой договор изменения вносятся по соглашению сторон. Учитывая, что фактически ликвидация филиала не осуществляется (заполнение соответствующей графы в заявлении о внесении изменений в ЕГРЮЛ связано с несовершенством формы заявления), нет необходимости оформлять перевод работников и имущества, а так же осуществлять иные действия, связанные с ликвидацией и открытием филиала.
Уведомление контрагентов
В случае если адрес филиала указывался в договорах с контрагентами, и такими договорами предусмотрена обязанность уведомления сторон договора об изменении реквизитов и адресов (например, в договорах с банками на открытие расчетного счета и т.п.), уведомление контрагентов о смене адреса филиала должно осуществляться в порядке и сроки, установленные договором. В других случаях уведомление контрагентов является правом организации.
Начать дискуссию