Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»
В своей практической деятельности по юридическому сопровождению хозяйствующих субъектов мы нередко получаем вопросы от акционерных обществ, обеспокоенных нарушением порядка выпуска акций.
Степень рисков неблагоприятных последствий в результате пропуска срока регистрации, порядок и сроки привлечения к административной ответственности, более значительные последствия и судебные тяжбы заботят многих руководителей и главных бухгалтеров при «обнаружении» факта нарушения выпуска акций в собственном обществе.
Насколько часты подобные случаи в практике деятельности акционерных обществ, можно выяснить, произведя нехитрые расчеты. По данным Федеральной налоговой службы России в г. Москве зарегистрировано около 61000 акционерных обществ, из них почти 31000 — после 2002 года. Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Центральном федеральной округе (РО ФСФР России в ЦФО) ежегодно регистрирует в среднем 2500 первичных выпусков ценных бумаг. При этом данная цифра включает в себя первичный выпуск ценных бумаг не только Москвы, но и ряда областей центральной части России. Получается, что, к примеру, за 8 лет было зарегистрировано порядка 20000 первичных выпусков ценных бумаг. Таким образом, можно предположить, что почти более одной трети акционерных обществ в Москве по тем или иным причинам не произвело регистрацию своих акций.
Из своей практики можем сказать, что такими нарушениями чаще всего «грешат» как небольшие, так и средние компании, которые создавались еще в период 90-х годов. В то время было «модно» создавать компанию именно в форме акционерного общества, но позже «спрос» сместился в сторону обществ с ограниченной ответственностью, и многие бизнесмены, поработав в форме ООО, регистрируя позже акционерное общество, даже уже в «нулевые» не подозревали о том, что организационные процедуры акционерного общества гораздо более серьезнее привычного им общества с ограниченной ответственностью и требуют особого подхода.
Для начала несколько слов о самой процедуре эмиссии ценных бумаг, а конкретно — акций, из номинальной стоимости которых, как известно, и складывается уставный капитал акционерного общества.
Вдаваться в подробности мы не станем, однако, отметим, что действующий порядок эмиссии акций акционерным обществом определен п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и включает в себя следующие этапы:
— принятие решения о размещении ценных бумаг;
— утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
— государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
— размещение ценных бумаг;
— государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Этапы эти взаимосвязаны и регулируются Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее — Стандарты), утвержденными приказом ФСФР от 25.01.2007 N 07-4/пз-н. Самих процедур государственной регистрации, как видим, две: государственная регистрация выпуска и государственная регистрация отчета об итогах выпуска. Обе эти процедуры осуществляются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг — региональным отделении Федеральной службы по финансовым рынкам России.
При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди его учредителей на основании договора о создании акционерного общества в день его государственной регистрации, до государственной регистрации выпуска акций (пункты 3.1.1 и 3.1.2 Стандартов эмиссии). Государственная регистрация выпуска акций при учреждении акционерного общества осуществляется одновременно с государственной регистрацией отчета об итогах выпуска акций (п. 1 ст. 19 Закона о РЦБ), т.е. в данном случае эти две процедуры совмещены.
Уставный капитал акционерного общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. В данном случае также потребуется процедура государственной регистрации.
В большинстве случаев отсутствие регистрации акций допускают акционерные общества при их учреждении. Т.е. такое общество ограничивает процедуру собственного создания государственной регистрацией юридического лица и постановкой на налоговый учет, а далее продолжает существовать, не совершив необходимых действий для завершения сделок по размещению акций, исходя из их распределения, и фиксации права каждого акционера на причитающееся ему количество акций.
Итак, что же грозит компаниям, которые по тем или иным причинам не произвели государственную регистрацию выпуска ценных бумаг?
Во-первых, владельцы таких ценных бумаг не могут совершать с ними сделок, т.е. сделка с незарегистрированными акциями будет признана ничтожной (ст. 27.6 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Наиболее уязвимыми в данной ситуации являются инвесторы, которые приобрели незарегистрированные акции.
Для примера реальных негативных последствий приведем одно из характерных судебных решений по такому делу: Истец, считая себя законным акционером, попытался оспорить одну из сделок общества, совершенную без его согласия. В полном соответствии с материалами дела суд установил, что выпуск акций закрытого акционерного общества в установленном законом порядке не был зарегистрирован. Суд отказал в признании недействительным оспариваемого договора, поскольку истец не является акционером общества, так как приобрел акции общества на основании ничтожных сделок. (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 сентября 2009 года N А58-3123/2007).
Во-вторых, существует административная ответственность за такое нарушение (ст. 15.17 КоАП РФ) — наложение административного штрафа органом, уполномоченным регулировать рынок ценных бумаг, на должностных лиц эмитента в размере от 10000 до 30000 рублей; на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 рублей.
Необходимо отметить, что состав данного правонарушения образует непредставление в ФСФР не только документов для регистрации выпуска ценных бумаг, но и непредставление отчета об итогах выпуска, а также пропуск установленных сроков. В тоже время, данное правонарушение не является длящимся, а, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности (один год) за него следует исчислять с момента его совершения, а не с момента обнаружения.
Указанная статья КоАП схожа со статьей 185 УК РФ «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг», в частности, при наступлении таких последствий, как причинение крупного ущерба, к примеру, при размещении эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности.
В-третьих, отсутствие государственной регистрации выпуска акций в зависимости от конкретных обстоятельств может быть квалифицировано арбитражным судом как основание для ликвидации акционерного общества. В отсутствие государственной регистрации акций общество не имеет возможности осуществлять свою деятельность, поскольку невозможно совершение каких-либо сделок с акциями. При отсутствии регистрации по истечении срока, установленного Законом о рынке ценных бумаг, акционерное общество подлежит ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.
Является ли ситуация с пропуском сроков исправимой, и необходимо ли предпринимать связанные с регистрацией выпуска акций действия?
Еще 23 апреля 2001 года Президиум ВАС РФ издал Информационное письмо N 63 «Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным», в котором указал, что представление документов для государственной регистрации выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества с нарушением установленного срока, не является основанием для признания выпуска акций недействительным. Таким образом, из нормативно-правовых актов не следует, что срок, установленный для государственной регистрации выпуска акций, размещенных при создании общества, является пресекательным, и что истечение срока для подачи заявления лишает акционерное общество права представить документы для государственной регистрации выпуска.
На данный момент РО ФСФР России в ЦФО избрало довольно лояльную позицию в отношении компаний, пропустивших установленные сроки регистрации выпуска акций, но при условии самостоятельного, инициативного обращения в государственный орган для регистрации выпуска ценных бумаг в независимости от продолжительности пропущенного срока. Однако, как стало известно из некоторых источников, специалистами ФСФР России разрабатывается законопроект, который направлен не только на ужесточение ответственности за данное нарушение, но также разрабатывается механизм по выявлению и привлечению к административной ответственности таких компаний.
Начать дискуссию