ВЛАДИМИР ЛАВИЦКИЙ
АЛЕКСЕЙ САВКИН
Налоговые органы сумели добиться максимально комфортных условий в борьбе с компаниями, которые не представляют отчетность и не ведут финансово-хозяйственную деятельность. Вчера Госдума приняла в первом чтении президентские поправки в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Гражданский кодекс, согласно которым ликвидировать «мертвые души» можно будет в административном порядке, то есть без санкции суда. Однако такой подход, направленный на борьбу с фирмами-однодневками, может создать проблемы и вполне работоспособным компаниям.
Сама проблема вокруг «спящих» компаний возникла, напомним, в связи с тем, что все юридические лица до 1 января 2003 года были обязаны пройти перерегистрацию, представив налоговым органам необходимые сведения о себе. Однако около 1,6 млн зарегистрированных ранее предпринимателей, по данным налоговиков, так и не выполнили это требование, что является основанием для их ликвидации. Но на практике «вычистить» реестр юридических лиц оказалось совсем не так просто. Согласно действующему законодательству, механизм ликвидации - процесс достаточно длительный, предусматривающий судебную процедуру закрытия предприятия. По оценке налоговых органов, с учетом реальных возможностей российской судебной системы ликвидация таких юридических лиц в судебном порядке займет не менее 15 лет и потребует значительных бюджетных средств.
Одобренные вчера поправки максимально ускоряют этот процесс. Под прицел налоговых органов попадут предприятия, не имеющие имущества, органов управления и сотрудников. По словам налоговиков, в основном это так называемые фирмы—однодневки, которые создаются под конкретную финансовую операцию, после чего фактически прекращают свое существование. Принятые в первом чтении поправки устанавливают критерии, позволяющие отнести юридические лица к категории «мертвых» и безболезненно их ликвидировать. Собственно, таких оснований всего два: если компания в течение последних 12 месяцев не представляла финансовых отчетов в налоговые органы и если она не совершала за это время операций хотя бы по одному банковскому счету.
Опрошенные «Бизнесом» эксперты сходятся во мнении, что, хотя намерения у налоговиков вполне благие, методы выбраны неправильные. Потому что в результате их применения проблемы могут возникнуть и у вполне дееспособного бизнеса. «У нас ведь всегда пишутся неплохие законы. Проблемы возникают, когда их начинают применять на практике»,- говорит управляющий партнер «Викторус–Юстицинформ» Руслан Ибрагимов.
Он опасается, что «существует вероятность, что налоговики ликвидируют и вполне работоспособную фирму, которая всего лишь некоторое время не проводит операций». А представители объединения «ОПОРА России» добавляют, что упрощение процедуры выведения хозяйствующих субъектов из реестра лишает учредителей и кредиторов стабильных гарантий соблюдения своих прав и законных интересов в отношении данных компаний. Действительно, теоретически возможна ситуация, когда фирма, имеющая обязательства перед третьими лицами, в течение года не ведет операций и не сдает отчетность, и в случае ее внесудебной ликвидации кредиторам будет весьма непросто добиться соблюдения своих интересов, тем более вернуть долг.
Президент «ОПОРА России» Сергей Борисов обращает внимание также на то, что предоставление Федеральной налоговой службе полномочий по внесудебному прекращению правоспособности юридических лиц не согласуется с основными гражданско-правовыми принципами. «Принятие данных поправок не решит проблемы создания фирм-однодневок, которые и становятся впоследствии „мертвыми душами”,- считает Борисов.- Создание таких фирм преследует цели оптимизации налогообложения, поэтому их регистрация будет привлекательной до тех пор, пока это относительно дешево по сравнению с той налоговой экономией, какая достигается в результате их использования. Упрощенная ликвидация таких фирм в дальнейшем играет всего лишь роль института ретроспективной ответственности и позволяет только подчищать статистику юридических лиц».
Но главная опасность, по мнению Руслана Ибрагимова, кроется даже в другом. «Совершенно неправильно, когда налоговые органы совмещают контролирующие и регистрационные функции. В моей практике был случай, когда налоговики ради задачи доначисления налогов своим волевым решением воскресили уже ликвидированное предприятие»,- рассказывает юрист.
Начать дискуссию