Право

Российские предприятия смогут привлекать инвестиции без организации юрлица

2 июня 2011 года в Государственную Думу был внесен Законопроект «Об инвестиционном товариществе», и 29 июня было принято решение принять Законопроект в первом чтении.

2 июня 2011 года в Государственную Думу был внесен Законопроект «Об инвестиционном товариществе», и 29 июня было принято решение принять Законопроект в первом чтении.

Законопроект разработан во исполнение поручения Президента РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, в соответствии с которым необходимо обеспечить развитие законодательства, регламентирующего способы организации коллективных инвестиций без образования юридического лица. Целью принятия данного  закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций в развитие экономики России, реализации инвестиционных проектов и осуществления иной совместной инвестиционной деятельности с использованием договора об инвестиционном товариществе.

Как поясняют авторы Законопроекта, в настоящее время в российском законодательстве отсутствуют приемлемые для инвестиционного сообщества договорные организационно-правовые формы осуществления коллективной инвестиционной деятельности, учитывающие особенности реализации венчурных (особо рисковых) бизнес-проектов. Имеющиеся в российском праве конструкции, которые могут использоваться для целей такой деятельности, в том числе в венчурных проектах, не в полной мере отвечают потребностям российских и зарубежных инвесторов, а также мировой практике венчурного инвестирования.

По аналогии, с распространенной за рубежом формой коллективного инвестирования – limited partnership – в российском праве рассматривают товарищество на вере (коммандитное товарищество), которое предоставляет своим участникам (полным товарищам и коммандитистам) различный объем прав и тем самым приближает характер деятельности такого товарищества к инвестиционным правоотношениям, в том числе возможностью поэтапного увеличения складочного капитала, возможностью привлечения вкладчиков к участию в управлении товариществом и др. Однако, несмотря на наличие ряда преимуществ данной организационно-правовой формы   товарищество на вере не лишено и ряда недостатков, которые снижают его привлекательность в качестве потенциальной формы коллективного инвестирования, в частности это императивное правило о возможности быть полным товарищем только в одном товариществе на вере и невозможность определения в договорном порядке размер и порядок изменения долей вкладчиков, состав, сроки и порядок внесения ими вкладов, их ответственность за нарушение обязанностей по внесению вкладов, право на непропорциональную долю части прибыли и пр.

О значении недостатков правового регулирования товарищества на вере свидетельствует отказ инвестиционного и бизнес-сообщества от их использования не только в венчурной, но и вообще в предпринимательской деятельности.

Учитывая специфический и разнообразный характер деятельности в области коллективного инвестирования в инновационной сфере, государству представляется необходимым создание в российском праве специальной разновидности договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) – инвестиционного товарищества – договора, заключаемого исключительно для совместного (коллективного) осуществления инвестиционной деятельности.

Как отмечено в пояснительной записке к Законопроекту, конструкция инвестиционного товарищества, вводимая Законопроектом, максимально приближена по своему характеру и правовой природе к одной из самых распространенных и приемлемых для инвесторов форм коллективного венчурного инвестирования за рубежом – limited partnership (ограниченное партнерство). Существенными отличительными признаками которого являются:

- одновременное участие в договоре не менее двух лиц, одно из которых является полным партнером, как правило, венчурной компанией, осуществляющей приобретение активов в инновационной сфере и управление ими до тех пор, пока они не будут проданы, а другое – вкладчиком-инвестором, ответственность и права на участие в управлении партнерством которого ограничены;

- вкладчик-инвестор не имеет возможности выйти из договора или иным образом отказаться от исполнения принятых на себя обязательств, связанных с поступательным предоставлением инвестиционных средств в течение инвестиционного периода;

- возможности одновременного участия в нескольких партнерствах законодательно не ограничены. А это автоматически дает возможность создания «пула» инвестиционных фондов под управлением одного управляющего, что является неотъемлемым свойством венчурной инвестиционной деятельности.

Кроме того, все участники договора несут полную солидарную ответственность по общим внедоговорным обязательствам, а также по договорным обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

Ожидается, что реализация Законопроекта будет полностью удовлетворять потребностям российских и зарубежных венчурных инвесторов, и создаст благоприятные условия, прежде всего, для венчурного инвестирования в инновационные бизнес-проекты.

Начать дискуссию