Договорная работа только для непосвященных кажется легкой и быстрой. На самом деле она подразумевает учет огромного числа деталей, четкого соблюдения плана, а также недюжинную усидчивость, внимательность и ответственность.
Мелкие ошибки способны повлечь за собой возникновение брешей в экономической и юридической безопасности предприятия, следствием которых являются штрафы и долгие судебные разбирательства.
Для защиты финансово-экономических и правовых интересов предприятия надо уделять большое внимание технологиям договорной работы, которым и посвящена вся эта статья. Естественно, все тонкости я, как автор, затронуть не смогу, но попробую помочь компаниям организовать договорную работу на предприятии – так, чтобы она работала максимально слаженно и эффективно.
Перво-наперво, надо уяснить, что договорная работа не ограничивается лишь составлением контракта и проверкой соблюдения всех прописанных в нем условий. На самом деле такая работа подразумевает целый комплекс процедур:
Договор должен содержать следующие разделы (статьи):
- Преамбула (место заключения договора, дата заключения, полные и официальные наименования партнеров, их юридический статус и полномочия лиц, представляющих стороны).
- Предмет договора (контракта).
- Количество и качество предмета договора (товара, услуги).
- Цена и общая стоимость.
- Порядок расчетов.
- Базисные условия и сроки поставки/приемки (договоры поставки товаров).
- Порядок перехода права собственности и возможных рисков (договоры поставки товаров).
- Предоставляемые в рамках настоящего договора документы (например, накладные, счета-фактуры и т.д.).
- Упаковка и маркировка (в случаях поставки товаров, сырья, оборудования и т.д.).
- Транспортные условия (в случаях поставки товаров, сырья, оборудования и т.д.).
- Обстоятельства непреодолимой силы («форс-мажор»).
- Санкции за нарушения условий договора.
- Порядок направления, рассмотрения претензий, рекламаций.
- Арбитраж и применимое право.
- Лицензии, гарантийные сроки и обслуживание, страхование (в случаи необходимости).
- Прочие условия и другие дополнительные разделы.
- Адреса, банковские и прочие реквизиты сторон.
Если возникли разногласия при согласовании условий договора?
Перед заключением контракта стороны проходят стадию обсуждения и согласования условий. Крупные компании, как правило, имеют утвержденные типовые формы договоров. Такие компании очень редко соглашаются на изменение «тела» своего документа.
Если же все-таки необходимо изменить условия в унифицированном договоре, то стороны подписывают протокол согласования разногласий, в котором отражаются варианты изложения тех или иных пунктов, а третьим вариантом стороны указывают согласованный вариант. Подписание такого документа значительно ускоряет процесс согласования всех условий договора, а значит, приводит к скорейшему его подписанию и исполнению по нему сторонами своих обязательств.
Срок действия договора – что писать?
В большинстве случаев договор действует до последнего календарного дня года. Это в большей степени связанно с налоговой отчетностью. Особо хочется отметить, что по договорам оказания услуг акт предоставляется в месяце предшествующем отчетному. Датой составления акта будет являться последний день месяца (например, «30» июня 2011 года).
Договоры аренды недвижимого имущества в большинстве своем заключаются менее чем на год. Если, например, указать срок с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 года, некоторые судебные органы признают такой договор незаключенным в силу не соблюдения правил о его государственной регистрации. Ведь договор аренды сроком более чем на один год подлежит обязательной государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Чтобы избежать споров, стоит прописать в договоре срок, равный 11 месяцам и менее.
Не стоит забывать также о том, что существует еще ряд договоров, которые считаются заключенными с момента их государственной регистрации (например, договор купли-продажи (дарения) недвижимого имущества, передачи исключительных прав (на объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки и т.п.), аренды, заключенные сроком более чем на один год и т. д.).
Проверка сторон
При подготовке договора, и уж тем боле на стадии выбора контрагента, необходимо запросить документы, дающие юристу компании оценить риски, а также больше узнать о потенциальном контрагенте с точки зрения его надежности. Вашему вниманию мы предлагаем их примерный перечень:
1. Документы, предоставляемые юридическим лицом:
· копии учредительных документов;
· копия документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица;
· копия доверенности, заверенная в установленном порядке юридическим лицом, и ксерокопия паспорта представителя (в случае если от имени юридического лица договор подписывает не его руководитель, а представитель);
· копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица со всеми изменениями;
· копия письма органов статистического наблюдения о присвоении кодов;
· копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
· документы, содержащие сведения, включающие почтовый адрес компании, телефон и банковские реквизиты;
· заверенные печатью организации и подписью ее руководителя копии лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности, сертификатов и т.д. (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
2. Документы, предоставляемые контрагентом — физическим лицом:
· копия паспорта;
· копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства;
· копия свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для физических лиц — индивидуальных предпринимателей);
· банковские реквизиты (при необходимости оплаты через банк);
· копия страхового свидетельства Пенсионного фонда РФ.
Обращаю ваше внимание:когда договор со стороны контрагента подписывает не генеральный директор компании, то необходимо запросить доверенность или иной распорядительный документ, подтверждающий полномочия доверенного лица. Как показывает практика судебных споров, очень часто одна сторона при неисполнении своих договорных обязательств ссылается на то, что сделка была заключена неуполномоченным лицом, а, следовательно, является недействительной. Суд может принять сторону истца только тогда, когда будет доказано, что ответственные лица компании знали о совершенной сделке и ничего не предприняли для ее расторжения, а, наоборот, на протяжении определённого времени исполняли такой договор.
Экспертиза и визирование договора
После того, как все параметры договора будут проверены и согласованы, документ передается на экспертизу и визирование. Во время экспертизы уполномоченные лица проверяют договор на наличие в нем рисков различного рода и в случае отсутствия замечаний подписывают специальный «Лист визирования».
Если должностные лица отказались визировать договор, то оформляется обоснованное заключение на специальном «Листе замечаний». Документ признается не прошедшим экспертизу и отправляется на доработку. После устранения замечаний проект повторно представляется на визирование.
После того как «Лист визирования» будет подписан, договор передается противоположной стороне (контрагенту). При необходимости менеджер или юрист компании осуществляет регистрацию документа в исполнительных органах государственной власти.
Приведу несколько примеров того, каким может быть порядок согласования некоторых видов договоров:
Ситуация |
Визирующие лица |
Если заключается договор на обучение…
|
Начальник кадровой службы, руководитель юридического департамента, финансовый директор, главный бухгалтер. |
Если осуществляется поставка оборудования… |
Главный инженер, руководитель департамента логистики, руководитель юридического департамента финансовый директор, главный бухгалтер. |
Если осуществляется поставка готовой продукции (товаров)… |
Руководитель службы качества, начальник юридической службы, финансовый директор, главный бухгалтер. |
Группировка, хранение и выдача договоров
Каждый специалист составляет реестр договоров и под свои потребности, и потребности различных отделов компании.
Обязательная информация, прописываемая в реестре |
Желательная информация, прописываемая в реестре |
· регистрационный номер; · дополнительный номер (номер контрагента); · вид договора; · дата (место) заключения; · наименование контрагента; · предмет договора; · цена договора; · ответственное подразделение (ответственный исполнитель); · наличие приложений; · кто подписал договор.
|
· каким документом подтверждены полномочия лица подписавшего договор со стороны контрагента (срок действия такого документа, если он есть); · порядок расчетов (указывая при этом периодичность, сроки поступления оплаты и т.п.); · особые условия (условия о конфиденциальности); · порядок рассмотрение споров (например, третейский суд); · сроки рассмотрения претензий; · порядок их направления; · срок действия; · размер штрафных санкций; · наличие дополнительных соглашений их предмет; · реквизиты контрагента.
|
Обращаю ваше внимание: значительно облегчит работу разделение реестра на две части. В одной можно отмечать договоры, по которым ваша компания выступает в качестве заказчика, в другой – в качестве исполнителя. Можно разделять все договоры предприятия на несколько групп:
· договоры купли-продажи (в том числе и купля-продажа недвижимости);
· договоры на выполнение работ;
· договоры на оказание услуг;
· прочие договоры (договоры залога, мены, поручительства и т.д.).
В текущей работе юристов, консультантов, бухгалтеров, аудиторов и менеджеров можно использовать копии договоров. Если кому-то из сотрудников понадобятся оригиналы контракта, то они могут быть выдаваться исключительно под подпись. Также под подпись (сотрудника, принявшего договор) осуществляется возврат подлинника договора.
Настоятельно рекомендую не реже двух раз в год проводить ревизию имеющихся договоров и по ее итогам составлять заключения (например, об отсутствующих приложениях к договорам или о договорах, завершивших свое действие). Если будут обнаружены документы с истекшим сроком действия, то их надо будет передать по описи в архив.
Комментарии
4благодарю
Спасибо, полезная информация.
Немного взяла для себя на заметку. Спасибо. Но в основном ничего нового.