Налоговые проверки

Как вести себя во время налоговой проверки

"Те, кто не знает законов, расплачиваются за тех, кто знает законы слишком хорошо",- говорил один из персонажей пьесы Вернейля и Берра "Школа налогоплательщиков". Но мало знать свои права, нужно еще уметь ими пользоваться. Разумеется, предложить единые алгоритмы действий компании во время налоговой проверки невозможно - решения часто приходится принимать в зависимости от ситуации. Но несколько советов помогут принять правильное решение.

Вадим Зарипов,
руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

"Те, кто не знает законов, расплачиваются за тех, кто знает законы слишком хорошо",- говорил один из персонажей пьесы Вернейля и Берра "Школа налогоплательщиков". Но мало знать свои права, нужно еще уметь ими пользоваться. Разумеется, предложить единые алгоритмы действий компании во время налоговой проверки невозможно - решения часто приходится принимать в зависимости от ситуации. Но несколько советов помогут принять правильное решение.

Фиксировать нарушения, а не помогать их устранять

В ходе проверки налоговые контролеры нередко допускают ошибки и просчеты. Например, инспектор, не привлекая специалиста или не заручившись заключением эксперта, сделал имеющий значение для налогообложения вывод об особенностях технологии производства. Если налогоплательщик укажет на эту оплошность до вынесения решения по результатам проверки, налоговый орган назначит "мероприятия дополнительного контроля", в рамках которых и устранит свою ошибку. Поэтому, прежде чем укорять проверяющих, стоит подумать, для чего это нужно и к чему это может привести.

Во время проверки очень важно зафиксировать нарушения. В ряде случаев можно даже составить акт о нарушении с участием двух и более лиц, в присутствии которых инспектором было допущено это нарушение. Даже если подписавшие акт являются сотрудниками проверяемой организации или иным образом заинтересованными лицами, от составленного документа будет не так-то просто отмахнуться - придется опровергать содержащиеся в акте факты.

Однако на практике возможности составлять подобные акты чаще всего нет, и в этом случае подойдет излюбленный бюрократами и самими инспекторами способ - докладные записки. К примеру, налоговый инспектор отказался принять документы, подтверждающие право компании на неиспользованную ранее налоговую льготу или неучтенные затраты. В этом случае рядовой сотрудник бухгалтерии составляет на имя своего непосредственного руководителя докладную, в которой отмечает все значимые факты: кто, когда и что сделал (не сделал), что при этом сказал и т. п. Таким образом, на нарушение, пусть даже мелкое, у налогоплательщика уже есть своя "бумажка" (о чем инспектор может и не подозревать) - на языке юристов это называется "формированием доказательственной базы". По завершении проверки солидная стопка докладных может послужить дополнительным аргументом в переговорах с налоговым органом. В случае жалобы вышестоящему начальнику или в вышестоящий налоговый орган, а также в суд докладная позволит придать этой жалобе вес. Подписавшие докладные сотрудники в дальнейшем вправе в качестве свидетелей подтверждать отраженные в записках факты.

Корректно отвечать на требования налоговых органов

Во время проверки инспекторы предъявляют налогоплательщикам немало требований - представить подтверждающие документы, дать пояснения и т. д. Далеко не все из них основаны на законе. Согласно Налоговому кодексу (подп. 11 п. 1 ст. 21), налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, однако окончательное решение о законности или незаконности этих требований принимает только суд. Поэтому во время проверки не следует открыто отказываться от выполнения требований, даже если они, по мнению налогоплательщика, неправомерны, так как можно незаметно для себя превысить пределы "необходимой самообороны".

Так, если были затребованы документы, не имеющие отношения к проверке, необходимо в устной или письменной форме сообщить проверяющим свое мнение. Если проверяющие продолжают настаивать, следует либо выдать документы, либо обжаловать действия в вышестоящий орган или в арбитражный суд. При этом можно одновременно просить суд в порядке обеспечения иска запретить налоговому органу требовать документы или осуществлять иные действия. Обеспечительные меры допускаются, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (п. 2 ст. 90 АПК РФ). Если объем затребованной документации слишком большой, об этом также следует письменно сообщить проверяющим, чтобы получить время на подготовку бумаг или определить очередность их представления.

Нередко налоговые органы пытаются переложить свою работу на налогоплательщиков - не изучают первичную документацию компании, а требуют, чтобы она составила справки и выписки, содержащие сводные или аналитические данные. Тут все просто: налогоплательщик не обязан представлять документы, которых у него нет, а обязанность составлять новые документы специально для проверяющих законодательством не установлена. Поэтому налогоплательщик вправе сообщить налоговому органу об отсутствии затребованных документов, хотя в некоторых случаях налогоплательщику выгоднее самому составить такие документы.

Требовать соблюдения законодательства

Налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (подп. 10 п. 1 ст. 21 НК). Лучше всего требовать именно в письменном виде.

К примеру, налоговый орган не предъявил мотивированного постановления о проведении повторной налоговой проверки, и налогоплательщик считает, что проверка проводится незаконно. Лицу, проводящему проверку, под роспись (в случае отказа - с составлением соответствующего акта) вручается обращение (дипломаты называют его "нотой протеста"), которое можно так и назвать: "Требование о соблюдении законодательства о налогах и сборах" (по аналогии с требованиями об уплате налогов и сборов, которые часто без разбору выставляют налоговые органы). В "требовании" указывается, какие нормы закона нарушает проверяющее лицо, и заявляется о необходимости соблюдения законодательства и прекращения незаконных действий (в данном случае - проверки).

Уже сам факт направления подобного требования имеет большое психологическое значение и нередко оказывается достаточным для того, чтобы урезонить проверяющих. Требование соблюдения законодательства свидетельствует о том, что налогоплательщик реализует свое конституционное право на защиту, а не перечит проверяющим.

Начать дискуссию