С 1 января 2012 года был значительно пересмотрен правовой статус работников Федеральной службы судебных приставов. Законодатели несколько ужесточили требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на службу в ФССП, детально регламентировали, наконец, само понятие “судебный пристав”, а также расширили полномочия приставов в целях повышения эффективности их работы.
Понятие “судебный пристав”
Одной из основных задач, которую призван решить вступивший в силу с нового года Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах", является ограничение легального использования понятия “пристав” в целях исключения всякого рода злоупотреблений со стороны коллекторских агентств. Дискуссии на тему необходимости искоренения на практике ситуаций, когда коллекторы вводят в заблуждение граждан, прикрываясь словосочетанием “судебный пристав”, ведутся правозащитниками и законодателями уже не первый год. Сейчас в этом споре поставлена окончательная точка.
По закону судебным приставом может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, а судебным приставом-исполнителем - высшее юридическое или высшее экономическое образование. При этом не может быть приставом гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.
В свою очередь использование слов “пристав” и “судебный пристав”, а также образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях ФССП России, ее структурных подразделений и должностных лиц ФССП России, а также в наименованиях учреждений, обеспечивающих деятельность ФССП России, профессиональных союзов судебных приставов, их структурных подразделений и должностных лиц.
Соответственно все прочие организации, общественные объединения и должности, созданные до 1 января 2012 года и содержащие в своем наименовании слова "судебный пристав" или "пристав" или образованные на их основе словосочетания, должны быть переименованы либо ликвидированы в течение девяноста дней.
Одновременно с этим КоАП РФ дополняется новой статьей, предусматривающей административную ответственность за незаконное использование слов "судебный пристав", "пристав" и образованных на их основе словосочетаний. Так, незаконное использование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в своем наименовании указанных слов повлечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Для юридических лиц нижний предел санкции возрастает до трехсот, а верхний – до пятисот тысяч рублей.
Розыск должников и блокировка банковских счетов
Нормы, регламентирующие деятельность судебных приставов-исполнителей по розыску должников, их имущества, а также детей, закреплены Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". С 1 января 2012 года в случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества или местонахождении ребенка судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Пристав по заявлению взыскателя вправе объявить розыск должника и имущества по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу в отношении должника превышает 10 000 рублей.
Постановление о розыске должника, его имущества или розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.
При производстве розыска судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать из банков данных, в том числе и из бюро кредитных историй, и обрабатывать необходимые для осуществления розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе. Помимо этого для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.
В целях обеспечения функций судебного пристава-исполнителя, осуществляемых в процессе принудительного исполнения судебных актов, в том числе розыскнойфункции, закон закрепляет ряд положений, определяющих соответствующие обязанности кредитных учреждений.
Теперь банки, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или пристава. В свою очередь пристав вправе потребовать от банка блокировки счета должника. При этом банк также незамедлительно приостанавливает операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию.
Кроме того, закон регулирует и случаи, когда денежные средства на банковских счетах должника отсутствуют либо их недостаточно для удовлетворения имущественных требований взыскателя. В этих случаях кредитная организация приостанавливает операции с имеющимися денежными средствами на счетах должника и продолжает дальнейшее исполнение постановления о наложении ареста по мере поступления денежных средств на счета должника до исполнения в полном объеме указанного постановления или до снятия ареста судебным приставом-исполнителем.
Выдворение иностранных граждан за пределы РФ
Помимо всего прочего, с 1 января 2012 года на приставов-исполнителей ложится обязанность по исполнению судебных решений о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.Исполнение постановления судьи о принудительном выдворении заключается в приобретении проездного документа для указанных лиц, препровождении до пункта пропуска через Государственную границу и официальной передаче указанных лиц пограничным органам.
В указанных целях пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем поступления к нему документов,выносит постановление о препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу. Данное постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и передается для исполнения судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Исполнение судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов постановления производится путем препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу и официальной передачи указанных лиц пограничным органам, о чем составляется двусторонний акт.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется в суд, выдавший исполнительный документ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а также федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.
Что касается организаций, использующих труд нелегальных мигрантов, то вся информация о возбуждении исполнительных производств по данным делам будет систематизироваться и публиковаться в специальном реестре, открытый доступ к которому всем желающим будет обеспечен на официальном сайте ФССП России. Сами приставы отмечают, что такое раскрытие информации, грозящее предпринимателям самыми неблагоприятными последствиями, послужит дополнительным стимулом к соблюдению ими миграционного законодательства.
Начать дискуссию