Госзакупки

До третьего колена

Все «дочки», «внучки» и даже «правнучки» государства вот-вот начнут закупать товары и услуги на рынке в соответствии с прозрачной и открытой процедурой.

Все «дочки», «внучки» и даже «правнучки» государства вот-вот начнут закупать товары и услуги на рынке в соответствии с прозрачной и открытой процедурой.

1 января вступил в силу 223-ФЗ1. Закон призван внести полную ясность в то, как распределяются в экономике примерно 15 триллионов рублей в год. Именно таков, по оценкам аналитического центра Единой электронной торговой площадки, совокупный объем закупок государственных корпораций, госкомпаний, субъектов естественных монополий, ГУПов, МУпов, подконтрольных им компаний и даже подконтрольных компаний их подконтрольных компаний — то есть до третьего колена «родства» с государством. При условии «родства» не менее 50% в капитале.

Цифра более чем внушительная. Достаточно сказать, что действующий уже шесть лет 94-ФЗ2, который распространяется на закупки для государственных и муниципальных нужд, а также нужд бюджетных учреждений и по поводу которого было сломано столько копий, «отвечает» лишь за закупки примерно на 5 триллионов рублей в год.

До вступления в силу 223-ФЗ коррупционную составляющую в закупках аффилированных с государством субъектов хозяйственной деятельности было невозможно выявить вообще. Даже публикация информации о прошедших сделках была для них делом добровольным и необязательным. У большей части заказчиков пустуют разделы сайтов, где должна вывешиваться информация о закупочной деятельности. Что и как закупается — также оставалось тайной, покрытой мраком. Если 94-ФЗ помог высветить и предать огласке различные экстравагантные потребности чиновников и распорядителей бюджетных средств — вроде золоченых кроватей для дома приемов МВД и навороченных «люксовых» иномарок для различных министерств и ведомств, то в корпоративном секторе, связанном с государством, царили тишь да гладь.

Новый закон эту ситуацию должен изменить кардинально. Теперь и в этом секторе вводятся принципы информационной открытости и соблюдения равных прав для участников размещения заказа. Заказчики обязаны разработать собственное положение о закупке и закупочные регламенты и опубликовать их на своем официальном сайте к 1 июля 2012 года. Более того, если они не успеют сделать это в трехмесячный срок с момента вступления 223-ФЗ в силу, им придется жить и закупаться по 94-ФЗ. Помимо закупочного положения, заказчик должен обязательно разработать и опубликовать план закупок на срок не менее чем один год. Вся эта информация и извещения о закупках должны будут публиковаться не только на корпоративном сайте, но и на едином официальном сайте РФ о госзакупкахwww.zakupki.gov.ru. Крупные заказчики с годовым оборотом в 5 млрд руб­лей могут не публиковать информацию о закупках объемом менее 500 тыс. рублей, для остальных же эта планка составляет 100 тысяч.

Другое новшество закона состоит в том, что впервые введены общие требования и измеримые критерии выбора поставщиков. То есть критерий, использовавшийся ранее, — вроде требования «хорошо выполнить работу» — не вписывается в рамки нового закона. Вместо него необходимо будет применять измеряемый критерий — например, «опыт работы не менее 5 лет по аналогичным проектам».

Правительство уже начало активно продавливать вопрос с закупками госкомпаний, и уже полетели первые головы. В декабре прошлого года пять руководителей компаний энергетической отрасли лишились своих постов после сокрушительной критики премьер-министра Владимира Путина по поводу коррупционных схем закупочной деятельности на их предприятиях.

Закон о закупках, по замыслу законодателей, должен стимулировать участие большего количества юридических и физических лиц в конкурсах и аукционах и способствовать эффективному использованию денежных средств. Для поставщиков введение 223-ФЗ означает гигантский потенциал для расширения рынка сбыта. Первые итоги можно будет подвести уже через полгода.

______________________________

1. Федеральный закон от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Федеральный закон от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступил в силу 01.01.2006.

Начать дискуссию