НК РФ

Нужны ли компании независимые юристы?

Руководство организации, привлеченной к суду в качестве ответчика, решило обратиться за помощью к одной из юридических фирм. Однако глава юротдела компании резко выступил против, заявив, что с проблемой можно справиться своими силами. Какое же решение в подобной ситуации будет наиболее соответствовать интересам бизнеса?

Руководство организации, привлеченной к суду в качестве ответчика, решило обратиться за помощью к одной из юридических фирм. Однако глава юротдела компании резко выступил против, заявив, что с проблемой можно справиться своими силами. Какое же решение в подобной ситуации будет наиболее соответствовать интересам бизнеса?

Наличие на рынке профессиональных юридических услуг – один из факторов, определяющих его инвестиционную привлекательность. От того, как эти услуги оказываются, какова культура отношений с клиентами и внутри юридического сообщества, зависит рост инвестиций в страну. Эти тезисы стали лейтмотивом Первого Международного форума «Юридический бизнес в России», организованного газетой «Ведомости» и юридической компанией «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».

В работе форума приняли участие как представители юридических фирм, так и руководители юрслужб крупных предприятий. В итоге особое внимание было уделено как раз проблеме взаимоотношений между внешними и внутренними (корпоративными) юристами.

Юридическая дилемма

Без сомнения, самыми выгодными клиентами для юридических фирм являются крупные компании и холдинги. Правовая поддержка таких структур обычно носит долговременный и комплексный характер. Однако эффективность сотрудничества с внешними юристами во многом зависит от роли, которую будет играть юридический департамент самой компании. Как показывает практика, определенных трений между «своими» и «чужими» юристами избежать не так просто.

По словам Юрия Воробьева , руководителя практики налоговых споров компании ФБК, привлечение внешних юристов может быть расценено внутренней юрслужбой клиента как выражение ей недоверия. Причем аргументов в пользу отказа от услуг сторонних специалистов найдется достаточно. Наверняка такой вариант будет для компании существенно дороже, при этом знания внешних юристов о специфике бизнеса клиента, очевидно, не столь глубоки.

Однако использование услуг независимых юристов, отметил Юрий Воробьев, имеет свои неоспоримые преимущества. Во-первых, штат внутренних служб, как правило, не рассчитан на решение проблем, возникающих вне рамок текущей деятельности компании. Во-вторых, независимый взгляд внешних специалистов может оказаться крайне важным для достижения положительного результата.

Среди корпоративных юристов больше распространена скептическая точка зрения на целесообразность привлечения внешних консультантов. По словам Дмитрия Чудакова, руководителя юридической службы Pepsi Bottling Group, внешние консультанты эффективны в решении проблем сугубо юридического характера. Привлекать же их к обсуждению тактических бизнес-задач не следует. Принятие решения в компании представляет собой копромисс между интересами разных департаментов. Поэтому не всегда выбранный вариант будет идеальным с точки зрения права. И внешним юристам согласиться с ним будет очень непросто.

Как выбирают консультантов

Если все же пришлось обратиться за внешней помощью, следует максимально обезопасить себя от недобросовестных консультантов. Как отметил Дмитрий Чудаков, при выборе юридической фирмы важно обращать внимание на ее репутацию и число реализованных проектов. Следует учитывать и специализацию консультантов, а также их психологическую совместимость с руководством внутренней юрслужбы.

Однако прозвучала и отличная от этого тезиса точка зрения. Ее озвучил Дмитрий Афанасьев, управляющий партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». По его мнению, в России большую роль играют связи во властных структурах и умение делать работу в сжатые сроки. Бренд фирмы и ее специализация важны в меньшей степени.

Результаты интересного исследования представил Кирилл Паринов , заместитель председателя правления группы «Интеррос». Руководителям юрслужб крупнейших компаний России были заданы вопросы, касающиеся их отношений с независимыми консультантами. Исследование показало, что в 2004-2005 годах около половины респондентов разрывали контракты с внешними специалистами. В числе причин чаще всего указывались отсутствие адекватного реагирования юристов на запросы и невысокое качество их работы. В то же время более двух третей респондентов принимали решение о найме новых внешних консультантов. При этом они руководствовались, в первую очередь, рекомендациями других менеджеров своих компаний.

Три варианта биллинга

Особенная тема в отношениях внутренних и внешних юристов – оплата услуг консультантов, или биллинг. Как объяснил Андрей Яковлев, директор юридической фирмы «МаТИК. Яковлев и партнеры», здесь существует несколько вариантов: почасовая оплата, фиксированная цена и процент от суммы сделки.

Как правило, фиксированная сумма устанавливается за услуги по несложным делам, где мала степень риска, поэтому расценки невысокие. В делах средней сложности обычно используются фиксированная цена или почасовая оплата. Фиксированный процент от взыскиваемой суммы или договорная цена применяются в особо сложных делах, где используются специалисты высокого класса. Например, это судебное представительство или взыскание долгов.

Свой взгляд на проблемы биллинга представили и корпоративные юристы. По мнению Сергея Васильева, начальника юридического департамента РАО «ЕЭС России», для клиента предпочтительнее фиксированная сумма. Такой вариант оплаты защищает его от возможных «сюрпризов» со стороны юристов.

Использовать плату в виде процента от суммы сделки имеет смысл в случае привлечения эксклюзивных исполнителей. Этот способ обеспечивает высокую заинтересованность со стороны консультантов в положительном исходе дела, однако он недостаточно объективен. Соглашаясь же на повременную оплату, клиент может столкнуться с тем, что консультант сознательно затягивает время ради большего вознаграждения.

Клиент превыше всего

Чтобы убедить корпоративную юрслужбу обратиться за помощью к сторонним консультантам, последним необходимо уделять большое внимание взаимоотношениям с клиентами. Андрей Гольцблат , управляющий партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», выделил основные факторы, влияющие на эти отношения.

Прежде всего это соответствие ожиданиям клиента и высокий уровень сервиса. Как правило, клиент ждет от юристов готовых и качественных решений своих проблем. Ему не понравится, если стоимость услуг после их оказания существенно превысит заранее согласованный бюджет. Не обрадует никого и нарушение оговоренных сроков. Другой блок факторов – это эффективная система коммуникаций. Чтобы хорошо понимать проблемы клиента, надо знать индустрию, в которой он работает, его профессиональный язык, менталитет.

Существенной проблемой, мешающей развитию отношений юридических фирм с клиентами, является недостаточное использование маркетинга. Как заметил Евгений Тимофеев, управляющий партнер компании Timothy's Legal, обычно продвижение услуг юридической фирмы входит в задачи ее партнеров. Однако они не являются профессионалами в области маркетинга. Поэтому как удержать имеющихся клиентов, так и привлечь новых зачастую очень непросто. Решить эту проблему можно путем маркетинговой подготовки консультантов. Каждый юрист, разговаривающий с клиентом, должен ощущать себя продавцом и активно предлагать свои услуги.

Пора действовать сообща

Итог дискуссии подвел Сергей Пепеляев, управляющий партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Он подчеркнул, что экономический рост в России стал возможен в том числе и благодаря росту качества правовой поддержки бизнеса. И сейчас стратегически выигрывают те юридические компании, которые стремятся сократить количество правовых проблем у клиентов, а не увеличивать их.

Сергей Пепеляев высказал мнение, что пришло время для интеграции в сфере юридического бизнеса. У юристов много общих интересов, которые надо решать сообща, при этом конкуренция не должна мешать развитию партнерских отношений. Г-н Пепеляев поддержал предложение Сергея Васильева о создании саморегулируемой организации на рынке юридических услуг. Основными ее функциями могли бы стать ведение базы данных юридических фирм, экспертиза выставляемых ими счетов и арбитраж между консультантами и их клиентами.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.