Трудовое право

О совмещении и совместительстве: практика применения

Почему работодатель, установивший работнику доплату за совмещение, не смог ее снять?

Почему работодатель, установивший работнику доплату за совмещение, не смог ее снять? Почему работнице, не справляющейся с обязанностями, работодатель вынужден был вернуть полный объем работы? Почему работник, работавший по совместительству, работал во время основной работы и кто был виноват в этом? Снова и снова практика возвращается к вопросам четкого разграничения совмещения и совместительства.

И хотя эта проблема обсуждалась в юридической прессе не раз, государственные инспекторы труда продолжают выявлять нарушения в данном вопросе, решения которого могут быть не так однозначны.

Немного теории

Совмещение и совместительство – понятия настолько разные, что путать их друг с другом, казалось бы, невозможно.
Но на практике даже опытный кадровик допускает ошибки.

Начнем с того, что совместительство и совмещение – понятия, которые употребляются только применительно к трудовой отрасли права. Но на этом их общность заканчивается.

В соответствии со ст. 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство – это вторая работа, при которой оформляется второй трудовой договор, издается второй приказ о приеме на работу, предоставляется второй отпуск, ведется табель учета рабочего времени по работе по совместительству, по желанию работника вносится запись в трудовую книжку.

В соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации совмещение – это выполнение работником с его письменного согласия дополнительной работы наряду с работой, определенной трудовым договором, в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены).

Таким образом, если совместительство – это вторая работа, то совмещение – это не отдельная работа, а лишь дополнительная обязанность к основной работе. Следовательно, если совместительство может существовать без основной работы, то совмещение этого не подразумевает: совмещение может быть только при наличии основной работы, совмещение само по себе невозможно.

В соответствии со ст. 273 Трудового кодекса РФ совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Подчеркиваем: в свободное от основной работы время. Это означает, что на работника, работающего в одной организации на условиях внутреннего совместительства, ведутся два табеля учета рабочего времени: по основной работе и по совместительству. Предположим, по основной работе в организации работник – «воспитатель», и на условиях совместительства заключен трудовой договор по должности «музыкальный руководитель». В одном табеле учета рабочего времени отмечаются его рабочие дни как воспитателя, в другом – как музыкального руководителя. В этой связи необходимо отличать ведение табеля учета рабочего времени на работника, выполняющего работу на условиях совмещения. Исходя из изложенного, если работа по совместительству выполняется в свободное от основной работы время, то работа на условиях совмещения выполняется в пределах рабочего времени – следовательно, в табеле учета рабочего времени дополнительным образом не отражается. И если за работу на условиях совместительства выплачивается заработная плата, то за работу на условиях совмещения устанавливается доплата. Когда при проверках соблюдения трудового законодательства государственными инспекторами труда исследуется данный вопрос, зачастую возникает проблема в толковании предоставленных документов: например, работник, согласно трудовому договору, выполняет работу на условиях совместительства, а в табеле учета рабочего времени отражена только основная работа, в связи с чем не ясно, почему работник не выходит на работу по совместительству и за что в этом случае ему начисляется заработная плата. Или наоборот: работник днем работает, предположим, дворником, по ночам выходит на работу сторожем.

А табель ведется один, заработная плата выплачивается одна, при этом установлена доплата за совмещение, хотя фактически имеют место признаки работы на условиях совместительства, так как вторая работа (сторож) выполняется в свободное от основной работы время.
Поскольку совместительство является второй, самостоятельной работой, то за нее работнику должна начисляться заработная плата вместе со всеми надбавками, районными коэффициентами (в тех регионах, где они преду­смотрены), доплатами, премиями.

За совмещение устанавливается доплата, размер которой, в соответствии со ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливается по соглашению сторон. Доплата эта является лишь частью заработной платы, но не заработной платой в полном объеме.

 

Совместительство

Совмещение

Оформление

Приказ о приеме на работу; трудовой договор

Приказ о совмещении

Занятость рабочего времени

За пределами установленной продолжительности рабочего времени

В рамках установленного рабочего времени

Инициатива стороны трудовых отношений

Инициатива работника

Инициатива работодателя с письменного согласия работника

Табель учета рабочего времени

Отдельный табель учета
рабочего времени для работы 
по совместительству

Один табель учета рабочего времени

Оплата

Заработная плата

Доплата, размер которой определяется сторонами

Отпуск

Предоставляется второй отпуск

Отдельного отпуска за выполнение дополнительных обязанностей не предоставляется

Прекращение

Приказ о расторжении трудового договора

Приказ о снятии доплаты за совмещение в связи с прекращением выполнения дополнительных обязанностей

Правовое обоснование

Ст. 60.2, ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации

Ст. 60.1, ст. ст. 282–288 Трудового кодекса Российской Федерации

Все сказанное можно схематично уложить в таблицу (см. выше).

Что скажет практика?

Рассмотрим несколько ситуаций, возникших у разных работодателей на практике.

Совмещение или совместительство?

Работник принят на должность младшего научного сотрудника. С ним заключен трудовой договор, в соответствии с которым работнику установлен объем работы на 1,5 ставки.

На основании трудового договора издан приказ о приеме на работу, согласно которому работник принят в государственное учреждение на должность младшего научного сотрудника на 1 ставку и 0,5 ставки совместителя. В то же время трудового договора о работе по совместительству с работником не заключалось. При этом фактически работник выполнял работу в пределах нормы рабочего времени, на него велся один табель рабочего времени, что является признаками работы на условиях совмещения, а не совместительства. Приказом на основании личного заявления работника доплата в размере 0,5 ставки была отменена.

В данной ситуации возникает спор: на каких условиях – совмещения или совместительства – трудится работник?

Во­-первых, согласно ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации, приказ о приеме на работу должен соответствовать трудовому договору, чего в данном случае не наблюдается: в трудовом договоре – 1,5 ставки; в приказе о приме на работу 1 ставка – по основной работе и 0,5 ставки по совместительству.

Во-­вторых, имеется очевидное несоответствие. С одной стороны, в приказе о приеме на работу содержится прямое указание на то, что работа в размере 0,5 ставки является совместительством. С другой стороны, отсутствие второго приказа (для работы по совместительству) о приеме на работу, отсутствие трудового договора о работе по совместительству, фактическое выполнение работником работы в пределах рабочего времени свидетельствуют о том, что работа выполнялась на условиях совмещения. Представляется необходимым, чтобы в данном вопросе стороны привели документы в надлежащий вид, решив вопрос, на каких условиях выполняется дополнительная работа. Склоняемся к тому, что дополнительная работа в данном случае выполняется на условиях совмещения, поскольку происходит в рамках одного рабочего времени, за что работнику начислялась не заработная плата, а доплата в размере 0,5 ставки.

Основная работа или совместительство?

Не менее запутанной оказалась ситуация в другом бюджетном учреждении – школе.

Работница принята на работу в школу на должность завуча, согласно трудовому договору от 2003 г. В соответствии с данным трудовым договором данная работа является основной.

В 2006 г. работница была переведена на 0,5 ставки завуча и работала на таких условиях до 2009 г. При этом в нарушение ст. 72 Трудового кодекса РФ соглашение об изменении условий трудового договора с работницей надлежащим образом оформлено не было.

Таким образом, с 2006 по 2009 г. с работницей фактически сложились трудовые отношения на условиях трудового договора на 0,5 ставки завуча. Данный факт подтверждается и расчетными листами, ее тарификацией за соответствующие годы, из которых следует, что на работницу возлагалась нагрузка в объеме 0,5 ставки и заработная плата начислялась в таком же объеме. Учитывая, что фактически стороны на таких условиях продолжали трудовые отношения 3 года, можно говорить о том, что именно на таких условиях эти отношения сложились, хотя и не были приведены надлежащим образом в соответствие с законом.

В это же время по договоренности с работодателем работница начинает вести уроки в 10–11 классах в объеме, соответствующем ставке заработной платы учителя средних общеобразовательных школ – 18 часов в неделю, для этого с ней оформляется трудовой договор по совместительству.

С 01.09.2009 г. работница была переведена на 0,25 ставки завуча, что подтверждается ее тарификацией на 2009–2010 уч. год, лицевым счетом. Данное изменение условий трудового договора работница – также в установленном законом порядке – не обжаловала. Стороны продолжали трудовые отношения на таких условиях еще год. Полагаем, что это может быть расценено как устное согласие работника на изменение условий трудового договора, которые опять же в нарушение закона надлежащим образом оформлены не были. При этом работница продолжала вести уроки в объеме 18 часов в неделю.

Наконец в сентябре 2011 г. с работницы приказом директора были сняты 0,25 ставки завуча и переданы другому работнику. Работодатель мотивировал это тем, что работница не справляется с трудовой функцией завуча, своевременно не составила школьное расписание, не оформила еще ряд необходимых методических документов. Но в этот раз работница на приказе написала, что с данным приказом не согласна, и работодатель был вынужден возвратить первоначальное положение: «вернуть» работнику 0,25 ставки.

Что в результате мы имеем? Изначально нагрузка по основной работе уменьшена с объема ставки заработной платы до 0,25 ставки заработной платы. Обстоятельства позволяют говорить о том, что фактически обе стороны на это согласны, никто изменений трудовых отношений не обжаловал, на этих условиях стороны работали длительное время. Если бы работодатель снял и последние 0,25 ставки, то работой по основному месту работы работница обеспечена бы не была в нарушение ст. ст. 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации, которые гарантируют работнику право на предоставление работы по обусловленной трудовой функции и одновременно обязывают работодателя обеспечивать работника работой. Фактически трудовые отношения по основной работе прекратились бы, но, зная предыдущее развитие истории, можно с уверенностью предположить, что надлежащим образом это опять никто бы не оформил.

Кроме этого, в конечном итоге стороны пришли к тому, что в настоящее время основная работа в должности завуча у работницы сложилась в объеме 0,25 ставки, а работа по совместительству в должности учителя – в количестве часов, соответствующем ставке заработной платы учителя средней общеобразовательной школы. И это при данных условиях позволяет говорить о подмене видов трудовых договоров: основного и по совместительству. Логичнее было бы еще в 2009 году привести фактически сложившиеся условия трудовых отношений в надлежащий вид: работу завуча оформить по совместительству в объеме 0,25 ставки, а работу учителя как основное место работы в объеме ставки заработной платы.

Совместительство во время основной работы?

Работник принят грузчиком к работодателю и по основному месту работы, и по совместительству. В трудовом договоре по совместительству указано, что режим рабочего времени работнику устанавливается в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, в которых, в свою очередь, имелось условие о пятидневной рабочей неделе работников предприятия с 08.00 до 17.00. В то же время, согласно ст. 282 Трудового кодекса, работа по совместительству выполняется в свободное от основной работы время.

Таким образом, не ясно, в какое именно время должен был работать работник, если при работе по совместительству для него начинался рабочий день, когда он оканчивался. Фактически работник работал с 08.00 до 17.00.

Затем работодатель оформил актом невыход работника на работу со дня заключения трудового договора по совместительству и аннулировал трудовой договор по совместительству. А было это сделано для того, чтобы не оплачивать больничный лист: в связи с несчастным случаем на производстве работник предъявил к оплате больничный лист по обоим местам работы. Работник работал в рамках времени, установленного Правилами внутреннего трудового распорядка, на которые ссылался трудовой договор по совместительству, но фактически это было в рабочее время, установленное для основной работы.

Если предположить, что работник выполнял эту работу на условиях совмещения (в основное рабочее время), а не на условиях совместительства (за пределами рабочего времени), то тогда ему следовало платить доплату за совмещение, которая бы вошла в средний заработок работника при его исчислении. Однако и этого сделано не было. В то же время из условия трудового договора по совместительству не было ясно, в какое время работнику выходить на работу по совместительству, и он выходил на нее в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка. Добавим, что в суде первой инстанции работник не смог доказать факта работы по совместительству. В настоящее время работник обратился с кассационной жалобой.

Внутреннее совместительство как уход от сверхурочной работы?

В частном охранном предприятии Государственной инспекцией труда была проведена проверка соблюдения трудового законодательства по жалобе одного из работников. Работник жаловался на огромную переработку. В ходе проверки данный факт подтвердился: охранники действительно работали по 200 и более часов в месяц. Государственным инспектором труда было выдано предписание об оплате работникам переработанных часов, в порядке ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации, в повышенном размере.

Работодатель пояснял, что у него только что открывшееся предприятие и оплачивать работникам в таком размере сверхурочную работу он не сможет. Однако предписание исполнил, а впредь трудовые отношения с охранниками оформлял как по основной работе и по работе на условиях внутреннего совместительства. Тогда эти же 250 часов работы в месяц в результате оформлялись следующим образом: 178 часов – норма часов за месяц, которую и выработал работник, а оставшиеся 72 часа – это работа на условиях совместительства, которая оплачивалась пропорционально отработанному времени в одинарном размере.

Зачастую работа на условиях внутреннего совместительства становится способом ухода от оплаты сверхурочной работы в повышенном размере. В соответствии с Трудовым кодексом сверхурочная работа оплачивается в полуторном (первые два часа) и далее – в двойном размере. Работа по совместительству – пропорционально отработанному времени – в одинарном размере.

Поэтому работодатель, учитывая, что работник ежемесячно перерабатывает у него установленную норму часов, оформляет с ним трудовой договор по совместительству и эти часы становятся не сверхурочными часами, а часами работы по совместительству.

На практике такие случаи часто происходят с работниками, которые работают на должности охранников, сторожей, операторов котельной – то есть работников, работающих на сменном режиме рабочего времени.

Совмещение на условиях трудового договора?

Когда совмещение включено в трудовой договор, это порой становится настоящей головной болью для работодателя. И в этом виноват только он.
Работница принята в организацию бухгалтером.

При приеме на работу работодатель предложил ей, пока временно вакантна ставка кассира, выполнять дополнительно и трудовую функцию кассира до того момента, пока на эту ставку не примут работника. Работница согласилась, и в ее трудовой договор внесли условие о том, что ей установлена доплата за совмещение в определенном сторонами размере, при этом уточнения о том, что эта доплата выплачивается работнику только при условии выполнения ею дополнительных обязанностей, внесено не было.

Работница эту дополнительную работу выполняла, за что получала свою доплату.

Через некоторое время ей перестали платить эту доплату, так как фактически выполнение работницей этих дополнительных обязанностей прекратилось, о чем был издан соответствующий приказ.

Но работница, не согласившись с данным приказом, обратилась в Государственную инспекцию труда. Государственный инспектор труда, учитывая, что доплата была установлена трудовым договором, а снята в одностороннем порядке приказом работодателя, при этом в нарушение ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации не было заключено соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора, выдал работодателю предписание о том, чтобы выплачивать эту доплату работнице, а приказ о ее снятии отменить как изданный с нарушением ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации.

Полагаем, что в данном случае работодателю необходимо было оформить условие об установлении доплаты за совмещение не трудовым договором, а отдельным приказом. Любой документ можно изменить, отменить только документом соответствующего уровня: трудовой договор – соглашением к трудовому договору, поскольку это двусторонний акт, приказ – приказом. Поэтому, изменяя приказом условие трудового договора об установленной работнику доплате за совмещение, работодатель действовал в одностороннем порядке. В связи с изложенным полагаем более целесообразным условие о совмещении устанавливать не в трудовом договоре, а в приказе.

Рекомендуется...

Таким образом, для надлежащего оформления на практике совместительства и совмещения рекомендуется:

– во избежание документальной путаницы необходимо сразу определить, в какое время работник будет исполнять дополнительную работу: в пределах рабочего времени – тогда речь ведем о совмещении (соответствующий приказ/распоряжение, согласие работника, доплата, один табель учета рабочего времени); в свободное от основной работы время – оформляем совместительство (трудовой договор, приказ о приеме на работу, отдельный табель учета рабочего времени, отдельная заработная плата, отдельный отпуск с его оплатой и т. д.);

– оформлять совмещение не путем внесения условия в трудовой договор, а путем издания отдельного приказа, поскольку отменить, изменить приказ можно приказом, а для изменения условий трудового договора требуется соглашение двух сторон;

– если в приказе о совмещении стоит конкретный период, на который действует условие о совмещении работников профессий (должностей) с начислением соответствующей доплаты, то условие о совмещении прекращается с истечением этого срока, при этом издавать отдельный приказ о прекращении выполнения работником обязанностей по совмещению и снятию доплаты не требуется. Если же приказ был издан на неопределенный период и стороны изначально срок не обговорили (например, «пока поработай, а там видно будет»), то для снятия доплаты и прекращения дополнительных обязанностей по совмещению требуется издание отдельного приказа с предварительным уведомлением второй стороны не позднее чем за три дня.

НДС на УСН

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Все говорят о том как плохо УСН-щикам платить НДС. И никто о том, что это шанс для ОСНО остаться с НДС, но не платить налог на прибыль в 2025.

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Начать дискуссию