Право

Материнский капитал — повод для мошенничества

С принятием Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата в России появилась новая форма мошенничества — мошенничество с материнским капиталом в целях его обналичивания, поскольку Закон не предусматривает возможностей и способов получения материнского капитала наличными деньгами.

С принятием Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», вступившего в силу с 1 января 2007 года (далее — Закон), и Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 (далее — Правила), в России появилась новая форма мошенничества — мошенничество с материнским капиталом в целях его обналичивания, поскольку Закон не предусматривает возможностей и способов получения материнского капитала наличными деньгами.

Указанные нормативные акты устанавливают право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось). По данным Пенсионного фонда РФ, по состоянию на сегодняшний день сертификат на материнский капитал получили 3,4 млн российских семей (из них 707 тыс. семей в 2011 году).

Закон, предусматривающий поддержку семей с детьми путем предоставления им материнского (семейного) капитала — средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на указанные цели, предусматривает расчеты с использованием средств материнского капитала только безналичным путем. Владелец сертификата подает заявление в Пенсионный фонд на распоряжение средствами, после рассмотрения и одобрения заявки запрашиваемые суммы перечисляются со счетов ПФР непосредственно на счета соответствующих организаций.

Законные варианты использования материнского капитала также предельно ограничены: на оплату обучения и содержания ребенка в образовательном учреждении на территории России, на формирование пенсионных накоплений матери, ну и, наконец, на средства материнского капитала семья может улучшить условия проживания: купить квартиру или жилой дом, направить их на погашение жилищных кредитов, в том числе ипотечных. При этом важно отметить, что с 1 июля 2012 года владелицы сертификата, направившие средства материнского капитала на накопительную часть пенсии, смогут при выходе на пенсию получить эти средства в виде срочной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть менее 10 лет. При этом если гражданин умирает даже после назначения ему такой выплаты, невыплаченный остаток средств вправе получить его правопреемники.

Законом и Правилами установлены перечень лиц, имеющих право на получение материнского капитала, и порядок выдачи сертификата. Примеры из правоприменительной практики показывают, что при рассмотрении споров, возникающих в связи с отказом от выдачи сертификата на материнский капитал, необходимо исследование всех обстоятельств дела, поскольку, хотя основанием для выдачи материнского капитала является именно факт рождения ребенка, решения судов могут быть противоречивыми. 
Так, в Определении Верховного суда РФ от 26.11.2009 № 29-В09-6 сказано, что необходимо исходить из фактического рождения первого и второго ребенка, отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка не является основанием к отказу и не влияет на наличие права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В Определении судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14.04.2011 № 33-10716 также указано, что отсутствие свидетельства о рождении ребенка, при наличии других доказательств рождения первого ребенка, не может служить основанием к отказу в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал. При разрешении вопроса о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал следует исходить из фактического рождения первого и второго ребенка.

А, например, из Обзора законодательства и судебной практики Ивановского областного суда за 1 квартал 2010 года (утв. постановлением Президиума Ивановского областного суда от 09.04.2010) усматривается, что по конкретному делу вышестоящая инстанция отменила решение суда первой инстанции, который, разрешая спор, необоснованно исходил из фактического рождения у истца первого и второго ребенка и ошибочно посчитал, что факт смерти ребенка на первой неделе жизни и отсутствие свидетельства о рождении ребенка не являются обстоятельствами, препятствующими получению государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предусмотренного статьей 3 Закона. Аналогичный вывод можно увидеть в Определении Московского городского суда от 25.10.2010 № 4г/6-8497. Судебная коллегия с выводом суда о том, что правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго, не согласилась, считая, что он основан на неверном толковании закона. Следует отметить, что с принятием изменений в ФЗ РФ от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», установивший, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, вместо справки о рождении по форме № 26 выдается свидетельство о рождении, вопрос о доказательствах рождения ребенка разрешается в пользу родителей. ФЗ РФ от 28.07.2010 № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала» предусмотрел получение свидетельства о рождении матерям, потерявшим ребенка на первой неделе жизни.

Материнский капитал выдается семьям, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок. Однако в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 года. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 года. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина — ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 года. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т. е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года» С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Указанные примеры подтверждают несовершенство механизма реализации Закона, что приводит к росту коррупции, организованной преступности, позволяет мошенникам разработать ряд схем для получения незаконной выгоды. Сегодня в Интернете, газетах и даже на заборах нередки объявления: «Обналичу материнский капитал. От вас нужен паспорт и копия сертификата. От нас — реальные деньги». В итоге получается, что государственная поддержка в виде материнского капитала, направленная на увеличение рождаемости влечет за собой рост мошенничества с материнским капиталом.

В ряде регионов процветает незаконная торговля сертификатами, при этом задействованной в итоге оказывается большая цепочка заинтересованных лиц. Особенно часто мошенничество с материнским капиталом отмечено в Южном Федеральном округе, где большое число заявлений на право получения материнского капитала подаются с предъявлением недостоверных документов. Так, в 2010 году прокуратура Чеченской Республики выявила ряд фактов хищения средств материнского капитала на общую сумму более 1,5 миллионов рублей. А, например, осенью 2011 года правоохранительными органами города Карачаевска было возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ в отношении местной жительницы, разместившей в общедоступных местах объявления, в которых предлагалось обналичить материнский капитал по цене 6 тысяч рублей. 
После того как законом с 1 января 2009 года было разрешено гасить материнским капиталом ипотечные кредиты, материнский капитал чаще всего использовался для этих целей. Ведь средства материнского (семейного) капитала можно направить на погашение ипотечных кредитов, если стороной договора займа является не только сама женщина, получившая материнский сертификат, но и ее супруг. Особенно популярным это направление использования материнского (семейного) капитала стало в 2011 году.

Данное обстоятельство сразу же сказалось на формах мошенничества. Мошенничество с ипотекой и вообще при расчетах в сфере недвижимости материнским капиталом стало чрезвычайно распространено. Схема обналичивания вроде бы тоже нехитрая, но, пожалуй, самая опасная, поскольку в данном случае родители могут не только лишиться денег, но и оказаться в ситуации, когда придется погашать банковские проценты по кредиту. Причем ипотека оформляется на объекты, контролируемые преступными организациями, так что получить недвижимость в собственность молодая мать все равно не сможет.

В основном схема выглядит так: владелица сертификата с помощью «благодетелей» оформляет ипотечный кредит на покупку жилья, затем риелторская фирма заключает фиктивный договор, согласно которому она якобы приобретает у нее квартиру. Заявление и все требуемые документы отправляются в Пенсионный фонд. В течение двух месяцев после рассмотрения и утверждения заявки специалистами ПФ РФ производится выплата — материнские деньги перечисляются на счета банка. Вот и жительницы Алтайского края нашли вариант превратить свое право на материнский капитал в наличные. Владелицы сертификатов заключали фиктивный договор с риелторской фирмой на покупку участка земли и 1/6 части жилого дома. Интересно, что все договоры были на квартиру по одному и тому же адресу, площадью меньше 20 кв. м.

Возможно применение такой распространенной схемы, как покупка жилья, например, у своих родителей. И жилье приобрели, и деньги в семье остались. Встречается также вариант покупки жилья по завышенной цене, при этом остаток средств возвращается владелице сертификата. Для этого обычно используют непригодную для жилья недвижимость, которую разбивают на несколько частей и продают по цене материнского капитала на момент сделки.

Все предложения по обналичиванию материнского капитала являются мошенничеством, утверждают в Пенсионном фонде, а сама владелица сертификата на материнский капитал, которая соглашается принять участие в предлагаемых схемах, идет на совершение противоправного акта и может быть признана соучастником преступления по факту нецелевого использования государственных средств.

Автоматически любая сделка по обналичиванию материнского капитала рассматривается правоохранительными органами как мошенничество в особо крупных (свыше 300 тыс.) размерах, и владелица сертификата может быть привлечена как соучастник. Необходимо помнить, что в случае незаконного использования средств материнского капитала вся сумма материнского капитала будет взыскана с семьи в пользу отделения пенсионного фонда, где сертификат был выдан.

Пенсионный фонд принимает меры для обеспечения правомерности использования сертификатов. Так, в Нижегородской области в прокуратуру поступило уже 66 обращений от ПФР с целью выяснить, на какие статьи планируют израсходовать средства материнского капитала владельцы сертификатов. Ведь в сговоре с фирмами-однодневками мамочки пытаются обналичить материнский капитал путем проведения сделок по несуществующей недвижимости, при этом они не осознают, что участвуют в преступлении, которое может повлечь за собой преследование по закону.

Органами прокуратуры осуществляется проверка исполнения Закона. Например, в марте 2011 года прокуратура Республики Алтай установила, что жительницы республики, являясь получателями средств государственной поддержки, обналичивали их через фирмы ООО «Бакорфинанс», ООО «Ломбард «АлтайЗолото» и использовали эти денежные средства не по целевому назначению, заключая с директором указанных организаций фиктивные договоры займа на покупку земельного участка и доли квартиры по одним и тем же адресам. Подложные документы женщины предоставляли в Управление ПФР по Республике Алтай для дальнейшего перечисления средств материнского капитала на счета указанных фирм в счет погашения фиктивных договоров займа, хотя ни земельного участка, ни доли квартиры женщины фактически не приобретали. За оказание незаконных услуг работники фирм присваивали около половины средств материнского капитала каждой женщины. В результате мошеннических действий сумма ущерба, причиненного государству, составила 6 млн 624 тыс. руб.

В ноябре 2011 года в Республике Алтай направлено в суд уголовное дело по факту хищения и покушения на хищение бюджетных средств, предназначенных для выплаты материнского капитала, в отношении двух женщин, обвиняемых в хищении средств материнского капитала, предназначенных для выплаты гражданам – получателям государственной поддержки, проживавшим в Республике Алтай. Обманным путем они похитили 11 млн 864 тыс. 400 руб. бюджетных средств, оформляя на имя получателей средств материнского капитала фиктивные разрешения, якобы выданные гражданам на строительство жилых домов, справки о размерах их основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование займом, предоставленным на строительство. В действительности граждане – получатели средств материнского капитала земельных участков под строительство жилья не имели, договоров займа с застройщиками не заключали.

Подводя итог выше сказанного, можно сделать вывод, что положения Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», несмотря на все уже вступившие в силу изменения, по-прежнему требуют доработки с целью обеспечения добросовестного использования средств материнского капитала по целевому назначению, без вреда финансовым и социальным интересам получателей средств.

Начать дискуссию