Автор: Карелина Надежда Борисовна
Регион: Приморский край, г. Владивосток
Должность: начальник юридического отдела, Приморавтотранс
Область права: Административные отношения
Порядок решения проблемы: Судебный № дела А40-22119/11
Суть дела
Компания более 20 лет осуществляет перевозки грузов. Для перевозки международных грузов в 2009 году она включена в реестр таможенных перевозчиков на условиях Таможенного Кодекса РФ. С принятием Таможенного кодекса Таможенного союза компания подала заявление о включении в реестр таможенных перевозчиков на условиях ТК ТС. Однако Федеральная таможенная служба России отказала перевозчику в переоформлении документов на новых условиях. Только в суде удалось отстоять интересы компании и добиться ее включения в реестр таможенного перевозчика на условиях ТК ТС.
Задача и ее решение
Признание незаконным отказа во включении ОАО «Приморавтотранс» в реестр таможенных перевозчиков на условиях действующего законодательства и включение ОАО «Приморавтотранс» в реестр таможенных перевозчиков на условиях ТК ТС.
Суть дела
ОАО «Приморавтотранс» осуществляет грузовые перевозки автомобильным транспортом на территории Дальневосточного региона. В соответствии с Таможенным кодексом России для осуществления международных грузовых перевозок было включено в реестр таможенных перевозчиков. В связи с введением в действие Таможенного кодекса Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17),(далее по тексту ТК ТС) который вступил в силу с 6 июля 2010 г. в Российской Федерации и применяется c 1 июля 2010 г. лица, являющиеся таможенными перевозчиками и осуществляющие деятельность в области международных перевозок обязаны подать заявление о включении в реестр таможенных перевозчиков на новых условиях.
Так как ОАО «Приморавтотранс» был ранее включен в реестр таможенных перевозчиков и в силу п. 3 стати 367 ТК ТС продолжал осуществлять международные перевозки грузов, в соответствии с которой установлено, что таможенные перевозчики, созданные до вступления в силу настоящего Кодекса, вправе осуществлять перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории законодательством таможенного союза, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в силу настоящего Кодекса без подтверждения своего статуса.
20.12.2010 года ОАО «Приморавтотранс» обратилось с заявлением в Федеральную таможенную службу России (далее по тексту – ФТС России) о включении в реестр таможенных перевозчиков на условиях Таможенного кодекса Таможенного союза в соответствии с условиями установленными статьей 19 ТК ТС. 31.01.2011 года Федеральная таможенная служба России отказала во включении в реестр таможенных перевозчиков на условиях Таможенного кодекса Таможенного союза. Доводами ФТС России об отказе в реестр таможенных перевозчиков были во -первых, в отсутствии у заявителя, т.е. у ОАО «Приморавтотранс» таможенного обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по обязательствам таможенного перевозчика в ФТС России, в случае возникновения у таможенного перевозчика обязанности по уплате таможенных платежей, налогов за счет обеспечения в пользу ФТС России.
По мнению ФТС России представленная заявителем копия договора залога недвижимого имущества в качестве таможенного обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, не может рассматриваться в качестве обеспечения по статье 86 ТК ТС, так как заключена между ОАО «Приморавтотранс» и Дальневосточным таможенным управлением, а ОАО «Приморавтотранс» обратился в ФТС России, который и обеспечивает включение в реестр и выдачу свидетельства и который не заключал договора залога недвижимого имущества.
Во-вторых, ФТС России считало, что у заявителя имелись факты административного нарушения в области таможенного дела в течении одного года (за 2010 год), до дня обращения в таможенный орган. Не согласившись с незаконным отказом ФТС России во включении в реестр таможенных перевозчиков на условиях Таможенного кодекса Таможенного союза ОАО «Приморавтотранс» отстаивало свои интересы в суде по следующим основаниям:
В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" условия включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков установлены статьей 19 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В силу ст. 19 ТК ТС условиями включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков являются:
1) осуществление этим лицом деятельности по перевозке грузов в течение не менее 2 (двух) лет на день обращения в таможенный орган;
2) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем двумстам тысячам евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;
3) наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;
4) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
5) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
6) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - членов таможенного союза;
7) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
Одним из оснований включения в реестр таможенных перевозчиков Таможенного Союза является обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем двумстам тысячам евро, по курсу валют (в силу п. 2 ст. 19 ТК ТС).
В силу п.1 ст. 86 ТК ТС одним из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов является залог имущества. На момент подачи заявления о включении в реестр таможенных перевозчиков на условиях ТК ТС ОАО «Приморавтотранс» отвечал всем требованиям и условиям установленных в ст.19 ТК ТС и предоставил обеспечение уплаты таможенных пошлин в виде залога имущества. Залог имущества был подтвержден заключенным договором залога без передачи заложенного имущества залогодержателю б/н от 10.04.2009 года и дополнительное соглашение № 1 от 23.04.2009года, заключенных между ОАО «Приморавтотранс» и Дальневосточным таможенным управлением ФТС России на сумму 20 000 000 рублей.
В суде удалось доказать, что договор залога имущества заключенный между ОАО «Приморавтотранс» и Дальневосточным таможенным управлением ФТС России является надлежащим документом, обеспечивающим уплаты таможенных пошлин, налогов в виде залога имущества и может рассматриваться в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей при включении в реестр таможенных перевозчиков.
Поскольку залогодержателем данного договора выступает Дальневосточное таможенное управление, которое является таможенным органом России на основании Приказа ФТС от 12 января 2005 г. № 7 "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне" (Далее Положение).
А в силу п. 1 Приложения № 1 к Положению Региональное таможенное управление (РТУ) является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ.
Более того, в заявлении на включение в реестр таможенных перевозчиков в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза осуществление деятельности ОАО «Приморавтотранс» в области таможенного перевозчика является Дальневосточный регион.
Поскольку Дальневосточное таможенное управление является Региональное таможенное управление и входит в единую систему таможенных органов РФ, то заключенный договор залога б/н от 10.04.2009 года на сумму 20 000 000 рублей является надлежащим способом уплаты таможенных платежей сроком до 31 декабря 2013 года.
В силу п.12. ст. 322 Федерального Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" банковские гарантии, договоры о залоге товаров и иного имущества и договоры поручительства, принятые в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, применяются в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по соответствующим обязательствам, определенным таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, до истечения срока их действия.
Поскольку срок действия договора залога без передачи заложенного имущества залогодержателю б/н от 10.04.2009 года и дополнительное соглашение № 1 от 23.04.2009 года, заключенных между ОАО «Приморавтотранс» и Дальневосточным таможенным управлением ФТС России на момент подачи заявления не истек, то в суде было доказано, что отказ ФТС России о включении в реестр таможенных перевозчиков в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза являлся незаконным.
Вторым основанием отказа о включении в реестр таможенных перевозчиков в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, по мнению ФТС России, явилось наличие у ОАО «Приморавтотранс» административных нарушений в 2010году. Доводом ФТС России служило то обстоятельство, что в соответствии с подпунктом п. 2 статьи 67 ТК ТС и условием для включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков является отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11, 16.15 и частями 2 и 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На момент подачи заявления у ОАО «Приморавтотранс» были административные нарушения.
Однако, в суде удалось отстоять свою позицию о не применении п. 2 статьи 67 ТК ТС. Поскольку ОАО «Приморавтотранс» подало заявление о включении в реестр 20.12.2010 года, то данные правила об административных нарушениях на него не распространяются. Так как в силу п. 7 ст. 322 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации»», при принятии решений о включении в соответствующий реестр таможенного перевозчика до 31 декабря 2010 года не применяются условия, установленные частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона, при их включении соответственно в реестры таможенных перевозчиков.
Итог: Решением арбитражного суда г. Москвы от 21.07.2011года по делу № А40-22119/11 149-3 были признаны незаконным решение Федеральной таможенной службы России об отказе во включение ОАО «Приморавтотранс» в реестр таможенных перевозчиков в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и действия Федеральной таможенной службы России, выразившиеся в невключении ОАО «Приморавтотранс» в реестр таможенных перевозчиков. Решением арбитражного суда г. Москвы была возложена обязанность на ФТС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Приморавтотранс» путем включения в реестр таможенных перевозчиков. Постановлением девятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2011 года по делу А40-22119/11 149-3 решение оставлено в силе. Поскольку ОАО «Приморавтотранс» признало в суде действия таможенного органа незаконными и было включено по решению суда в реестр таможенных перевозчиков, то в настоящее время готовиться заявление о причинении убытков незаконными действиями ФТС России за период с 01.01.2011 года до момента включения в реестр до 01.02.2012 года, так как за время судебных споров ОАО «Приморавтотранс» для исключения неисполнения заключенных международных контрактов вынуждено было осуществлять деятельность по перевозке международных грузов под таможенным сопровождением других юридических лиц.
Чего удалось добиться
Удалось восстановить нарушенные права компании путем включения в реестр таможенных перевозчиков и продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность в области международных перевозок грузов.
Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» -вы можете проголосовать за него.
Начать дискуссию