Автор: Шевченко Анастасия Сергеевна
Регион: Красноярский край, г. Красноярск
Должность: начальник юридического отдела, ООО "АэроГео"
Область права: Договорные отношения
Порядок решения проблемы: Судебный № дела А33-14408/2009
Суть дела
ООО «АэроГео» выполняет авиационные работы, для которых обязательно метеорологическое обслуживание. На территории Красноярского края существует одна организация, предоставляющая метеорологические услуги. Предлагаемый договор на метеоуслуги содержал условия, ущемляющие права ООО «АэроГео». ООО «АэроГео» вынуждено фактически пользоваться услугами и оплачивать их на кабальных условиях. Необходимо привести договор в соответствие с законодательством РФ и взыскать неосновательное обогащение.
Задача и ее решение
Основной деятельностью Общества с ограниченной ответственностью «АэроГео» (далее по тексту – ООО «АэроГео») является выполнение авиационных работ. Специфика деятельности ООО «АэроГео» заключается в том, что ООО «АэроГео» выполняет авиационные работы по заявкам заказчиков данных работ, полеты зачастую кратковременны. Выполнение данного вида работ возможно, только при обязательном метеорологическом обслуживании. На территории Красноярского края единственной организацией, предоставляющей данные виды услуг является Автономное некоммерческое образование «Среднесибирское Метеоагентство» (далее по тексту – АНО «Среднесибирское Метеоагентство»). АНО «Среднесибирское Метеоагентство» занимает доминирующее положение на рынке, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что подтверждается также решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17.06.2008.
АНО «Среднесибирское Метеоагентство» направило в адрес ООО «АэроГео» проект договора на метеорологическое обеспечение полетов на 2009 год, содержащий ряд условий, ущемляющих права ООО «АэроГео» и противоречащих действующему законодательству Российской Федерации. Стороны не смогли согласовать условия договора, в связи с отказом АНО «Среднесибирское Метеоагентство». ООО «АэроГео» было вынуждено фактически пользоваться услугами и оплачивать услуги АНО «Среднесибирское Метеоагентство» на кабальных условиях первоначального проекта договора.
Задачи, стоящие перед участником при решении данной проблемы
На первом этапе
- заключение договора, с условиями, соответствующими действующему законодательству РФ и не ущемляющими права ООО «АэроГео»;
На втором этапе:
- взыскание суммы неосновательного обогащения с АНО «Среднесибирское Метеоагентство» за весь период.
Способ решения проблемы
Первый этап. Обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
ООО «АэроГео» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Красноярскому краю с заявлением о возбуждении дела в отношении Автономной некоммерческой организации «Среднесибирское метеоагентство» по нарушению антимонопольного законодательства и выдаче предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом. Основными доводами ООО «АэроГео» исходя из условий проекта договора являлись следующие доводы.
1. АНО «Среднесибирское Метеоагентство» обязывает производить оплату метеорологического обеспечения за каждый самолетовылет.
Метеорологическое обеспечение полетов осуществляется в соответствии с Наставлением по метеорологическому обеспечению Гражданской авиации России, утвержденного Приказом Росгидромета №131 и Министерства транспорта РФ №111 от 27 декабря 1995 года «Об утверждении и введение в действие временного Наставления по метеорологическому обеспечению полетов гражданской авиации». Договором предусмотрена оплата метеорологического обеспечения полетов за каждый самолетовылет (1 самолетовылет – 1 взлет-посадка одного воздушного судна). Пункт 9.1.2 Наставления по метеорологическому обслуживанию гражданской авиации устанавливает предоставление прогноза погоды по всему маршруту следования. Однако при промежуточной посадке воздушного судна сотрудники АНО «Среднесибирское Метеоагентство» требуют от экипажа ООО «АэроГео» получения дополнительного прогноза, так как по условиям договора оплачивается каждый самолетовылет. Кроме того в п.п. 8.1.2., 9.1.1. Наставления по метеорологическому обслуживанию гражданской авиации указано, что авиационные работы обеспечиваются прогнозами погоды, составляемых на 6 и 9 часов по соответствующему маршруту полета. Наставление по метеорологическому обслуживанию гражданской авиации не устанавливает, что прогноз погоды действует только для воздушного судна на период 1 взлет-посадки. Поэтому при вылете экипажу воздушного судна должна быть предоставлена полная информации по соответствующему маршруту полета независимо от количества посадок.
2. Требование суммы аванса, превышающей размер оплаты за выполненный объем работы за отчетный период.
Размер аванса в проекте договора определен в твердой денежной сумме. В соответствии с пунктом 2 статьи 711 Гражданского кодекса РФ Подрядчик (в данном случае – АНО «Среднесибирское Метеоагентство») вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда. Законом не определен порядок оплаты за метеорологическое обеспечение полетов.
Исходя из систематического толкования норм Гражданского кодекса РФ можно прийти к выводам, что аванс или предоплата предполагает собой некоторую денежную сумму, которую одна сторона договора должна до начала исполнения обязательства уплатить другой стороне. В данном случае АНО «Среднесибирское Метеоагентство» требовало оплаты, в том числе, и той денежной суммы, которую ООО «АэроГео» и не должно уплачивать за отчетный период.
3. АНО «Среднесибирское Метеоагентство» обязывает производить оплату с повышенным коэффициентом за пресечение зоны ответственности органа управления воздушным движением, который не предусмотрен нормативно-правовыми актами Российской Федерации и отказывалось применять в своей деятельности Приказ Министерства транспорта РФ №110 от 02.10.2000 года «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ»
В соответствии с п. 4 ст. 421, ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае если содержание условий договора установлено законом или иными правовыми актами, то стороны при заключении договора обязаны ими руководствоваться.
Согласно статьям 69 и 64 Воздушного кодекса РФ предоставление метеорологической информации осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Пунктом 3.5 Перечня аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве РФ (Приказ Министерства транспорта РФ №110 от 02.10.2000 года «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ») определены ставки метеорологического сбора. Так подпунктом 3.2. Приказа №110 от 02.10.2000 установлено, что сбор осуществляется за вылет воздушного судна и применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе воздушных судов, с коэффициентом для вертолетов – 0,5. Однако данный коэффициент не применяется АНО «Среднесибирское Метеоагентство». Неприменение данного коэффициента существенно и необоснованно увеличивало затраты ООО «АэроГео» и ставило в невыгодные условия.
АНО «Среднесибирское Метеоагентство» необоснованно отказывалость применять вышеуказанные коэффициенты.
Более того, в предлагаемом договоре предоставление метеорологической информации ООО «АэроГео» связано с пределами зоны ответственности управления воздушным движением соответствующего базового аэропорта. Это представляется неверным, поскольку в соответствии с п. 8.1.1 и 8.1.2 Наставления по метеорологическому обслуживанию гражданской авиации 1995 экипаж воздушного судна должен обеспечиваться метеорологической информацией соответствующей маршруту, продолжительности полета. Установление в договоре повышающего коэффициента 1,24 за каждую пресекаемую зону управления воздушным движением также является незаконным потому, что в соответствии с приказом от 11.12.2006 года №358/69/58 «О введении в действие Перечня площадей (квадратов) и карты-схемы для метеообеспечения полетов по выполнению авиационных работ на территории Красноярского УГАН ФСНСТ» утверждены и закреплены площади (квадраты) для метеорологического обеспечения полетов за авиационными метеорологическими подразделениями, а не органами управления воздушным движением, которые не совпадают с зонами управления воздушным движением.
Таким образом, АНО «Среднесибирское Метеоагентство» отказывалось приводить проект договора в соответствие с законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 части 1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются ущемление интересов других лиц, в том числе действия, выражающиеся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящиеся к предмету договора.
Помимо изложенного, принуждение к заключению договора на невыгодных условиях осуществляется путем уклонения АНО «Среднесибирское Метеоагентство» от согласования с заявителем ООО «АэроГео» условий, включенных в договор, что подтверждалось протоколами разногласий к проекту договора, направляемых АНО «Среднесибирское Метеоагентство» ООО «АэроГео», которые фактически копируют условия проекта договора.
Таким образом, исходя из изложенного АНО «Средснесибирское Метеоагентство» в договоре обязывало ООО «АэроГео» оплачивать стоимость не оказываемых услуг, фактически требовало двойной оплаты предоставленной информации, а также требовало оплаты услуг, которые не оказывались при пересечении зоны ответственности, закрепленной за другими органами управления воздушным движением. Данные условия ущемляли права ООО «АэроГео».
Итоги первого этапа
Управление Федеральной антимонопольной службы России по Красноярскому краю вынесло решение от 9 июля 2009 года по делу №038-10-09 о признании спорных условий договора невыгодными для Заявителя, а действия Ответчика нарушающими статью 10 ФЗ «О защите конкуренции». В отношении Ответчика было вынесено предписание, согласно которого Ответчик обязан согласовать спорные условия договора. По данному делу также вынесено решение Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-14408/2009. Договор был согласован сторонами и приведен в соответствие с нормативно-правовыми актами РФ.
Второй этап. Обращение в Арбитражный суд Красноярского края.
На основании решения Управления Федеральной антимонопольной службы РФ от 9 июля 2009 года по делу №038-10-09 ООО «АэроГео» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к АНО «среднесибирское Метеоагентство» о признании ничтожным договора на метеообслуживание в части и взыскании суммы неосновательного обогащения.
АНО «Среднесибирское Метеоагентство» ссылаясь на решение Арбитражного суда Красноярского края делу №А33-14408/2009, предложило ООО «АэроГео» подписать договор А-02/09/01 на авиаметеорологическое обеспечение полетов от 06.02.2010 года. ООО «АэроГео» подписало данный договор. Однако позже было обнаружено, что в договоре ошибочно сделана ссылка на пункт 2.3.2 Министерства транспорта РФ №110 от 02.10.2000 года «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ», а не на пункт 3.5.2. Министерства транспорта РФ №110 от 02.10.2000 года «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ», что является существенным, так как данные пункты определяют разные виды сборов и разные способы исчисления ставки соответствующего сбора.
В соответствии с Пунктом 3.5 перечня аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве РФ (утвержден Приказом Минтранса РФ №110 от 02.10.2000 года) определены ставки метеосбора. Так подпунктом 3.2. установлено, что сбор осуществляется за вылет воздушного судна и применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе воздушных судов:
- воздушные суда до 5 тонн включительно (эксплуатируемые ООО «АэроГео» вертолеты R44, Ми-2) - 0,25;
- воздушные суда свыше 5 тонн до 12 тонн включительно (эксплуатируемые ООО «АэроГео» самолеты Ан-2) - 0,5;
- вертолеты свыше 12 тонн (эксплуатируемые ООО «АэроГео» вертолеты Ми-8) - 0,5.
Однако данные коэффициенты не применялись АНО «Среднесибирское Метеоагентство».
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В данном случае, заключенный договор не соответствует требованиям законодательства, применяемым к установлению ставок сборов за метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов.
На основании изложенного ООО АэроГео» требовало признать пункт 3.1.1. договора №А-01/09/01 от 6 февраля 2010 противоречащим правовому акту – Приказу Министерства транспорта РФ №110 от 02.10.2000 года «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ» и признанию его ничтожным.
Так как АНО «Среднесибирское Метеоагентство» не применяло коэффициенты, установленные нормативно-правовым актом, ООО «АэроГео» оплачивало его услуги почти в двойном размере.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иным и правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Согласно расчета излишне уплачено ООО «АэроГео» в пользу АНО «Среднесибирское Метеоагентство» 6 282 072,62 (Шесть миллионов двести восемьдесят две тысячи семьдесят два) рубля 62 копейки.
Итоги второго этапа
16.11.2010 решением Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-7290/2010 было частично удовлетворено исковое заявление ООО «АэроГео» к АНО «Среднесибирское Метеоагентство», пункт 3.1.1. договора №А-01/09/01 от 06.02.2010 на авиаметеорологическое обеспечение полетов, заключенного между АНО «Среднесибирское гидрометеорологическое агентство» и ООО «АэроГео», взыскано с АНО «Среднесибирское гидрометеорологическое агентство» 6 276 774 рублей 62 копейки неосновательного обогащения, 54 364 рублей 48 копеек расходов по оплате государственной пошлины, в доход государства взыскано 2 000 рублей государственной пошлины. Третий арбитражный суд Красноярского края постановлением от 28 марта 2011 по делу №А33-7290/2010 оставил решение в силе. Кассационным определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2011 года принятые решения оставлены без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения. Определением №ВАС-13479/11 от 01 декабря 2011 года отказано в передаче дела в Президиум Высшего арбитражного суда.
Чего удалось добиться
Управление Федеральной антимонопольной службы России по Красноярскому краю вынесло решение от 9 июля 2009 года по делу №038-10-09 о признании спорных условий договора невыгодными для Заявителя, а действия Ответчика нарушающими статью 10 ФЗ «О защите конкуренции». 16.11.2010 решением Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-7290/2010 было частично удовлетворено исковое заявление ООО «АэроГео» к АНО «Среднесибирское Метеоагентство», взыскано 6 276 774 рублей 62 копейки неосновательного обогащения.
Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» - вы можете проголосовать за него.
Начать дискуссию