Право

Вред дорогам: разрешение или возмещение?

С апреля 2011 г. существенно увеличились суммы, взимаемые за причинение вреда дорогам автомобильным транспортом.
Вред дорогам: разрешение или возмещение?
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

С апреля 2011 г. существенно увеличились суммы, взимаемые за причинение вреда дорогам автомобильным транспортом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 в редакции от 16.04.2011 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

В Свердловской области размер вреда регулируется Постановлением Правительства Свердловской области от 09.03.2010г. № 361-ПП «О размере вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Свердловской области», с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, в т.ч. иностранных, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы, взимается плата за вред, наносимый автомобильным дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.

Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»)

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 установлены предельно-допустимые осевые нагрузки транспортного средства и предельно допустимая масса транспортных средств

Даже при общей массе транспортного средства в пределах нормы, при превышении предельных осевых нагрузок транспортного средства, данные транспортные средства относятся к перевозящим тяжеловесные грузы и вред, причиняемый ими автодорогам, подлежит возмещению.

Есть, конечно, и исключение из правил. В частности, в соответствии с Постановлением Правительства Кировской области № 144/122 временное ограничение движения не распространяется на международные перевозки грузов, оформленные международной транспортной накладной CMR; на пассажирские перевозки автобусами, в том числе международные; на перевозки пищевых продуктов и прочие.

Таким образом, в случае превышения массы транспортного средства и/или осевых нагрузов, составляется акт, которым устанавливается размер вреда. Расчет вреда осуществляется либо в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 934, либо с актом соответствующего органа власти того населенного пункта, которым установлены ограничения.

Вынесенный акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе или нагрузке на ось не является штрафом, и организация, его вынесшая не является органом власти, соответственно его нельзя обжаловать в суде.

Каким образом взыскивается вред?

Если лицо добровольно  не оплачивает вред, то его выплата взыскивается в судебном порядке. Для этого, в соответствии с вынесенным актом, например, Дорожный комитет Кировской области подает исковое заявление в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Срок исковой давности составляет 3 года.

В соответствии со сложившейся судебной практикой, суды взыскивают указанный вред в полном объеме.

Как избежать  подобной ситуации?

В соответствии с инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов (утв. Минтрансом РФ, МВД РФ и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ 27 мая 1996 г.) подается заявление в соответствующие дорожные органы, с территории обслуживания которых начинается маршрут движения транспортного средства, для получения разрешения на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Информация о режиме работы подведомственных организаций Росавтодора размещена на официальном сайте Росавтодора по электронному адресу в Интернете: www.rosavtodor.ru.

Например, заявление на получение разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также перегона аналогичных транспортных средств по региональным автомобильным дорогам Свердловской области подается в отдел сохранности автодорог Управления автомобильных дорог (Государственное казенное учреждение Свердловской области). Заявление (бланки на сайте http://www.soguuad.ru) должно содержать сведения о характере груза, параметрах массы и габаритах транспортного средства, предполагаемых сроках перевозки, маршруте движения, схемы автопоезда с указанием количества осей, межосевых расстояний и осевых нагрузок. Сведения, приведенные в заявлении, заверяются подписью руководителя или заместителя и печатью организации или подписью физического лица, осуществляющих перевозку. В зависимости от вида и характера перевозок пользователи транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, могут получать разовые разрешения (согласования) или разрешения (согласования) на определенный конкретный срок.

Превентивно получая указанное разрешение (порядок расчета и ставки указаны в Положении, утвержденном Минтрансом РФ от 30.04.1997 г), перевозчик избавляет себя от значительных расходов, т. к. ставки за разрешение существенно ниже взыскиваемого размера вреда. 

Начать дискуссию

❗ Отгул за работу в выходной надо будет предоставить в течение года. Оплатить неиспользованные лучше уже сейчас, предупреждает эксперт

Вместо двойной оплаты за работу в выходной день сотрудник может выбрать одинарную оплату и дополнительный выходной – отгул. Теперь в ТК четко пропишут срок его предоставления и компенсацию за его непредоставление.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ВЭД

Как бухгалтерам и директорам компаний начать работать с Китаем

Китайские предприниматели славятся тем, что могут сделать любой товар, любого качества и в любом количестве. Однако есть много негативных отзывов по работе с Китаем, а также сложности в оплате. Разберемся, как сейчас можно работать с Китаем и какие есть подводные камни.

1

Помогают ли налоги развивать ваш бизнес или как законно оптимизировать расходы?

Помогают ли налоги развивать ваш бизнес или как законно оптимизировать расходы?
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

⚡ В Думу внесли законопроект с масштабными поправками в НК

Обнародованы поправки в НК с 2025 года с прогрессивной шкалой по НДФЛ, новыми лимитами по УСН и т. д., разработанные Минфином.

Хакеры атакуют магазины «Верный»

Сеть «Верный» перестала принимать онлайн-заказы и оплату по карте.

Женщинам с двумя детьми хотят сократить на час рабочую неделю

Мамы двух и более детей будут работать 39 часов в неделю, что позволит им проводить с семьей больше свободного времени.

5
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сколько денег забирать из бизнеса?

Это очень частый вопрос в моей практике.

Сколько денег забирать из бизнеса?
Отпуска

Цифра дня. Про подработку

Многие россияне подрабатывают в отпуске ради дополнительного дохода.

Цифра дня. Про подработку

Маркированные товары и ПСН: чем можно, а чем нельзя торговать на патенте

На патенте нельзя продавать маркированные товары — это миф, который блуждает по просторам интернета. Все зависит от того, каким именно товаром вы торгуете. Разберемся, что из маркируемой продукции нельзя, а что можно продавать на патенте.

Маркированные товары и ПСН: чем можно, а чем нельзя торговать на патенте

Блогер Блиновская подала заявление о банкротстве

Арбитражный суд принял заявление Елены Блиновской о банкротстве. Обращение блогер подала из СИЗО.

Календарь по маркировке товаров 2024-2025 год: шпаргалка для бизнеса

Большое количество нововведений связано с обязательной маркировкой: добавляются новые продуктовые группы, проводятся эксперименты по маркировке разных товаров. Чтобы помочь предпринимателям разобраться в этом потоке информации, составили — календарь-шпаргалку, который позволит быстро и легко ориентироваться в актуальных законодательных требованиях. 

Календарь по маркировке товаров 2024-2025 год: шпаргалка для бизнеса

При неуплате вывозных таможенных пошлин экспорт считается незаконным и ставку НДС 0% применять нельзя

Для подтверждения ставки НДС при экспорте нужно сдать электронный реестр, в котором указывают данные таможенной декларации. Если ее нет, то нет и ставки НДС 0%.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

В Госдуму внесли законопроект с изменениями в налоговую систему

Кабмин направил в Госдуму пакет законов, которые изменят налоговую систему РФ с 2025 года.

С 8 июня — новые основания для отказа в госрегистрации прав на недвижимость

Росреестр изменил порядок выездного приема и курьерской доставки документов для регистрации прав на недвижимость.

Путешествие по островкам налоговых льгот: республика Мордовия

Продолжаем путешествие по захватывающим налоговым оазисам России, и сегодня наш маршрут ведет нас в удивительную Республику Мордовия — волшебное место, в котором сочетаются древняя история, красивая природа и современные технологии.

Путешествие по островкам налоговых льгот: республика Мордовия

Компенсация за незаконное уголовное преследование. Сколько стоит свобода

Каждый гражданин, пострадавший от незаконного уголовного преследования, имеет право на возмещение как имущественного, так и морального вреда. Но легко ли такую компенсацию получить и что для этого необходимо? Разбираемся с законом и судебной практикой.

Компенсация за незаконное уголовное преследование. Сколько стоит свобода

«Додо Пицца» будет судится с Telegram

Компания «Додо Пицца» хочет забрать телеграм-канал под названием Dodo Pizza, а также изменить условия использования мессенджера, чтобы юзеры не могли устанавливать в качестве ников названия известных брендов.

Налоговики хотят пояснения от компаний, которые не сдают ЕНП-уведомления. Опрос

При начислении и выплате зарплаты организации должны сдавать уведомления по ЕНП на НДФЛ и страховые взносы.

1
Кадры

Глава РАН: проблема кадров связана с ЕГЭ и школьной подготовкой

Школьники и преподаватели все больше ориентированы на то, как подготовиться к ЕГЭ. Но пока что действующая система образования не использовала все механизмы, поэтому отменять единый экзамен было бы преждевременным решением.

Интересные материалы

Как ИП уменьшить патент на страховые взносы в 2024 году

В 2024 году ИП, которые работают на патенте (ПСН), как и прежде, могут уменьшать его стоимость на страховые взносы. Рассказываем, по каким правилам производится уменьшение.

Как ИП уменьшить патент на страховые взносы в 2024 году