Банки

Первое преступление бесплатно

Бизнес-омбудсмен выдвинул предложения по уменьшению наказаний по экономическим статьям.

«Если это будет реализовано, то Уголовный кодекс перестанет быть средством запугивания предпринимателей». Так эксперты оценивают предложения уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова президенту Владимиру Путину. В частности, было предложено не наказывать за экономические преступления, совершенные впервые, – при ряде условий.

В четверг Борис Титов рассказал Владимиру Путину о планах работы на посту уполномоченного по защите прав предпринимателей. Этот пост он занял в конце июня, практически сразу же заявив, что будет добиваться изменения законодательства в части смягчения наказаний за экономические преступления. От своих слов Титов не отступил.

Первые шаги

На встрече с главой государства он предложил открывать уголовные дела по финансовым преступлениям или спорам лишь после того, как эти споры рассмотрят в гражданских судах. «Нужно со специалистами поговорить, – отреагировал президент, слова которого приводит сайт Кремля. - Или  мы переводим в сферу гражданско-правовой ответственности, или оставляем в уголовно-правовой; это отдельная тема».

Кроме того, омбудсмен предложил внести изменения в статью УК, посвященную мошенничеству.

«Нужно сделать специальный состав по предпринимательской деятельности с измененными условиями наказаний – что считать крупным правонарушением и сверхкрупным, – пояснил Титов. – Мы хотели бы сегодня предложить еще ряд новаций: в уголовном порядке не наказывать по экономическим статьям, если это правонарушение совершено впервые и если полностью возмещен ущерб, а также рассмотреть возможность сокращения сроков погашения судимости». Титов предложил «сократить этот срок до двух лет».

Отдельное внимание он обратил на важность реализации в специальном законе предложения по полномочиям омбудсмена. «Мы подготовили концепцию закона, который мы хотели бы обсудить и потом переложить уже в форму законодательного акта», – сообщил омбудсмен. Одним из основных ее моментов он назвал «возможность приостанавливать действия чиновников, то есть нормативные – ненормативные законодательные акты муниципальных, региональных ведомств и властей».

На встрече также зашла речь о развитии института уполномоченного. Титов предложил, чтобы финансовые омбудсмены в регионах назначались местными властями, но по представлению федерального уполномоченного. Помимо этого, он считает необходимым создать приемные для защитников бизнесменов.

Полным ходом, по его словам, идет выстраивание работы омбудсмена с правоохранительной системой. «Назначен заместитель генерального прокурора, который будет отвечать за работу с предпринимательским сообществом по защите интересов, прав предпринимателей», – сообщил омбудсмен, добавив, что уполномоченный мог бы войти в состав коллегии прокуратуры, чтобы оперативно реагировать на жалобы и обращения предпринимателей.

«УК перестанет быть средством запугивания»

Предложение омбудсмена об обязательном предварительном рассмотрении предпринимательских споров в гражданском суде у опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов не вызвало особых эмоций.

«По-видимому, омбудсмен все-таки имел в виду арбитражные суды, поскольку именно они рассматривают все споры, основанные на коммерческой деятельности граждан и организаций», – комментирует  Сергей Варламов, партнер юридической компании «Налоговик».

Сейчас, по его словам, в случае сомнительных сделок такие дела рассматриваются в уголовном процессе, имущественные претензии удовлетворяются там же. «Теперь не исключено, что телега будет стоять впереди лошади: сначала будут взысканы имущественные претензии в арбитражном производстве, а потом будет решаться вопрос о виновности и тяжести совершенного деяния. Вряд ли это защитит предпринимателей, да и судам не станет легче», – говорит Варламов.

А вот предложение не наказывать предпринимателей в уголовном порядке по экономическим статьям, если это правонарушение совершено впервые и если полностью возмещен ущерб, аналитики назвали скорее полезным нововведением.

«Если это будет реализовано, то Уголовный кодекс перестанет быть средством запугивания предпринимателей и бизнес-климат в России начнет меняться», – уверена Ольга Пономарева, управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам».

Сегодня можно избежать уголовной ответственности за неуплату налогов, если такое преступление было совершено впервые и весь причиненный ущерб полностью возмещен, напоминает Сергей Варламов. Титов предлагает на тех же условиях освобождать от ответственности по всем экономическим преступлениям: за обман при получении кредита, за недобросовестную конкуренцию, за создание «однодневок».

«Здесь могут быть как положительные, так и негативные последствия. Поскольку в ряде таких преступлений участвуют доверенные лица организаций, то истинный организатор преступления может легко уходить от ответственности, подставляя под удар уголовного наказания очередного «зицпредседателя Фунта», – рассуждает эксперт. – С другой стороны, такие санкции позволили бы в кратчайшие сроки возмещать причиненный вред, что во многих ситуациях важнее для потерпевшей стороны, чем торжество справедливости».

«Создается квазигосударственная структура»

Полезным для бизнеса будет и то, что институт бизнес-омбудсмена получит такое процессуальное право, как приостановка действий/бездействия чиновников или приостановка действий нормативных актов, например обеспечительная мера до суда.

«Это однозначно, потому что обеспечительные меры – это приостановка действия незаконного акта, принятого госорганами, например об оспаривании прав на собственность или решение налоговой инспекции», – поясняет Ольга Пономарева, замечая, что многие рейдерские захваты сегодня происходят при участии органов власти и, как правило, по договоренности с налоговой инспекцией.

Когда бизнесмен обжалует такие незаконные действия чиновников в суде, то сегодня у него практически нет шансов, что суды применят обеспечительные меры по его ходатайству. «Думаю, ходатайство уполномоченных по защите прав предпринимателей в таких делах будет для суда весомее и ситуация изменится», – рассчитывает Пономарева.

Между тем не все эксперты видят в этом благо. По сути, с юридической точки зрения омбудсмен по защите прав предпринимателей должен быть сродни третейскому суду, говорит генеральный директор «Рябинников & Партнеры Финансовый Ассистент» Александр Рыбаков. Но он не должен заменять государственное устройство, Гражданский и Уголовный кодексы.

«Как некий омбудсмен собирается отменять нормативные и законодательные акты, принятые легитимными органами государственной и муниципальной власти? – возмущается эксперт. – У финансистов и предпринимателей есть деньги, которые решают все. Фактически речь идет о том, что во власти омбудсмена будет отмена законов и конституционных норм». По мнению Рыбакова, возможности финансового омбудсмена не должны противопоставляться ни государственным, ни правоохранительным структурам и уж тем более законодательству.

В свою очередь Сергей Варламов отмечает, что в зарубежной практике право приостанавливать действие нормативных актов и действия должностных лиц предоставляется омбудсменам как крайняя мера реагирования на жалобы – основная работа сводится к анализу поступающих обращений, корректировке действующего законодательства и выдвижению законодательных инициатив. «Сейчас же создается некая квазигосударственная структура, по функциям и правам близкая к прокуратуре», – заключает эксперт.

Напомним, институт омбудсменов появился в начале XIX века в Швеции и долгое время оставался чисто шведским правовым феноменом. В XX веке идея понравилась и другим странам, и после Второй мировой войны институт омбудсменов начал стремительно завоевывать мировую популярность. Сегодня аналогичный институт имеют в своей государственно-правовой системе около 100 государств.

Комментарии

1
  • emelirim
    Очередная жажда пристроится к раздаче слонов