Налоговые споры

Не в суде дело

Минфин подготовил законопроект, ущемляющий права налогоплательщиков

Минфин подготовил законопроект, ущемляющий права налогоплательщиков

Минфин на своем официальном сайте разместил для обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Данный проект предусматривает новшества, касающиеся процедуры обязательного досудебного урегулирования споров с налоговыми органами.

Документ дополняет Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) статьями 101.2-1, 139.1, 139.2, 139.3 и в новой редакции излагает статьи 138, 139 и 140.

Одним из существенных изменений, предлагаемых в данном законопроекте, является введение обязательной досудебной процедуры обжалования налогоплательщиками ВСЕХ ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера ФНС РФ).

Согласно же действующей редакции НК РФ процедура обязательного досудебного обжалования актов налоговых органов распространяется только на  решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в таком привлечении.

Этим же законопроектом предлагается увеличить срок вступления в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 10 дней до одного месяца. Тем самым продлевается срок на подачу апелляционной жалобы.

Изменения статьи 139 НК РФ (порядок и сроки подачи жалобы) предусматривают специальный срок для подачи жалобы в ФНС РФ. В соответствии с ним жалоба может быть подана в течение трех месяцев с даты принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе, апелляционной жалобе.

Предлагается дополнить НК РФ новой статьей 139.2, устанавливающей требования к содержанию и форме жалобы. Указывается, в частности, что жалоба должна содержать следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого либо действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5) требования лица, подающего жалобу.

Кроме того предлагается ввести основания для оставления жалобы без рассмотрения полностью или в части (ст. 139.3 НК РФ)

1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до вынесения решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

4) подана повторная жалоба по одним и тем же основаниям.

О желании установить обязательное досудебное обжалование всех налоговых споров Минфин РФ высказался еще весной текущего года в «Основных направлениях налоговой политики на 2013 год…». Цели принятия такого решения на первый взгляд разумны: снизить нагрузку на суды за счет того, что досудебный порядок это более быстрый и менее затратный способ разрешения налогового конфликта. При этом, как полагает Министерство: «Введение обязательной досудебной процедуры урегулирования для всех категорий налоговых споров позволит уменьшить количество рассматриваемых налоговых споров в судах предположительно в 2 раза, а также расширит возможности налогоплательщиков по реализации своих прав и законных интересов».

Но, как говорится, благими намерениями…. 

Основная проблема заключается в том, что обязательный досудебный порядок законодатель пытается преподнести в виде внесудебного порядка урегулирования спора.  Но принципиальное отличие в том, что во внесудебном - конфликт разрешает третье лицо, а в досудебном – вышестоящая инстанция участника этого конфликта.

Безусловно, введение обязательного досудебного оспаривания налоговых решений в 2009 году имеет свои неоценимые плюсы, но они являются в первую очередь результатом того, что Управления ФНС отсеивают очевидные ошибки и просчеты в работе территориальных инспекций. Настоящие налоговые споры (например, по необоснованной налоговой выгоде, по возмещению НДС и т.п.) всегда разрешаются на стадии судебного разбирательства. О неоднозначности итогов этого обязательного порядка свидетельствует и противоречивая статистика судов и налоговых органов.

Так, согласно статистике ВАС РФ, в 2011 году число дел, связанных с применением налогового законодательства, вновь возросло. В 2009 было рассмотрено 87,9 тыс. таких дел, в 2010-м - 92,4 тыс., в 2011-м - 98,3 тыс. Таким образом, в сравнении с 2010 годом число налоговых дел увеличилось на 6,4%. Это дела «об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц» (иски компаний и граждан к ФНС) и дела «о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей и санкций» (иски к налогоплательщикам).

При этом по статистическим же данным УФНС РФ по Свердловской области в 2011 году количество жалоб налогоплательщиков увеличилось на 3 % по сравнению с 2010 г. В 1 полугодии 2011 года удовлетворено 377 жалоб налогоплательщиков, или 41,6% от рассмотренных по существу жалоб, в 1 полугодии 2010 года удовлетворено 288 жалоб, или 36,4%.

Исходя из противоречивых данных статистики арбитражных судов и налоговых органов, сложно адекватно оценить реальный эффект функционирования института обязательного досудебного урегулирования споров.

При этом вполне очевидно, что, например, в делах о возмещении из бюджета НДС объективность налоговых управлений – фискальных органов государства – вызывает большие сомнения. Известно, что в такой категории дел, особенно если контрагент по сделке является банкротом либо обладает другими признаками «проблемности», налоговые органы никогда не примут решения о возмещении налога без решения суда. В такой ситуации, обязательное досудебное урегулирование спора – препятствие, затягивающее удовлетворение законных интересов налогоплательщиков.

Полагаем, что законопроект вероятнее всего примут. И уже с января 2014 года все налоговые споры будут в обязательном порядке проходить процедуру  досудебного урегулирования.

Начать дискуссию