Вопрос: Российское самоходное судно, с главным двигателем мощностью 140 киловатт, осуществляющее спортивное плавание в прибрежных водах, просит разъяснить, обязательно ли наличие свидетельства о годности к плаванию?
Ответ: Для российского самоходного судна, с главным двигателем мощностью 140 киловатт, осуществляющего спортивное плавание, наличие свидетельства о годности к плаванию:
- обязательно, в соответствии с частью 1 статьи 27 "Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ, до 10.11.2011;
- не обязательно, в соответствии с частью 1 статьи 27 "Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ, после 10.11.2011.
Обоснование: В соответствии со статьей 2 "Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (Далее — Закон №81-ФЗ) под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:
- перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
- рыболовства;
- разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
- лоцманской и ледокольной проводки;
- поисковых, спасательных и буксирных операций;
- подъема затонувшего в море имущества;
- гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
- санитарного, карантинного и другого контроля;
- защиты и сохранения морской среды;
- проведения морских научных исследований;
- учебных, спортивных и культурных целей;
- иных целей.
Исходя из части 1 статьи 25 Закона №81-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Далее — Закон №141-ФЗ)) судно должно иметь следующие основные судовые документы:
1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
2) свидетельство о праве собственности на судно;
3) свидетельство о годности к плаванию;
4) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
5) мерительное свидетельство;
6) свидетельство о грузовой марке;
7) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;
8) свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами;
9) свидетельство о предотвращении загрязнения мусором;
10) разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);
11) судовая роль;
12) судовой журнал;
13) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
14) санитарный журнал;
15) журнал операций со сточными водами;
16) журнал операций с мусором;
17) журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами;
18) журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров;
19) судовое санитарное свидетельство о праве плавания.
Согласно части 1 статьи 27 Закона №81-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона №141-ФЗ) спортивные, прогулочные суда и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью менее чем 80 тонн должны иметь следующие судовые документы:
- судовой билет;
- свидетельство о годности к плаванию;
- судовая роль.
Таким образом, положениями Закона №81-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона №141-ФЗ) прямо установлен перечень документов, которые должны наличествовать у судна. В отношении судна, приведенного в рассматриваемом вопросе, действует правило, в соответствии с которым, данное судно обязано иметь дополнительный перечень документов, в число которых входит свидетельство о годности к плаванию. Следовательно, свидетельство о годности к плаванию обязательно должно присутствовать у данного судна.
Однако, Закон №141-ФЗ вносит изменения в данный закон, изменяя данный перечень.
Также, данным законом вносятся изменения в параграф 4 Закона №81-ФЗ, изменяя его структуру и содержания. В частности, изменяя положения статьи 22 и 24.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона №81-ФЗ суда, указанные в пункте 1 статьи 22настоящего Кодекса, должны иметь следующие судовые документы:
1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
2) свидетельство о праве собственности на судно;
3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
4) мерительное свидетельство;
5) свидетельство о грузовой марке;
6) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;
7) разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);
8) судовая роль;
9) судовой журнал;
10) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
11) санитарный журнал;
12) судовое санитарное свидетельство о праве плавания;
13) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из части 1 статьи 27 Закона №81-ФЗ спортивные, прогулочные суда и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью менее чем 80 должны иметь следующие судовые документы:
1) судовой билет;
2) судовая роль.
Таким образом, Законом №141-ФЗ внесены изменения в Закон №81-ФЗ, согласно положениям которого, свидетельство о годности к плаванию не является документом, наличие которого обязательно. Также данный документ был исключен из перечня основных документов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Таким образом, Закон №141-ФЗ вступает в силу, по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Данный федеральный закон опубликован в "Российской газете", N 130, 20.06.2011, следовательно, Закон 141-ФЗ вступает в силу 01.07.2011.
Начать дискуссию