Ни для кого уже не секрет, что Стандарт раскрытия информации – это прямой отчет Управляющей организации за ежемесячно собираемые денежные средства жителей. А деньги, как известно, любят счет!
Но не всем нравится отчитываться. Так, штрафы за нераскрытие Стандарта информации за 2012 г. только по городу Москве, по информации Государственной жилищной инспекции города Москвы, составили 206 млн руб.
В соответствии со ст. 7.23.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами: на должностных лиц – в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Рассмотрим пример из судебной практики: дело № А40-55719/12:
«ООО «УК «Дормер» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции г. Москвы (далее Инспекция, или административный орган) № 04-90/12 о назначении Обществу административного наказания от 22.03.2012 г. в виде штрафа в размере 250 000 руб. по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылался на применение ООО «УК «Дормер» упрощенной системы налогообложения, в связи с чем, по его мнению, он не обязан размещать на информационных стендах бухгалтерский баланс с приложениями. Также заявитель указывает на проведение проверки до возникновения у Общества обязанности по внесению изменений в спорную информацию.
Установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ срок суд считает возможным признать соблюденным.
Представители Инспекции по заявленным требованиям возражали по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив представленные доказательства, суд оставляет заявленное требование без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение поручений Прокуратуры ВАО Москвы на основании распоряжения Мосжилинспекции от 29.02.2012 г. № Р-В-135 была проведена внеплановая выездная проверка Общества по адресу: ул. Вешняковская, д. 19, по результатам проверки с участием законного представителя Общества был составлен Акт от 02.03.2012 г.
Как следует из данного Акта, в результате проверки были выявлены нарушения Стандарта, утвержденного постановлением Правительства № 731 от 23.09.2010 г. (далее – Стандарт), что выразилось в непредставлении сведений годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведений о доходах, полученных за оказанные услуги по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сведений о расходах в связи с оказанием таких услуг.
«Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731 организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со ст. 162 ЖК РФ договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Общество является организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, и в соответствии с п. 10 ст. 161 ЖК РФ обязано обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг в соответствии со Стандартом раскрытия, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 731.»
Девятым Арбитражным апелляционным судом города Москвы постановлением от 24 декабря 2012 года решение Арбитражного суда от 27.07.2012 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, при этом указано:
«Как разъяснено в пункте 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат».
Не согласившись с указанными доводами, ООО «УК «Дормер» обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа. Постановлением ФАС МО от 29 января 2013 года постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 года оставлено без изменения, кассационная жалоба ООО «Управляющая компания «Дормер» – без удовлетворения.
Для руководителей крупных управляющих организаций, в управлении которых находятся десятки многоквартирных домов, штрафные санкции даже в размере 300 000 руб. являются несущественными из-за колоссальной прибыли. Но необходимо отметить, что ч. 2 ст. 7.23.1 КоАП закреплены санкции в виде дисквалификации должностных лиц на срок от одного года до трех лет, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Как следует из прецедентов по Восточному административному округу города Москвы, дисквалифицированы по решениям мирового суда не только и. о. директора ГУП «ДЕЗ района Новокосино» П. Тарасенков, но и директор частной управляющей организации ООО «РЭУ № 24 района Измайлово» Л. Журавлева.
Итак, что же такое Стандарт? За что люди с многолетним опытом работы могут поплатиться правом занимать управляющие должности в сфере ЖКХ?
Стандарт раскрытия информации устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, особенности раскрытия информации и предоставление для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ , товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Постановлением обозначена обязанность управляющей организации, независимо от организационно-правовой формы, или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления, раскрывать информацию. Субъектный состав юридических лиц, у которых возникла обязанность по раскрытию Стандарта информации, обширен, это как управляющая организация в форме ООО, ОАО, так и жилищно-строительный (жилищный) кооператив либо товарищество собственников жилья – все они с 2005 года (далее – Управленцы).
Раскрытие информации подразумевает под собой прямое обеспечение доступа неограниченного круга лиц, независимо от цели ее получения, к информации согласно Стандарту. Согласно Стандарту информации Управленцы обязаны раскрывать следующую информацию:
1) общая информация об организации, включая: фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации); почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты; режим работы, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб; перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них; перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления; сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
2) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива, включая: годовую бухгалтерскую отчетность, бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
3) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги, оказываемые в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491; план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные услуги и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о привлечении к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, раскрытию подлежит количество таких случаев; копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций; информация о стоимости работ (услуг) с обязательным указанием расчета и единиц измерения; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
4) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, включая перечень коммунальных ресурсов, включая тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы, а также тарифы, применяемые управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей; тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы, при этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению.
Помимо общих сведений о товариществах собственников жилья и жилищно-строительных (жилищных) кооперативов раскрытию подлежит также информация:
- фамилии, имена и отчества членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии;
- членства в объединениях этих организаций;
- протоколы общих собраний членов товарищества или кооператива, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества или кооператива, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и (или) организацией предоставления коммунальных услуг (за текущий год и год, предшествующий текущему году);
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества или кооператива по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества или кооператива за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;
- аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок годовой бухгалтерской отчетности товарищества и кооператива) за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;
- размер обязательных платежей и взносов, установленный общим собранием членов товарищества или кооператива, для членов товарищества или кооператива;
- об образовании резервного фонда товарищества или кооператива, иных специальных фондов товарищества или кооператива, в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, с указанием размера таких фондов.
Законодательно установлены и пути раскрытия Стандарта информации, учитывая возможности всех Управленцев.
Для Управляющих организаций:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, в случае, если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Для товариществ собственников жилья, жилищно-строительных (жилищных) кооперативов Стандарт информации раскрывается аналогичным путем, как и для Управляющей организации, за исключением возможности выбора размещения информации на сайте организации, а также, учитывая удобство размещения Стандарта на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме.
По запросу потребителей управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы обязаны сообщать адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.12.2012 № 535 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.11.2011 № 543 «Об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» Минрегионразвития России передал статус официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия Стандарта информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, порталу www.reformagkh.ru .
Портал является одним из информационных ресурсов Фонда содействия реформированию ЖКХ. Напомню, ранее сведения согласно Стандарту раскрытия информации размещались на сайте www.minregion.ru .
Законодательно установлен и срок доступа хранения информации согласно Стандарту: в течение 5 лет. Также оговорены сроки предоставления информации по направляемым запросам потребителей: в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организацией и в течение 5 рабочих дней – товариществом собственников жилья и жилищно-строительным (жилищным) кооперативом.
Необходимо отметить, что указанные положения постановления Правительства Российской Федерации оспаривались в Верховном Суде РФ. Так, Решением Верховного Суда РФ от 5 апреля 2012 г. № АКПИ12-247 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью об оспаривании размещения информации согласно установленным срокам отказано.
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июля 2012 г. № АПЛ12-363 пункт 18 Стандарта раскрытия информации, устанавливающий сроки предоставления информации, признан не противоречащим действующему законодательству.
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 мая 2011 г. № ГКПИ11-293 пункт 21 стандарта признан не противоречащим действующему законодательству в части установления 20-дневного срока на предоставление организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, информации по запросу потребителей. Указанная позиция подтверждена также решением Верховного Суда РФ от 17 декабря 2012 г. № ВАС-1937/12.
Рассмотренная судебная практика лишь подтверждает желание разобраться с нерадивыми управляющими компаниями, научить отчитываться за каждую полученную копейку и обеспечивать благоприятные качественные условия проживания граждан в домах.
Во многих регионах РФ создают так называемые «черные списки УК», не раскрывших Стандарт информации, и перед любым общим собранием собственников помещений многоквартирного дома жильцы вправе проверить информацию о добросовестности УК также в сети Интернет.
Начать дискуссию