В настоящее время в России действует одно из наиболее либеральных в мире законодательств в части мер уголовной и административно-правовой ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Этим в немалой степени объясняется то, что творится на российских дорогах. Так, по данным ГИБДД, в стране наблюдается постоянный рост числа ДТП, произошедших по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения. И если этот рост в 2011 году составил порядка 3 с небольшим процентов, то в 2012 число “пьяных” ДТП выросло уже на 5 процентов.
При этом более 30 процентов всех пьяных водителей, совершивших ДТП со смертельным исходом, вообще не получают реального наказания, а оставшиеся 70 процентов отделываются мизерным сроками тюремного заключения в пределах 2-3 лет.
Исправить эту статистику призваны поправки в УК РФ и КоАП РФ, пересматривающие ответственность пьяных водителей в сторону значительного ужесточения. Соответствующий законопроект № 186587-6 уже был принят Госдумой в первом чтении и сейчас законодатели работают над его окончательной редакцией. Главным образом, в рамках законопроекта планируется ужесточить ответственность именно за совершение “пьяных” ДТП с летальным исходом.
В соответствии с законопроектом нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, будет наказываться лишением свободы на срок от 2 до 10 лет (сейчас на срок до 7 лет). Одновременно последует лишение права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.
То же самое деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, и повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, будет грозить лишением свободы на срок от 5 до 15 лет с лишением права управлять транспортным средством на тот же срок. Сейчас наказание за это преступление устанавливается в виде принудительных работ на срок до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет либо лишения свободы на срок до 9 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.
Таким образом, законодателями предлагается установить нижние границы санкций, 2 года и 4 года соответственно, за совершение указанных преступлений, исключив тем самым возможность условного наказания для пьяных водителей, виновных в совершении ДТП со смертельным исходом.
Одновременно ужесточают поправки и ответственность за управление в состоянии опьянения автомобилем либо другим механическим транспортным средством лицом, лишенным права управления. За совершение данного преступления предлагается наказывать штрафом в размере 200 000 рублей, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев. К слову, у данной нормы сейчас много противников и судьба ее пока что неочевидна.
Дело в том, что, по мнению довольно большой группы депутатов, предлагаемая мера ответственности чрезмерно строга, поскольку данное преступление сопоставимо по своим последствиям с совершением аналогичных действий лицами, не имеющими права управления транспортным средством, и лицами, не лишенными этого права, за которые сейчас устанавливается всего лишь административная ответственность. При этом депутатов не смущает тот факт, что в первом случае пьяный водитель, уже лишенный прав, садясь за руль, по сути, совершает рецидив своего преступления.
Наряду с ужесточением уголовной ответственности документ значительным образом усиливает и административную ответственность пьяных водителей.
Согласно поправкам, управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, повлечет наложение штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от 1.5 до 2 лет. Повторное нарушение повлечет наложение административного штрафа в размере 50 000 рублей. При этом передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, обойдется автовладельцам в 10 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Как видно из санкций, у любителей ездить подшофе наряду с наложением штрафов предлагается отбирать права. Подобная новелла объясняется стремлением законодателей гарантированно привлекать к уголовной ответственности водителей, лишенных прав по “пьяной лавочке”.
Одновременно рассматривает законопроект и случаи управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения и не имеющими водительских прав. Для таких субъектов законопроектом предусматривается административная ответственность в виде ареста на срок до 15 суток или наложения штрафа на лиц, в отношении которых не может применяться административный арест, в размере 30 000 рублей.
Что касается гарантий соблюдения прав подвыпивших водителей, то об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения будет составляться соответствующий протокол, копия которого станет вручаться лицу, в отношении которого применена данная мера. Помимо этого, подтверждение необходимости применения этой меры, а также процедура освидетельствования на состояние алкогольного опьянения будет осуществляться с использованием средств видеозаписи.
Кроме того, ко второму чтению депутаты подготовят и ряд других правовых гарантий для водителей в целях исключения коррупционной составляющей законопроекта и предотвращения злоупотреблений со стороны должностных лиц полиции. В частности, депутаты рассмотрят целесообразность возвращения в закон нормы о допустимом содержании алкоголя в крови водителей (от 0,2 до 0,5 промилле).
В целом предложенный законопроект уже на данном этапе выглядит довольно демократичным и необоснованно гуманным по отношению к пьяницам за рулем, ответственность которых могла быть значительно строже. Так, одобрив данный законопроект, Госдума отклонила три альтернативных законодательных инициативы, предлагавших среди прочего ввести уголовную ответственность за причинение водителями-пьяницами не только тяжкого вреда здоровью человека, но и средней тяжести и легкого вреда.
Комментарии
7Аноним, Вы писали:
"Mas, Вы писали:
"В России ДТП по вине пьяных водителей составляет 6% от общего количества. Из них 5% произошли бы даже в том случае, если бы водители были трезвыми. А по вине пешеходов происходит 15-20% ДТП, из за плохих дорог 30%. После введения допустимых норм в 0,3 о/оо общее количество погибших снизилось с 31000 до 26000 в год. После отмены выросло до 28000. Так что эта статья - обычное вранье и заказуха. Не там ищите, господа коррумпированые чиновники и господа ангажированные журналисты."
А вы не поделитесь ссылкой со статистическими данными?"
Сайт ГИБДД
Авторов этих "ужесточалок" от ГИДайДаев? Тогда можно было бы хоть посмотреть. что они на эти "проплаты" приобрели. Принимая во внимание, что 21-летний участковый попадает в ДТП на "Порше", а рядовой питерский "дознаватель" из районного ГИБДД - на "Инфинити",
размер борзых щенков по восходящей, " отразмерить" фантазии не хватает.