Настоящая статья посвящена земельному налогу и будет интересна как физическим, так и юридическим лицам. Практические примеры из жизни налогоплательщиков, связанные с исчислением и уплатой налога на землю, будут полезны и лицам, которые впервые сталкиваются с необходимостью рассчитывать налог, и практикующим специалистам в области налогообложения.
Также в статье будут рассмотрены споры, возникающие между налогоплательщиком и контролирующими органами на основании арбитражной практики.
Нормативная база по земельному налогу: Налоговый кодекс Российской Федерации гл. 31, Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Приказ Минфина РФ о 16.09.2008 № 95н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и порядков их заполнения».
Земельный налог – это местный налог. Нормативными документами являются Налоговый кодекс, глава 31, и правовые акты представительных органов муниципальных образований.
Земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными документами и обязателен к уплате на территориях муниципальных образований.
Представительные органы муниципальных образований определяют самостоятельно налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса РФ, а так же порядок и сроки уплаты.
Объектом налогообложения земельного налога признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая декларация по земельному налогу в соответствии с главой 31 НК РФ представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости производится по установленной ставке с учетом коэффициентом два.
Плательщиками земельного налога являются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, в праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Земельный налог уплачивается по месту нахождения земельных участков.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики – физические лица самостоятельно не определяют налоговую базу по налогу на землю. Для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база может уменьшаться на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика для следующих категорий налогоплательщиков:
Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, инвалидов, физических лиц, подвергшихся радиационному воздействию.
Налогоплательщики-организации самостоятельно определяют налоговую базу по налогу на землю на основании сведений государственного земельного кадастра.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Представительные органы муниципальных образований могут не устанавливать отчетный период по земельному налогу.
Обзор практических примеров из жизни можно начать с методики расчета налога на землю.
1. Физические лица (мать и дочь) на правах общей долевой собственности владеют земельным участком. Используют земельный участок для личного подсобного хозяйства. Доля матери составляет 20 %, доля дочери – 80 %. Площадь земельного участка – 2 310 кв. м, кадастровая стоимость – 2 500 000 руб./га.
Для таких физических лиц необходимо для расчета налога на землю руководствоваться следующими нормативными документами: 31 Глава Налогового кодекса (ст. 390, ст. 394, 396).
А так же Решение об утверждении ставок по налогу на землю на налоговый период (год), которое принимает и утверждает совет муниципального района (области).
Считается, что в данном муниципальном образовании утверждена ставка 0,3 % от кадастровой стоимости участка, используемого для ведения личного подсобного хозяйства.
Конечно, физические лица самостоятельно не должны и не будут рассчитывать налог на землю. Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами и уплачивается на основании уведомления.
В данной ситуации при долевом владении земельным участком налог на землю должен рассчитываться следующим образом:
Для матери – 2 500 000 руб./га Х 0,231 га Х 0,3 % Х 20 %= 347 рублей.
Для дочери – 2 500 000 руб./га Х 0,231 га Х 0,3 % Х 80 % = 1386 рублей
2. Если организация приобрела земельный участок для жилищного строительства, то необходима дата регистрации права собственности на этот участок, кадастровая стоимость и установленная ставка земельного налога в данном регионе.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативными актами, представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное.
По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п.16 ст.396 НК РФ, в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения на земельный участок (его долю)), исчисление сумм налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав, если возникновение (прекращение) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго, третьего кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Право собственности на земельный участок организация получила 12 августа 2012 года. Кадастровая стоимость земельного участка для жилищного строительства 2 521 000 рублей. Ставка в регионе – 0,3 %.
Авансовый платеж по налогу на землю организация должна самостоятельно рассчитать следующим образом:
2 521 000 Х 0,3 % Х 2 Х ¼ 2/3 = 2521 рубль – авансовый платеж по налогу на землю за 3 квартал 2012 года.
Коэффициент 2 используется в отношении земельных участков для жилищного строительства.
На момент начисления авансового платежа по налогу на землю только два месяца (август и сентябрь), в течение которых земля была в собственности у организации.
Земельный налог за год рассчитывается следующим образом:
2 521 000 Х 0,3 % Х 2 Х 5/12=6303 рубля.
Сумма налога, на землю, подлежащая доплате, – 6303-2521=3782 рубля.
На момент начисления налога на землю за год 2012 – земля у собственника (организации) находилась 5 (пять) месяцев.
3. Рассмотрим ситуацию: при передаче земельного участка организацией своей дочерней компании в безвозмездное пользование возникает вопрос: когда и кто будет платить налог на землю?
Если организация передала своей «дочке» земельный участок в безвозмездное пользование сроком на 5 лет, данный участок числится в составе объектов основных средств у организации. Кадастровая стоимость данного земельного участка составляла на 01 января 9 000 000 рублей. Налоговая ставка земельного налога в муниципальном образовании, в котором находится земельный участок, установлена в размере 1,5 %.
На появившийся вопрос поможет ответить ст. 388 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельным участком (-ами) на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве срочного безвозмездного пользования или переданных им по договору аренды.
На основании вышеизложенного делаем вывод, что плательщиком налога на землю будет являться организация, а не ее «дочка».
Согласно ст. 390 НК РФ налогооблагаемая база определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Для организации необходимо рассчитывать авансовые платежи по налогу на землю.
За первый квартал начислен аванс по налогу на землю: 9 000 000 Х 1,5 %/4=33 750 рублей.
4. Если земельный участок, принадлежащий организации, используется для производственных целей, то рассчитываться налог на землю по следующей схеме:
кадастровая стоимость земельного участка Х площадь земельного участка Х ставка земельного налога, установленная муниципальными образованиями.
5. Если земельный участок используется организацией для строительства продовольственного магазина, то расчет налога на землю следующий:
кадастровая стоимость земельного участка Х площадь земельного участка, который будет использован под строительство продовольственного магазина, Х ставка Х количество месяцев, в течение которых организация владеет земельным участком /12.
Обзор и анализ арбитражной практики, связанные с исчислением и уплатой налога на землю поможет налогоплательщиками избежать ошибок в расчете налога.
1. Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о начислении земельного налога. Основанием для начисления налога явилось то обстоятельство, что общество сдало в аренду свою производственную базу. А налога на землю не уплачивало.
Оспаривая решения налогового органа, общество указало, что налог на землю подлежит к уплате у фактического пользователя землей, т. е., у арендатора.
Суд первой инстанции признал доводы налогоплательщика обоснованными и удовлетворил его требования. Суд кассационной инстанции судебные акты отменил, в удовлетворении заявленного требования отказал, ссылаясь на следующее.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1783-1 «О плате за землю» использование земли является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендные платежи, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные по договору аренды, взимается арендная плата. Согласно ст.5 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве срочного безвозмездного пользования; землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения.
Такими образом, плательщиками налога на землю являются лица, обладающие вещными правами на земельные участки.
При аренде недвижимого имущества у арендатора не возникает вещное право на занятый участок. Следовательно, арендатор не является плательщиком налога на землю.
2. Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком в установленные сроки расчета по авансовым платежам по налогу на землю.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены исходя из того, что ответственность, предусмотренная ст. 119 Налогового кодекса, не подлежит применению в случае несвоевременного представления расчета авансовых платежей по земельному налогу.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 119 Налогового кодекса установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в определенный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
В соответствии со ст. 398 Налогового кодекса РФ налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу, а налогоплательщики, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Налоговые декларации представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, законодатель четко разграничил понятия – «налоговая декларация» и «расчет по авансовым платежам».
Налоговым периодом по земельному налогу признается год, а отчетным периодом – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ст. 393 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 108 Налогового кодекса, никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основанием и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, несвоевременное представление налогового расчета авансовых платежей по земельному налогу не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 119 Налогового кодекса РФ.
3. Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования налогового органа об уплате земельного налога и пеней по земельному налогу.
Оспаривая требования налогового органа, общество указало на неправомерность начисления пеней на суммы авансовых платежей, уплачиваемых по итогам отчетного периода.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требования отказано по следующим основаниям.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещение товаров через таможенную границу РФ, в более поздние сроки по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Таким образом, уплата пеней связана не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге.
Кроме того, согласно п. 20 постановления Пленума высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5, пени, предусмотренные ст. 78 Налогового кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53, 54 Налогового кодекса. Согласно п. 1 налогового кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемая объектом налогообложения на основании ст. 389 Налогового кодекса. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января налогового периода.
Пунктом 1 ст. 396 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено 15, 16 ст. 396 Налогового кодекса.
Следует отметить, что размер земельного налога не зависит от результатов деятельности организации (доходы, расходы и т. д.) (собственников земли), и представляют собой стабильный платеж.
Следовательно, несвоевременная уплата авансового платежа по земельному налогу является основанием для начисления пеней.
4. Общество с ограниченной ответственностью подало заявление в арбитражный суд о признании недействительным решения налогового органа о доначислении земельного налога.
Общество применило льготу, установленную п. 10 ст. 12 Закона о плате на землю, в отношении земельных участков, на которых расположены учреждения культуры. По мнению налогового органа, применение обществом указанной льготы является неправомерным, поскольку общество не является ни одним из перечисленных в п. 10 ст. 12 Закона о плате на землю учреждений, имеющих право на льготу.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявленное требование общества удовлетворило по следующим основаниям.
Согласно п. 10 ст. 12 Закона о плате за землю, от уплаты земельного налога полностью освобождаются предприятия, учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительные сооружения, за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений независимо от источника финансирования.
Спорные земельные участки принадлежат обществу на праве собственности. Общество также является собственником имущества, переданного в оперативное управление учреждения культуры. Земельные участки используются в соответствии с их целевым назначением.
Следовательно, применение льготы правомерно, установленной п. 10 ст. 12 закона о плате на землю.
По другому делу общество с ограниченной ответственностью использовало пониженный коэффициент (пониженную ставку) при расчете налога на землю. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решение налогового органа о доначислении земельного налога.
По мнению налогового органа, общество неправомерно использовало пониженную ставку при расчете налога на землю для земельных участков, на которых расположено общежитие общества.
Доначисление налога по полной ставке налоговый орган обосновал невозможностью отнести общежитие к какой-либо категории жилищного фонда по форме собственности.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, требование удовлетворено сходя из следующего.
В силу абз. 5 ст. 8 Закона о плате за землю, налог на земли, занятые жилищным фондом, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Поскольку на земельном участке, по которому доначислен налог, расположено общежитие (то есть земля занятая жилищным фондом), пониженная ставка применена обществом обоснованно.
Суд кассационной инстанции оставил судебные акты в силе.
5. Общество с ограниченной ответственностью обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании недействительным решения налогового органа о начислении земельного налога. В обосновании своего заявления общество указало на отсутствие у него обязанности по уплате налога на землю, поскольку право постоянного пользования земельным участком перешло правопреемнику общества, выделенному из его состава.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, исходя из того, что общество не представило доказательства регистрации прекращения прав на земельный участок.
Арбитражный суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил и признал решение налогового органа недействительным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как следует из материалов дела, объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, преданы правопреемнику (разделительный баланс). Однако никаких прав на земельный участок не было оформлено в установленном порядке.
Следовательно, неоформление правопреемником юридического лица права на полученный в результате реорганизации земельный участок не является основанием для начисления земельного налога реорганизованному юридическому лицу. Ввиду изложенного решение налогового органа о начислении земельного налога является неправомерным.
6. Центральный Банк Российской Федерации в лице Главного управления обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога на землю.
Основанием для доначисления явилось то обстоятельство, что банк при исчислении налога на землю использовал ставку на территории муниципального образования в отношении прочих земельных участков в размере 0,7 %.
По мнению налогового органа, при исчислении налог на землю необходимо было использовать ставку в отношении земельных участков под объектами, используемыми для осуществления деятельности финансирования, кредитования и страхования, в размере 1,4 %, поскольку банк осуществляет указанные виды деятельности.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены, исходя из следующего.
Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, ст. 78, которой определены его исключительные права на осуществление денежной эмиссии и основная функция – защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
В соответствии со ст. 83 Закона Российской Федерации «О Центральном банке РФ», Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Согласно Положению о территориальных учреждениях Банка России, утвержденному Советом директоров Банка России 29.07.1998 № 46-П, Главное управление Центрального Банка России является обособленным подразделением Центрального Банка России, осуществляющим на территории субъекта РФ часть его функций и входящим в единую централизованную систему Центрального Банка Российской Федерации.
Следовательно, начисление Центральному Банку Российской Федерации в лице Главного Управления земельного налога, установленной в отношении земельных участков под объектами, используемыми для осуществления деятельности финансирования, кредитования и страхования неправомерно.
Суд кассационной инстанции оставил судебные акты в силе.
7. Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа во взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Как следовало из материалов дела, в срок, установленный решением представительного органа муниципального образования, учреждением не уплачен авансовый платеж по земельному налогу за 1 квартал текущего года. Данное обстоятельство явилось основанием для направления налоговым органом учреждению требования об уплате налога. А так как требование учреждением не было исполнено в надлежащие сроки, то налоговым органом было принято решение о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Оспаривая решение налогового органа, учреждение ссылалось на тот факт, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, а срок уплаты по итогам налогового периода не наступил, следовательно, налоговый орган не вправе требовать недоимку по земельному налогу за 1-й квартал в принудительном порядке.
Суд первой инстанции признал доводы налогоплательщика убедительными и обоснованными и удовлетворил заявленные требования.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано по следующим основаниям.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения впоследствии при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст. 46, 47, 69 Налогового кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены нормативными актами представительных органов муниципальных образований. Поскольку обществом не исполнена установленная в соответствии с Налоговым кодексом представительным органом муниципального образования обязанность по уплате земельного налога по итогам 1-го квартала календарного года (авансового платежа), направление ему требования об уплате налога и применение мер по принудительному взысканию неуплаченной суммы является правомерным.
Суд кассационной инстанции оставил постановление суда апелляционной инстанции в силе.
Анализируя арбитражную практику можно выделить основные направления:
- Несвоевременное предоставление расчета по авансовым платежам по налогу на землю не является основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового Кодекса РФ «Непредставление налоговой декларации».
- Поскольку Центральный Банк Российской Федерации выполняет функции органа государственной власти, начисление ему земельного налога по установленной на территории муниципального образования по ставке земельного налога для земельных участок под объектами, используемыми для осуществления деятельности финансирования, кредитования и страхования, является неправомерным.
- Несвоевременная уплата авансовых платежей по земельному налогу влечет начисление пеней, а не штрафов.
- Несвоевременная уплата авансовых платежей по земельному налогу является основанием для направления требования об уплате авансовых платежей, а также осуществления мер по принудительному взысканию задолженности по данным платежам за счет имущества организации.
- Применение нормы о сроке представления налоговой декларации по земельному налогу, установленной 31 главой Налогового кодекса, не введенной в действие в соответствии с актом органа муниципального образования, является неправомерным.
- Льготы по уплате земельного налога и ставки налога применяются в соответствии с целевым назначением земельного участка.
- Арендатор здания, сооружения и помещения не является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, занятого арендуемым объектом недвижимости и необходимого для его использования.
- В отношении земельных участков, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования, границы которых не определены, земельный налог подлежит уплате в общеустановленном порядке. (Письмо ФНС России от 26.07.2012 № БС-4-11/124072).
- Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 января 2002 года № 7486/01).
Начать дискуссию