Вчера Совет Федерации одобрил закон, упорядочивающий гражданские правоотношения, связанные с обращением ценных бумах, в том числе и бездокументарных, и правовой охраной личных, неимущественных благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация и право на неприкосновенность частной жизни.
Помимо всего прочего, закон “О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” уточняет и дополняет перечень объектов гражданских прав и вводит понятие “единого недвижимого комплекса”.
Под единым комплексом понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если реестре зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну вещь.
При этом теперь к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права, результаты работ и оказание услуг.
Таким образом, в отличие от действующей редакции Гражданского кодекса, трактующей в качестве объектов прав работы и услуги, поправки не придают таким работам какой бы то ни было самостоятельной ценности, используя понятие “результаты работ”. В практическом отношении это значит, что заказчикам больше не придется оплачивать бессмысленные затраты физических и умственных сил подрядчиков, не приводящие к созданию овеществленного результата, перекуры и прочий расход килокалорий работников, не представляющий для заказчика никакого интереса.
Ценные бумаги
Большая часть вносимых законом изменений посвящена именно вопросам, касающимся ценных бумаг и защиты прав их обладателей. В указанных целях закон создает предпосылки для сокращения числа обращаемых на рынке ценных бумаг и вводит требование, согласно которому, ценными могут признаваться исключительно бумаги, названные в таком качестве в законодательстве. Предположительно, данная норма позволит упразднить ныне действующую практику, когда ценными бумагами может называться все, что угодно, в зависимости от желания эмитента.
В соответствии с новыми требованиями при отсутствии в документе обязательных реквизитов документарной ценной бумаги и несоответствии его установленной форме такой документ не является ценной бумагой, но сохраняет значение письменного доказательства. Это значит, что “счастливый” обладатель подобной бумаги не сможет передать своих прав по ней, однако сможет заявить о своих требованиях к эмитенту в суде, и суд обязан будет удовлетворить такие требования.
Одновременно закон предусматривает существенное ограничение возражений по документарной ценной бумаге, которые может заявить лицо, ответственное за исполнение по ней. Согласно новым правилам, должник вправе выдвигать против требований владельца ценной бумаги только те возражения, которые вытекают из самой ценной бумаги. При этом лицо, составившее документарную ценную бумагу, будет отвечать по ней даже в том случае, если документ поступил в обращение помимо его воли. Лица, ответственные за исполнение по ордерной ценной бумаге, не вправе будут ссылаться на возражения других лиц, ответственных за исполнение по данной ценной бумаге, а возражения по бумагам смогут выдвигаться лишь в связи с их подделкой и с оспариванием факта их подписания.
Важными новеллами в рассматриваемой сфере правового регулирования являются нормы о возможности истребования ценных бумаг из чужого незаконного владения и подлоге ценных бумаг. Правом на истребование документарных ценных бумаг из чужого незаконного владения наделяется любое лицо, которое на момент, когда ценные бумаги выбыли из его владения, являлось их законным владельцем. Причем лицо, которому документарная ценная бумага была возвращена из чужого владения, будет вправе потребовать от недобросовестного владельца возврата всего полученного по ценной бумаге.
В свою очередь лица, которые ранее приобрели поддельные бумаги, также не лишаются правовой защиты. Так, владелец ценной бумаги, обнаруживший ее подлог или подделку, вправе будет потребовать от лица, передавшего ему ценную бумагу, исполнения обязательств по такой ценной бумаге и возмещения всех понесенных убытков.
Установил закон новые правила и в отношении бездокументарных ценных бумаг. Требования к их учету значительно повысились, а владельцы таких бумаг получили дополнительные правовые гарантии. Например, правообладатель, со счета которого были неправомерно списаны бездокументарные ценные бумаги, вправе будет требовать от лица, на счет которого ценные бумаги были зачислены, возврата такого же количества соответствующих ценных бумаг. Не помешает этому и конвертация “электронных акций” в другие ценные бумаги.
Теперь что касается безопасности бездокументарных бумаг. При утрате учетных записей, удостоверяющих права на такие ценные бумаги, лицо, осуществляющее учет прав, обязуется незамедлительно публиковать информацию об этом в средствах массовой информации и обращаться в суд с заявлением о восстановлении данных учета прав в порядке, установленном процессуальным законодательством. При этом все записи об учете прав на бездокументарные ценные бумаги не будут иметь силы с того самого момента, когда лицо, осуществляющее учет прав, утратило учетные записи, и до дня вступления в законную силу решения суда о восстановлении данных учета прав.
Неимущественные права и интересы
Кстати, плохие новости для плохих фотографов с плохими зеркальными фотоаппаратами, любителей обсудить на досуге своих соседей и прочих интеллигентных личностей, поливающих кого-либо грязью в интернете. Принятые поправки значительно осложняют их жизнь, ограничивая свободу творчества и самовыражения за счет других людей.
Закон провозглашает самостоятельную ценность и правовую защиту таких благ, как жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна. Нематериальные блага, принадлежавшие умершему, также могут защищаться другими лицами (например, в случае распространения об умершем ложной информации и умалении его доброго имени).
Законом не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Гражданам, чье право на частную жизнь было нарушено, предоставляется возможность требовать наряду с удалением соответствующей информации, также изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных экземпляров материальных носителей, содержащих соответствующую информацию.
Принадлежащие человеку нематериальные блага теперь могут быть защищены путем признания судом факта нарушения личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или даже создающих угрозу нарушения личного неимущественного права.
В соответствии с этим любым третьим лицам можно будет запретить не только фотографировать себя и своих близких на своей территории/ подсматривать в замочную скважину/подслушивать через стенку, но и просто рассказывать о себе и своей семье посторонним людям. Причем что-либо доказывать в суде не придется, поскольку любое вмешательство в личную жизнь трактуется именно как неправомерное посягательство на права и интересы личности.
Важным нововведением является положение, согласно которому, оспорить и опровергнуть будет возможно не только лживые сведения, порочащие честь и деловую репутацию человека, но и любую недостоверную информацию о нем, в том числе и анонимную. Правда, в этом случае не будут применяться нормы о компенсации причиненного вреда.
Создает новый закон и предпосылки для искоренения неугодного народного творчества в интернете, лучшие образчики которого обычно предваряются заголовками типа: “Шок, ржака! Смотреть до конца!”. Так, если изображение гражданина, или видеозапись с его участием, помимо его воли были выложены в интернет, гражданин вправе будет требовать удаления соответствующего изображения и видео, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
Начать дискуссию