ГК РФ

Исполнитель госзаказа не вправе требовать оплату оказанных услуг сверх цены ГПД

Муниципальное бюджетное учреждение (заказчик) и организация (исполнитель) по результатам открытого аукциона в электронной форме заключили гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на оказание консультационных услуг по заявкам заказчика. Срок действия гражданско-правового договора бюджетного учреждения определен с конкретной даты до полного использования суммы контракта. Цена договора бюджетного учреждения определялась в твердой денежной сумме.

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

Муниципальное бюджетное учреждение (заказчик) и организация (исполнитель) по результатам открытого аукциона в электронной форме заключили гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на оказание консультационных услуг по заявкам заказчика.

Срок действия гражданско-правового договора бюджетного учреждения определен с конкретной даты до полного использования суммы контракта. Цена договора бюджетного учреждения определялась в твердой денежной сумме.

Все оказанные исполнителем  услуги были приняты заказчиком по актам приема-передачи, однако оплатил заказчик только сумму, указанную в гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения на оказание консультационных услуг, несмотря на то, что исполнителем был выставлен счет на сумму, превышающую цену договора (оказание услуг сверх указанной в договоре суммы подтверждается документально).

Правомерен ли отказ заказчика от оплаты оказанных услуг сверх цены гражданско-правового договора бюджетного учреждения при том, что отношения между сторонами продолжаются до настоящего времени (оформляются отдельными заявками)?

Ответ: Следуя положениям Федерального закона № 94-ФЗ, отказ заказчика от оплаты указанных услуг сверх цены гражданско-правового договора бюджетного учреждения правомерен. Однако существует судебная практика, свидетельствующая об обратном.

По нашему мнению, нормы Федерального закона № 94-ФЗ имеют приоритет.

Обоснование: В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 94-ФЗ наряду с государственными и муниципальными заказчиками, заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, указанных в данном пункте Федерального закона № 94-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, указанных в данном Федеральном законе. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.

Согласно пункту 1 статьи  41.1 Федерального закона № 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Федеральным законом № 94-ФЗ.

Статья 41.6 № Федерального закона 94-ФЗ содержит требования к сведениям, которые должны содержаться в документации об открытом аукционе в электронной форме.

Статья 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ определяет правила заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных данной статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со статьей 41.11 Федерального закона № 94-ФЗ признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Согласно пункту 10 статьи 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.

Таким образом, из анализа вышеизложенных положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует, что законодателем определен четкий порядок проведения открытого аукциона в электронной форме и заключения по итогам его проведения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг. Данные положения являются императивными, в том числе положения о цене, которую стороны впоследствии не имеют права менять, за исключением случаев, указанных в законе.

Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на оказание консультационных услуг в установленный перечень изъятий не подпадает, таким образом, условия заключенного договора, в том числе условия о цене, изменениям не подлежат. Оплату оказанных услуг сверх цены гражданско-правового договора бюджетного учреждения заказчик не имеет права производить, а исполнитель не вправе требовать.

Однако существует и иная позиция по вопросу об оплате оказанных сверх цены гражданско-правового договора бюджетного учреждения услуг.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 26.07.2012 N А05-4481/2012 рассмотрел спор по поводу оплаты муниципального контракта по оказанию автотранспортных услуг. Согласно условиям контракта, цена была выражена в твердой денежной сумме, а срок контракта определен до полного использования суммы контракта. Автотранспортное учреждение оказало больнице услуги сверх цены контракта и выставило счет-фактуру на все оказанные автотранспортные услуги, а больница отказалась оплачивать потребленные услуги сверх цены контракта в связи с тем, что стоимость услуг по контракту является твердой. Суд установил, что отказа от оказанных услуг, наличии замечаний по объему и качеству данных услуг у заказчика не было, а также то, что отношения между сторонами продолжаются.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что если по окончании действия муниципального контракта между сторонами сложились правоотношения по возмездному оказанию услуг, то такие отношения регулируются в соответствии с нормами главы 39 ГК РФ. Таким образом, суд счел, что оснований для одностороннего отказа от оплаты услуг у муниципального заказчика не имелось.

Данное судебное решение по подобным спорам является на данный момент единственным. В Постановлении от 26.07.2012 N А05-4481/2012 суд нормы Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не цитирует. По нашему мнению, нормы Федерального закона № 94-ФЗ имеют приоритет. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Федеральному закону № 94-ФЗ.

В данном случае вопрос о возможности изменения условий (в том числе цены) гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг Федеральным законом № 94-ФЗ полностью урегулирован и дан отрицательный ответ.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.