Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
Администрация муниципального образования (заказчик) разместила заказ в форме открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ.
В качестве нарушений антимонопольный орган по жалобе, поданной в установленном порядке заинтересованным лицом, признал, что установление в конкурсной документации требования об обязательном согласовании с заказчиком привлекаемых к исполнению государственного контракта третьих лиц неправомерно.
Обоснована ли позиция антимонопольного органа?
Ответ: Установление в конкурсной документации требования об обязательном согласовании с заказчиком привлекаемых к исполнению государственного контракта третьих лиц правомерно, так как данное положение вытекает из сути договора на выполнение научно-исследовательских работ, прямо установлено ГК РФ, как следствие – не подлежит трактовке как требование в соответствии с Законом № 94-ФЗ.
Обоснование: В соответствии с пунктами 1,4,5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее – ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги, которые проводятся в форме аукциона или конкурса.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
В соответствии с пунктом 1 статья 770 ГК РФ исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика.
В соответствии с пунктами 4 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Далее – Закона № 94-ФЗ) при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.
В соответствии с частями 1,2,5 статьи 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом в случае, если иное не предусмотрено конкурсной документацией, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств).
К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В соответствии с частями 1,4 статьи 25 Закона № 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 25 Закона № 94-ФЗ документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставление оригиналов документов.
В соответствии с частью 13 статьи 28 Закона № 94-ФЗ любой участник конкурса после размещения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе вправе направить заказчику, в уполномоченный орган в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, запрос о разъяснении результатов конкурса. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня поступления такого запроса обязаны представить участнику конкурса в письменной форме или в форме электронного документа соответствующие разъяснения.
Исходя из вышеизложенного, требование об обязательном согласовании с заказчиком привлекаемых к исполнению государственного контракта третьих лиц прямо установлено ГК РФ в отношении исполнения договора на выполнение научно-исследовательских работ, данное требование вытекает из его сути.
Соответственно его включение в конкурсную документацию не может свидетельствовать об установлении дополнительного требования к участнику размещения заказа и ограничении его прав в контексте статьи 11 Закона № 94-ФЗ.
Изложенную точку зрения поддерживает и правоприментиель (например, см.: Постановление ФАС Московского округа от 31.05.2011 N КА-А40/4894-11 N А40-97840/10-21-535, Постановление ФАС Московского округа от 31.05.2011 N КА-А40/4894-11 N А40-97840/10-21-535).
Таким образом, установление в конкурсной документации требования об обязательном согласовании с заказчиком привлекаемых к исполнению государственного контракта третьих лиц правомерно, так как данное положение вытекает из сути договора на выполнение научно-исследовательских работ, прямо установлено ГК РФ, как следствие – не подлежит трактовке как требование в соответствии с Законом № 94-ФЗ.
Начать дискуссию