ГК РФ

Организация не обязана ремонтировать прилегающие к ее коммуникациям дороги

Организация владеет участком на праве собственности. Муниципальный орган издал Постановление, в соответствии с которым, организации необходимо за свой счет осуществлять ремонт дорожного покрытия автодорог возле эксплуатируемых ею инженерных коммуникаций. Нарушает ли данное Постановление права организации. Обязана ли организация проводить подобные ремонтные работы?

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

Организация владеет участком на праве собственности. Муниципальный орган издал Постановление, в соответствии с которым, организации необходимо за свой счет осуществлять ремонт дорожного покрытия автодорог возле эксплуатируемых ею инженерных коммуникаций. Нарушает ли данное Постановление права организации. Обязана ли организация проводить подобные ремонтные работы?

Ответ: Постановление нарушает права организации и является неправомерным. Законодательство не закрепляет обязанности содержания имущества на собственников, в отношении территории, прилегающей к их имуществу.

Обоснование: Статья 210 ГК РФ закрепляет, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.

Статья 40 ЗК РФ в части первой устанавливает, что собственник земельного участка имеет право: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

Согласно пункту 1.1.28 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации от 30.12.1999 N 168, к функциям организации водопроводно-коммунального хозяйства относится содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек.

Статья 3 Федерального Закона РФ от 8.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» в пункте 12 определяет, что содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

Статья 17 N 257-ФЗ в пункте 1 устанавливает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Пункт 5 статьи 13.2 N 131-ФЗ от 6.10 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Пунктом 4 статьи 6 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Пункт 10 статья 6 Закона N 257-ФЗ гласит, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Из приведенного обоснования следует заключить, что содержание дорог находится на обеспечении муниципальных органов и не может перелагаться на собственников имущества прилегающих территорий.

Обращаясь к судебной практике, мы видим, что в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.07. 2012 N А26-9552/2011 суд при вынесении решения ссылается на то что законодательство не предусматривает возможность возложения обязанности содержания имущества на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, объектов недвижимости, стационарных объектов, в отношении территории, прилегающей к имуществу собственника.

Рассматривая подобную ситуацию, Оренбургский областной суд в определении от 11.04.2012 N 33-2052/2011 указал, что при отсутствии федерального закона, предусматривающего возложение на физических и юридических лиц обязанностей по содержанию имущества, не находящегося у них на законном основании, данные функции могут осуществляться только на договорной основе.

Из вышеприведенного обоснования следует заключить, что организация не обязана заниматься подобными ремонтными работами за собственный счет на бездоговорной основе. Дороги и связанные с ними коммуникации находятся в ведении муниципальных служб. Постановление муниципального органа неправомерно. При возникновении подобных ситуаций следует оспаривать подобные акты в судебном порядке.

Начать дискуссию