Земельное законодательство

«Труба» платить не будет

В Челябинске с ОАО «Уралтранснефтепродукт», дочерней компании «Транснефти», пытаются получить компенсацию за снос домов, расположенных в охранной зоне нефтепродуктопровода. У компании нет никаких оснований платить собственникам недвижимости, построенной с нарушением федерального законодательства. Это не первый случай, когда «Транснефти» приходится решать вопросы с незаконным строительством и захватом земель в охранной зоне трубопроводов.

В Челябинске с ОАО «Уралтранснефтепродукт», дочерней компании «Транснефти», пытаются получить компенсацию за снос домов, расположенных в охранной зоне нефтепродуктопровода. У компании нет никаких оснований платить собственникам недвижимости, построенной с нарушением федерального законодательства. Это не первый случай, когда «Транснефти» приходится решать вопросы с незаконным строительством и захватом земель в охранной зоне трубопроводов.

На днях суд первой инстанции по иску ОАО «Уралтранснефтепродукт» признал самовольными постройками, подлежащими сносу, пять домов в челябинском садовом товариществе «Факел». Постройки, расположенные в охранной зоне нефтепродуктопровода, построенного около полувека назад, не дают возможности начать необходимый ремонт.

Участки, на которых сейчас расположены дома и яблони, впервые были выделены в 1992 году администрацией города только для огородов без права возведения любых построек и посадки кустов и деревьев. С огородников взяли соответствующие расписки, которые были продемонстрированы в ходе судебного процесса.

В 1993 году на месте огородов и прилегающих участков земли было создано садовое товарищество «Факел», получившее в бессрочное пользование 12 гектар. На момент образования участки «Факела» находились за пределами охранной зоны трубы. Но к 2007 году, когда были оформлены права собственности на дома и участки, площадь садового товарищества неизвестным образом выросла на 3 гектара. Ни садовое товарищество, ни местная администрация не смогли показать суду документ, который разрешил увеличение площади садового товарищества, теперь уже вторгшегося в охранную зону.

С тех пор многие участки сменили владельцев, а на участках в охранной зоне появились дома, причем два дома предназначены для постоянного проживания.

Суд не выяснял, каким образом вопреки действующему законодательству были оформлены права собственности. Скорее всего, не обошлось без неформальных договоренностей. На суде прозвучали заявления владельцев о некоем «Мише из Росреестра», который утверждал, что «пока он жив, проблем с участками не будет».

Дома в любом случае придется сносить, потому что жить над трубой с соляркой опасно и запрещено законодательством.

Но кто будет платить компенсацию добросовестным владельцам по всем правилам зарегистрированной недвижимости, и за чей счет будут сноситься дома? В судебном решении эта обязанность возлагается на владельцев. Активно участвующий в истории уполномоченный по правам человека Челябинской области Алексей Севастьянов убеждает пострадавших требовать компенсацию от ОАО «Уралтранснефтепродукт», которое, по его словам, использует чужую землю под собственную охранную зону. Странно слышать такое от юриста, но это факт.

История не закончена, собственники подлежащих сносу домов собираются судиться дальше. Но это бесполезно, так как законных оснований для выплаты компенсации у ОАО «Уралтранснефтепродукт» нет.

Похожая история случилась весной прошлого года в Москве. Зарегистрированные дома и участки оказались в охранной зоне нефтепровода, идущего из Ярославля на Московский НПЗ по границе национального парка «Лосиный остров». Подчиненные бывшего министра Минприроды Юрия Трутнева сколько могли тянули с разрешением на начало работ, чтобы не пришлось выяснять, кто дал добро на строительство коттеджей.

А два года назад при ремонте нефтепровода в Саратовской и Волгоградской областях «Транснефть» столкнулась с собственниками участков земли, в точности повторяющими изгибы трубы. Землю в собственность сумели оформить после того, как стало известно о предстоящем ремонте. Не вложив в участки ни копейки, собственники стали требовать с нефтетранспортной компании компенсации в семь раз больше, чем предусмотрено нормативными документами на возмещение ущерба. Компании пришлось оспаривать сделки по продаже земли в суде.

В Челябинске история с необходимостью сноса домов вызвала большой резонанс. Судье Татьяна Щеркина даже пришлось устроить пресс-конференцию, на которой она разъяснила: госрегистрация права собственности не отменяет того факта, что постройка может быть признана незаконной. Об этом надо помнить всем желающим построить что-то, запрещенное законодательством: получить любые документы при помощи взяток можно, но отменить федеральные законы не получится.

Комментарии

3
  • Красильников Вячеслав

    Цитата:
    "площадь садового товарищества неизвестным образом выросла на 3 гектара. "

    Нет, ну, ребята, так не бывает.

    Вообще, спор идет о том, чья земля. Неужели так трудно разобраться с этим в 21 веке?

  • Наталья

    Просьба к автору: перечитывайте статью до публикации. Это все же не пост в форуме.

    Цитата:
    "Дома в любом случае придется сносить, потому что жить над трубой с соляркой опасно и запрещено законодательством. " - опечатка

    Цитата:
    "А два года назад при ремонте нефтепровода в Саратовской и Волгоградской областях «Транснефть» столкнулась с собственниками участков земли, в точности повторяющими изгибы трубы. " - наверное, изгибы трубы повторяют все же не собственники, а участки? тогда "повторяющих"

  • NoeII

    Цитата:
    "Но кто будет платить компенсацию добросовестным владельцам по всем правилам зарегистрированной недвижимости, и за чей счет будут сноситься дома? В судебном решении эта обязанность возлагается на владельцев. "

    На нынешних владельцев? Эти люди являются добросовестными приобретателями. Когда они свои дома с участком покупали, все документы в норме были. Могли взять выписку в ЕГРП, проверить, там все нормально было на момент сделки