Комментарий к Федеральному закону от 07.06.2013 № 114-ФЗ

Согласно ч. 8 ст. 9 Закона о размещении заказов расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда. Вместе с тем действующее гражданское законодательство предусматривает возможность расторжения контрактов в одностороннем порядке в случаях нарушения существенных условий контракта.

Согласно ч. 8 ст. 9 Закона о размещении заказов расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда. Вместе с тем действующее гражданское законодательство предусматривает возможность расторжения контрактов в одностороннем порядке в случаях нарушения существенных условий контракта. Исключение такой возможности с учетом порядка размещения заказа, а также специфики бюджетного процесса привело к невозможности в ряде случаев быстро и эффективно осуществлять функции и полномочия РФ, субъектов РФ, в том числе для реализации федеральных и региональных целевых программ.

Напомним, что в силу ч. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным в том случае, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Так, если исполнитель ненадлежащим образом выполняет свои обязательства или не выполняет их вообще, поменять его возможно только путем расторжения с ним контракта. При этом если исполнитель не согласен расторгнуть контракт по соглашению сторон, у заказчика имеется единственная возможность расторжения контракта – через суд.

Вместе с тем судебная процедура расторжения контракта имеет существенные издержки, не позволяющие эффективно использовать данный механизм.

Во-первых, контракт считается расторгнутым с момента вступления в силу решения суда. С учетом положений АПК РФ решение суда первой инстанции может вступить в силу только через шесть месяцев после подачи иска. Опытный юрист без труда при необходимости затянет судебный процесс на такие сроки. Получается, заказчик сможет поменять ненадлежащего исполнителя только через шесть месяцев, но в подавляющем большинстве случаев у него нет столько времени для расторжения контракта.

Во-вторых, с учетом норм права суд может расторгнуть только действующий контракт, то есть контракт, срок исполнения по которому к моменту вынесения судебного решения не наступил. В противном случае суд отказывает заказчику в удовлетворении иска о расторжении контракта по причине отсутствия договорных отношений как таковых на момент вынесения решения.

Значит, если заказчик заключил полугодовой контракт, то его расторжение в судебном порядке фактически невозможно с учетом сроков рассмотрения дел в суде.

Итак, расторгнуть в судебном порядке контракт возможно только в случае, если он заключен на срок более одного года либо если он заключен на срок более шести месяцев и заказчик практически сразу обратится в суд с иском о его расторжении.

Комментируемый Федеральный закон № 114-ФЗ предусматривает упрощенную процедуру расторжения контрактов. Согласно вносимым изменениям расторжение контракта допускается не только по соглашению сторон или по решению суда, но и в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.

Нормы Закона о размещении заказов дополнены новой ст. 19.2, устанавливающей порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения. Как сказано в ч. 1 данной статьи, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом. Необходимо отметить, что в случае если заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд или нужд бюджетного учреждения размещен до дня вступления в силу комментируемого закона, в государственный контракт, муниципальный контракт или гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, заключенные по итогам размещения такого заказа, по соглашению сторон указанного контракта или сторон указанного договора допускается внесение изменений в части установления права заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения этого контракта или договора в соответствии с гражданским законодательством (ст. 2 Федерального закона № 114-ФЗ).

До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов (экспертных организаций). При этом такое решение может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в экспертном заключении будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Напомним, что согласно ч. 12 ст. 9 Закона о размещении заказов для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.

В силу ч. 4 ст. 19.2 Закона о размещении заказов решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, размещается на официальном сайте и направляется поставщику (исполнителю, подрядчику) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (исполнителя, подрядчика), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (исполнителю, подрядчику).

Выполнение заказчиком перечисленных требований считается надлежащим уведомлением поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении его поставщику (исполнителю, подрядчику) или дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (исполнителя, подрядчика) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения подтверждения или информации датой этого уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения на официальном сайте решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Данное решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также если заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе его исполнения выяснилось, что поставщик (исполнитель, подрядчик) не соответствует установленным конкурсной документацией либо документацией об аукционе требованиям к участникам размещения заказа путем проведения торгов или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать участником конкурса или аукциона.

Сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, включаются в реестр недобросовестных поставщиков в установленном ст. 19 Закона о размещении заказов порядке.

В соответствии с ч. 8.3 ст. 19.2 Закона о размещении заказов в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе разместить заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являвшихся предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта. При этом в силу ч. 8.5 ст. 9 Закона о размещении заказов если до расторжения контракта поставщик (исполнитель, подрядчик) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при размещении нового заказа количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. В этом случае цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

Помимо права заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта аналогичное право предоставляется и поставщику (исполнителю, подрядчику). Согласно ч. 10 ст. 19.2 Закона о размещении заказов решение поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого уведомления признается дата получения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подтверждения о вручении его заказчику.

Решение поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Информация о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой расторжения.

Если же контракт расторгается в связи с односторонним отказом поставщика (исполнителя, подрядчика) от его исполнения, то размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являвшихся предметом расторгнутого контракта, осуществляется заказчиком в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Начать дискуссию