В последнее время, а особенно в 2013 году, все больше растет недовольство в обществе наплывом большого количества мигрантов в Россию, которые приезжают для осуществления трудовой деятельности, но не всегда легально, что приводит к криминализации общества. Правительство Российской Федерации в 2013 году внесло ряд изменений в миграционное законодательство с целью упорядочения въезда мигрантов в Россию, их трудовой деятельности, интеграции их в общество и продолжает обсуждать законопроекты по изменению миграционного законодательства для снижения социальной напряженности и минимизации остроты национального вопроса в многонациональном обществе России.
С января 2013 года безвизовые иностранцы подлежат обязательной дактилоскопии
С 1 января 2013 года вступил в силу п. 4.6 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, который предусматривает, что иностранные граждане, прибывающие из стран, с которыми у Российской Федерации безвизовый порядок въезда, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации при оформлении разрешений на работу, разрешений на временное проживание и вида на жительство. Дактилоскопическая регистрация – это получение, учет, хранение, классификация и выдача информации об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека. Для граждан РФ дактилоскопия является добровольной, кроме военнослужащих, сотрудников силовых ведомств и специалистов, работа которых связана с повышенным риском для жизни.
Без прохождения процедуры дактилоскопии ни один иностранный гражданин не имеет права работать на территории нашей страны. Свои отпечатки пальцев обязаны оставить все иностранные граждане, которые обратятся в УФМС за оформлением документов на трудоустройство. Туристы, люди, приехавшие по делам или в гости к родственникам, дактилоскопической регистрации подвергаться не будут. Общая база дактилоскопических данных - это вопрос не только безопасности российских граждан в случае совершения иностранцами правонарушений, но и необходимость для самих приезжих.
Отмечу, что база данных с отпечатками пальцев необходима не только для борьбы с преступностью. Зачастую у трудовых мигрантов, в основном пребывающих из безвизовых стран, документы изымают работодатели, или, например, документы были утеряны. Для покупки билета с целью возвращения на родину требуется свидетельство о возвращении, для оформления которого нужно установить личность иностранного лица и сделать запрос в государство иностранного гражданина. На такие письменные запросы государства гражданства иностранных лиц отвечают длительное время, что вынуждает иностранного мигранта нелегально временно пребывать на территории России. Поэтому введение дактилоскопии может существенно сократить срок пребывания таких граждан на территории России в случае отсутствия документов, удостоверяющих личность.
Иностранные работники должны сдавать экзамен по русскому языку
В 2013 г. для осуществления трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания иностранный гражданин должен владеть русским языком на уровне не ниже базового и сдать обязательный экзамен по русскому языку, истории России, основам законодательства РФ для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов. Знания должны быть подтверждены одним из установленных законом документов.
Подтверждение владения русским языком для получения разрешения на работу не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным языком, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
При смене работодателя иностранцу придется выехать за пределы России
Важным изменением в регламенте работы миграционной службы является тот факт, что в настоящее время отсутствует возможность переоформления рабочей визы иностранным гражданам, переходящим на работу к другому работодателю, без выезда из Российской Федерации. По ранее существовавшей практике, в случае если иностранный гражданин, осуществлявший трудовую деятельность в России, менял своего работодателя, была возможность переоформить ему новую рабочую визу от нового работодателя. Соответственно, как только новый работодатель получал для работника разрешение на работу, у него было основание подачи запроса на оформление рабочей визы от его имени. При этом виза от имени предыдущего работодателя подлежала аннуляции. Данное обстоятельство позволяло работнику при смене работодателя избежать необходимости выезда за пределы России с целью переоформления визы. По ныне существующей практике при смене работодателя работнику придется выехать за пределы Российской Федерации, а новому работодателю необходимо заново оформлять приглашение для получения однократной рабочей визы. Исключение составляют иностранные граждане, меняющие свой статус на высококвалифицированных специалистов.
Отмена получения Разрешения на работу для определенных категорий иностранцев
Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации, освобождены от получения разрешения на работу с 01 января 2013 года.
Иностранцы, имеющие статус временно проживающих в РФ, теперь не должны получать разрешение на работу (Подпункт 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (редакция Федерального Закона от 23.07.2013г.) (далее - Закон № 115-ФЗ). Следовательно, они могут беспрепятственно работать в России, но все-таки не в любом ее регионе, а только в том субъекте РФ, на территории которого им разрешено временное проживание (Пункты 4.2, 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
Фирмам и предпринимателям, занимающимся розничной торговлей алкоголем, включая пиво (код ОКВЭД 52.25.1), в 2013 г. разрешено нанимать временно пребывающих в РФ иностранцев (в том числе безвизовых) (Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 № 1243). Однако их численность не должна превышать 25% общей численности работников компании или предпринимателя.
При этом сохранились нулевые квоты (то есть полный запрет) на наем иностранцев для таких сфер деятельности, как:
- розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31);
- торговля в палатках и на рынках (код 52.62);
- прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63).
Наказание для работодателей (компаний и предпринимателей) за нарушение этого запрета очень суровое: штраф в размере 800 тыс. - 1 млн. руб. за каждого мигранта или даже приостановление деятельности на срок до 90 суток (Часть 1 ст. 18.17 КоАП РФ). А директору компании придется расстаться с 45 тыс. - 50 тыс. руб.
Кроме того, усовершенствован порядок привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, а также иностранных работников в составе экипажей судов.
Так, в частности, работодателям (заказчикам работ, услуг) предоставлено право направлять в ФМС России и ее территориальные органы ходатайства о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов (заявления о продлении срока действия выданных им разрешений на работу) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Компании, привлекающие на работу высококвалифицированных иностранных специалистов, получили возможность дистанционно заполнять и направлять по Интернету, в частности через портал госуслуг www.gosuslugi.ru, ряд документов, связанных с наймом высококвалифицированных иностранных специалистов, а именно:
- ходатайство о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов (Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 487) вместе с необходимыми документами (Пункт 6.2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ);
- заявление работодателя о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированных иностранных специалистов (Приложение N 14 к Административному регламенту, утв. Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008) с пакетом дополнительных документов (Пункт 17.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Однако это не отменяет обязанности в течение 14 рабочих дней с момента отправки в электронном виде упомянутых ходатайства и заявления (Пункты 6.2, 9, 17.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ) представить их в орган ФМС в бумажном виде;
- уведомления (Пункт 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ):
- уведомление о выплате высококвалифицированным иностранным специалистам заявленной зарплаты (вознаграждения) (Приложение 7 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147);
- уведомления о фактах предоставления высококвалифицированным иностранным специалистам отпуска без сохранения зарплаты свыше 1 месяца (Приложение 8 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147), а также расторжения с ними трудового (гражданско-правового) договора (Приложение 11 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147).
Запрет на работу по определенным профессиям для иностранцев
Федеральным законом от 07.05.2013г. № 82-ФЗ законодатель запретил работодателю или заказчику работ (услуг) привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли.
Работодатели (заказчики), имеющие право в соответствии с законом привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов к работе на территории РФ, должны подать в федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) в сфере миграции, ходатайство, с приложением соответствующих документов. На основании данного ходатайства, иностранному специалисту выдается разрешение на работу. В течение срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, члены его семьи вправе осуществлять на территории РФ трудовую деятельность при наличии у них разрешения на работу, а также проходить обучение в образовательных учреждениях и осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ.
Также внесены изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ об упразднении квот на выдачу приглашений высококвалифицированным иностранным специалистам на въезд в Российскую Федерацию. В результате чего квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, установленные Правительством Российской Федерации, не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.
Введена процедура установления личности иностранного гражданина, не имеющего документа, удостоверяющего личность
Федеральным законом №83-ФЗ определена процедура установления личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность.
Установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе:
- требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;
- проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;
- использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
- использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.
Опрос лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, проводится сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Результаты опроса оформляются протоколом опроса свидетеля.
Протокол опроса свидетеля предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе свидетелю. Свидетель может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые удостоверяются его подписью. Протокол подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и участвовавшим в опросе свидетелем. В случае отказа свидетеля подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.
Также территориальным органом федерального органа исполнительной власти проводится процедура опознания с составлением протокола, в котором указываются место и дата проведения опознания, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилии, имена, отчества участвовавших в опознании лиц, а при необходимости адреса их места жительства (места пребывания) и другие сведения о них.
Если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа.
Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца.
Формы бланков заявления об установлении личности, справки о приеме заявления об установлении личности к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности иностранного гражданина будут утверждены федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в более поздний срок.
Усиление контроля за законностью предоставленных иностранцами документов
Федеральным законом Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение вводится безусловный запрет на въезд в Россию иностранцам и апатридам, если они представили подложные документы, а также в период предыдущего визита не заплатили налоги, штрафы или не возместили расходы по их выдворению. В последнем случае запрет на въезд снимается с момента полного погашения задолженности.
Согласно поправкам не могут получить разрешение на работу в нашей стране иностранцы, которые в течение 10 предшествующих лет неоднократно выдворялись из России.
Усилена административная ответственность за правонарушения в области миграции. Расширяется перечень нарушений, за которые иностранцев будут безоговорочно выдворять из России. Причем трудовых мигрантов, повторно пойманных на осуществлении трудовой деятельности без разрешения на работу, станут выдворять принудительно. Процедура контролируемого самостоятельного выезда из страны к ним не применяется.
Вводятся повышенные штрафы за повторные нарушения миграционного законодательства и за те, что совершены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.
Установлен минимальный срок административного приостановления деятельности для работодателей, нарушающих миграционное законодательство, а именно не менее 14 суток. Вводится ответственность работодателей (заказчиков), привлекающих высококвалифицированных специалистов, за неуведомление и нарушение порядка уведомления миграционных органов о работе указанных лиц.
О привлечении работодателей в сфере строительства к ответственности за нарушения миграционного законодательства будут информировать СРО, членом которой они являются. Неоднократное привлечение к такой ответственности в течение года является основанием для исключения из членов СРО.
Ответственность за нарушение миграционного законодательства увеличена
Федеральным законом от 30.12.2012 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьи 18.9 и 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях» в миграционное законодательство наконец-то введено определение понятия «приглашающая сторона». Согласно этому определению приглашающая сторона – это любой субъект, по ходатайству которого иностранному гражданину или лицу без гражданства выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию, если этот иностранец или лицо без гражданства въехали в Россию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению. Приглашающая сторона обязана принимать меры по реализации гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного иностранца (лица без гражданства) в период его пребывания в России. Непринятие указанных мер является административным правонарушением и наказывается административным штрафом. При оформлении документов иностранного гражданина для его въезда в Россию, приглашающая сторона несет ответственность за предоставление сведений о цели въезда (пребывания) в стране такого иностранного гражданина. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложной информации о цели въезда иностранного гражданина является административным нарушением (например, при оформлении туристической визы вместо деловой).
Административный штраф за каждое из указанных нарушений составляет: для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. рублей. Наравне с указанными штрафами сохраняется и санкция в виде возможного запрета на въезд в Россию для иностранных граждан, предоставивших заведомо ложные сведения о цели своего въезда.
До введения указанных норм определение приглашающей стороны вытекало из положений постановления Правительства РФ от 24.03.2003 № 167. Этим же постановлением за приглашающей стороной была закреплена обязанность предоставлять перечисленные выше гарантии. Что касается ответственности за предоставление информации о цели въезда, то такая ответственность была предусмотрена и ранее, как в отношении иностранных граждан, так и в отношении организаций и их должностных лиц (ст. ст. 18.8, 18.9 КоАП РФ). Однако формулировки в КоАП РФ, устанавливающие ответственность организаций, были не четкими и допускали различное толкование. При отсутствии соответствующих норм в законе на практике было сложно привлечь к ответственности тех лиц, которые не исполняли должным образом предусмотренные законом обязанности в отношении иностранных граждан. Помимо этого, такое положение способствовало развитию злоупотреблений в данной сфере.
Таким образом, в настоящее время наблюдаются тенденции ужесточения ответственности за несоблюдение правил миграционного законодательства, а также изменения привил регистрационного учета, осуществления трудовой деятельности для высококвалифицированных иностранных работников для упрощения процесса интеграции мигрантов в российское общество. При этом Правительство РФ усиливает контроль за соблюдением законодательства. Знание последних новелл касательно трудовой деятельности иностранцев на территории России избавит компанию от многих нежелательных последствий.
Начать дискуссию