Учет в торговле

Запрет на продажу отдельных видов алкогольной продукции: законно ли это?

В данной статье анализируется право субъектов РФ вводить запрет на розничную продажу некоторых видов алкогольной продукции.

В данной статье анализируется право субъектов РФ вводить запрет на розничную продажу некоторых видов алкогольной продукции.

О чем гласит «алкогольное» законодательство?

Пунктом 5 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя предусмотрены ограничительные требования к розничной продаже алкогольной продукции. В частности, в соответствии с названной нормой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23.00 до 08.00 по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции организациями и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи индивидуальными предпринимателями при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на ее розничную продажу.

Приведем несколько примеров. Законом Московской области от 27.04.2012 № 40/2012-ОЗ установлено, что на ее территории не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 21.00 до 11.00 следующего дня, за исключением розничной продажи алкогольной продукции организациями и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи индивидуальными предпринимателями при оказании такими организациями и ИП услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.

Несколько мягче законодательство в Ленинградской (Областной закон Ленинградской области от 10.11.2011 № 88-оз) и в Нижегородской (Закон Нижегородской области от 29.06.2012 № 74-З) областях: там запрещено торговать алкоголем с 22.00 до 09.00 и с 22.00 до 08.00 соответственно.

А вправе ли в регионах устанавливать полный запрет на продажу отдельных видов алкогольной продукции? Об этом и пойдет речь в статье. Предметом для анализа будет Постановление ФАС МО от 26.09.2013 по делу №А40-130927/12-130-1267.

Что предшествовало судебному спору?

В августе 2012 года на основании обращения Национальной ассоциации производителей и дистрибьюторов слабого алкоголя состоялось заседание Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении Архангельским областным Собранием депутатов антимонопольного законодательства в связи с принятием Закона Архангельской области от 04.06.2012 № 487-31-ОЗ «О внесении изменения и дополнения в ст. 7 областного закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», которым введен запрет на территории Архангельской области на розничную продажу спиртных напитков с содержанием этилового спирта от 0,5 до 9% объема готовой продукции, винных напитков с содержанием этилового спирта от 1,5 до 9% объема готовой продукции и напитков, изготовляемых на основе пива (пивных напитков).

Действия Архангельского областного Собрания депутатов были признаны ФАС нарушающими требования антимонопольного законодательства. В частности, по мнению антимонопольщиков, введенный запрет привел к ограничению прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров,

к ограничению продажи отдельных видов товаров и к ограничению конкуренции на рынке розничной продажи алкогольных напитков на территории Архангельской области.

Из материалов дела…

Суд анализировал документы, из которых, в частности, следует, что предприятия, осуществляющие производство и поставки запрещенных к розничной продаже алкогольных напитков, понесли убытки (в том числе в виде упущенной выгоды), связанные с отказом покупателей (оптовиков и магазинов розничной торговли) закупать эти напитки, а также с возникшей необходимостью вывозить нереализованную часть продукции от покупателей. В результате обращения в антимонопольный орган эти организации получили поддержку ФАС.

Однако правительство Архангельской области, Архангельское областное Собрание депутатов обратились в суд для признания решения ФАС неправомерным. Дело рассматривалось в нескольких инстанциях, в которых судьи единодушно поддерживали бизнесменов, делая вывод, что необоснованный запрет розничной продажи отдельных видов разрешенной к обороту алкогольной продукции противоречит российскому законодательству.

В частности, по мнению суда, из содержания абз. 2 п. 5 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя следует, что дополнительные ограничения могут устанавливаться и касаться времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе в качестве исключительной меры может быть установлен полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции. При этом возможность введения в субъекте РФ запрета на розничную продажу отдельных напитков, относящихся к алкогольной продукции, указанная норма не допускает. Такой запрет фактически означает регулирование рынка розничной продажи алкогольной продукции, разрешенной к производству и допускаемой к обороту. Данные полномочия не перечислены и в ст. 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» названного закона. Кроме того, введенное ограничение противоречит ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и п. 4 ст. 15 Закона о торговле.

Особое мнение

В ходе ведения дела суд интересовался мнением третьих лиц. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка оставила вопрос о законности принятых по делу судебных актов на усмотрение кассационного суда.

От Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поступил отзыв, согласно которому она поддержала позицию местных властей. В частности, по мнению Роспотребнадзора, из-за тенденции роста числа потребителей алкогольных напитков и снижения возраста начала потребления алкоголя введение ограничений по продаже отдельных видов алкогольной продукции обоснованно. Это ведомство полагает, что Федеральная антимонопольная служба, предвзято трактуя действующее законодательство и основываясь лишь на юридико-технических особенностях, блокирует законное решение законодательного органа власти субъекта РФ по реализации конституционного права граждан на защиту здоровья.

* * *

Не известно, будут ли правительство Архангельской области, Архангельское областное Собрание депутатов далее отстаивать свою позицию (в частности, обратятся в ВАС), но вступившее в силу постановление гласит, что для ряда хозяйствующих субъектов созданы препятствия в связи с незаконным запретом розничной продажи отдельных видов разрешенной к обороту алкогольной продукции, приводящим к ограничению конкуренции в результате создания преимущественного положения для продавцов алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 9%.

  • Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
  • Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
  • Высказано на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года

В этой статье вы познакомитесь с ключевыми изменениями в налогообложении нерезидентов, которые начнут действовать с 2025 года. Кроме того, если вы прочитаете материал до конца узнаете две интересные истории из практики, которые наглядно демонстрируют, как можно сэкономить миллионы рублей благодаря оптимизации налогообложения.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года
2

Начать дискуссию